Понедельник, 25 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Владимир Люто: «Не время почивать на лаврах»

7 июня 2020 / Общество / 0
Он приехал в Железногорск год назад. Приехал, чтобы возглавить школу 100. Сегодня он уже свой для педагогов, учеников и родителей сотой. И по-прежнему свой для коллектива абанской средней школы №4. Он историк по образованию, отец взрослой дочери, добрый друг и прекрасный рассказчик. В этом мы убедились, не заметив, как пролетел час за разговором с Владимиром Люто - тем, кого сегодня называют главным претендентом на должность руководителя Управления образования ЗАТО Железногорск.

- Владимир Петрович, 12 лет вы руководили школой №4 в Абане. Что привело в Железногорск?

- Действительно, я был директором самой большой школы Абанского района. Там у меня было все налажено, хороший коллектив. Горжусь тем, что учителями работают сейчас ребята, которые были моими учениками, я их вырастил с 5 класса, и они вернулись педагогами английского, истории, ОБЖ в родную школу. Там замечательные дети. Мы конкурировали серьезно с городскими и краевыми школами, занимали призовые места в соревнованиях и на олимпиадах.
А в прошлом году мне предложили переехать и возглавить школу 100 в Железногорске. Я быстро принял это решение, чему несказанно рад.

- Вы всегда стремительно принимаете важные решения?

- Нет. Это очень личное, и я редко говорю об этом, но сейчас уже могу спокойнее произносить. В моей жизни произошла трагедия - я потерял жену, остался один. И в какой-то момент понял, что прежней жизни не будет. Решил, что надо поменять вообще все. Видимо, это решение сильно назрело, и я достаточно быстро его принял, когда появилось предложение. Может быть, отчасти это авантюра. Все-таки мне не 20 лет, я не студент - были дом, работа, коллектив... Все бросить в одночасье - это непросто. Но я не пожалел. В этом меня поддерживает дочь - мой самый лучший друг.

- Как Железногорск вас принял?

- Город понравился сразу: зеленый, уютный, по-домашнему комфортный. Интересно его открывать и познавать. Последние события и негатив в социальных сетях приоткрыли мне новые особенности железногорцев - не лучшие, но, видимо, без этого нельзя путь пройти. Я держусь того, что подавляющее большинство жителей города - люди добрые и открытые. Как пример - коллектив школы принял меня замечательно. Присматривались, конечно, какое-то время, но притерлись, сработались и очень быстро стали командой. Конечно, коллектив нужно обновлять, нужны молодые кадры, но в современных условиях это очень сложно. Кадровый голод остро ощущается. И у меня в школе над этим надо работать, надо создавать условия, привлекать молодежь.

- Чем можно привлечь молодого педагога в профессию и в наш город?

- Это непросто. Никогда не вешаю ярлыки: «Молодежь, мы в ваше время...» Сам не считаю себя старым. Но есть тенденция - молодежи, которая оканчивает вуз, нужны сразу хорошая зарплата, условия, квартиры и т.д. Но так не бывает. Я со своей стороны делаю все, и доплаты какие-то придумываем, чтобы как-то стимулировать. Также не знаю, где еще в территориях дается бесплатное служебное жилье. И все равно капризы: мол, дайте мне все, тогда, возможно, я что-нибудь вам покажу. Такая позиция есть сегодня. Не у всех, конечно, но я уже сталкивался неоднократно. Начинаешь объяснять, что, извини, дорогая-дорогой, но ты в профессии пока никто, и неплохо бы тебе сначала хоть какое-нибудь реноме заработать, а потом уже претензии предъявлять, не с того начинаешь, как говорится.

- Какой учитель нужен современной системе, современному школьнику?

- Замечательный вопрос. Он и сложный, и простой в то же время. Мы сейчас тектонические сдвиги переживаем в образовании. Образование - система инертная, как любая большая система. Тем не менее вектор понятен. Это непрерывное саморазвитие. Советская фраза «учиться, учиться и еще раз учиться», над которой мы посмеивались, - очень актуальна сейчас. Получать новые навыки и умения нужно в течение всей жизни. Если ты хоть на секунду остановился - отстал безнадежно. Как у классиков - нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте.
Многие учителя считают, что это общие слова, что наработаны некие традиции и надо в их рамках оставаться. Для Железногорска, кстати, это очень свойственно: есть традиции - на них и держимся. Безусловно, от традиций никто не призывает отказываться. Часто слышу, вот вернуть бы нам советскую систему образования. Но это же фантазии. Это все равно, что повернуть время вспять. Другая цивилизация была, и образование советское, при всем моем огромном уважении к нему, - это образование той эпохи, которая ушла. Ничего уже не вернуть. Нужно в новых условиях выживать и приобретать новые навыки, учитывая мировые тенденции.

- Какие навыки сегодня оказываются самыми актуальными для системы образования?

- Дистанционное обучение в четвертой четверти послужило нам серьезным вызовом. Пришлось буквально с колес принимать решения, ошибаться, болезненные вещи на себе испытывать, много негатива со стороны родителей было и т.д. И это объяснимо. Потому что была одна привычная ситуация, и вдруг пришлось работать в условиях неопределенности. Но ничего зря не бывает. Мы получили серьезный опыт, который нам пригодится. Многие родители паниковали в соцсетях: а что, дистанционное образование будет теперь всегда?.. Конечно, я их успокаиваю, говорю, что это ерунда, очный вариант никто не отменит и не заменит. Но элементы дистанционного образования, конечно, будут, и они будут развиваться. И это замечательно. Вопрос в балансе. Многие родители, кстати, отчасти почувствовали, что такое учительский труд. А то ведь у них тоже бывает позиция потребительская.

- Потребительская позиция сейчас превалирует?

- Есть такое. Звучит порой неприятная фраза, что мы оказываем образовательную услугу. Я ничего не имею против сферы услуг, но это образование, это другое.

- А что это?

- Я не хочу в пафос ударяться, но это призвание. Как можно любить ребенка, оказывая услугу? Такой механический подход мне не нравится. Это сфера, где душа очень много значит. Учитель как транслятор знаний - это странно для меня. Часто роль учителя совсем другая. Раньше я был носителем уникального знания. Приходил в класс и рассказывал, например, о фараонах. И сельские дети получали от меня уникальную информацию, потому что книжку кто-то из них, может, никогда и не прочитает. Сейчас он заходит на «Ютуб», смотрит лекцию с видео, и это гораздо круче, чем я рассказываю, а я, кстати, хороший рассказчик. Сейчас у них изобилие ресурсов. Как носитель знаний я уже обесценился, я столько и не знаю, сколько сейчас есть информации.
Другая роль у современного учителя - направить ученика, научить его базовым вещам. Мы возвращаемся к тому истинному значению педагога, который сопровождает ребенка, а не просто механически впихивает ему в голову знания. Такой подход тоже не нужен. Формат ЕГЭ, ОГЭ и ВПР существует, его никто не отменял. И если я начну такое болтать, меня министерство и службы контроля не поймут. Скажут, ты покажи нам цифры, пожалуйста, как у тебя дети освоили программу. Что делать? Таковы правила игры. Мы в системе. Можно ее критиковать, но другой нет пока. Разрушить-то легко. Но что дальше?
Современную систему образования тоже не идеализирую. В ней много лишнего, много избыточного. Даже, может, и глупого совсем. Но пока другого инструмента не вижу.

- От чего можно безболезненно отказаться в современной системе?

- Сложно сказать. Я человек осторожный.

- Сейчас так же стремительно, как дистанционное образование, должна выстраиваться система гибких и новых отношений педагога и ученика.

- Согласен. Не знаю пока, как это сделать. Я понимаю, что это нужно, но нет готового рецепта.

- Видимо, придется это делать, и не только в рамках одной школы. Вы сегодня основной претендент на должность руководителя Управления образования Железногорска. Есть ли у вас стратегия: что изменить, развивать, сохранять?

- Стала уже общей и расхожей фраза «высокий уровень железногорского образования». Как мантра, знаете. Это действительно так. Никто не спорит. Но эта фраза опасна тем, что расслабляет, успокаивает, замедляет и укореняет на рельсах инертности. Мы считаем, что мы заработали такой багаж, которого хватит на годы вперед. Но мы говорили в начале, что бежать надо, чтобы на месте оставаться. Я не говорю про стагнацию. Есть огромные успехи, отличные педагоги, наработки. В Железногорске замечательные школы. У нас есть чудесный ресурс на территории - ГХК, ИСС - высокотехнологичные производства. Вопрос в том, насколько эффективно этот ресурс используется.
Насколько эффективно тратятся деньги - это тоже вопрос вопросов для железногорского образования. Считаю, что они тратятся неэффективно - по своей школе это заметил сразу. Я вижу цифры и вижу то, что есть вокруг. И не понимаю, где здесь расхождение. Почему эти цифры не срабатывают на то, чтобы было комфортно, красиво, современно, чтобы все работало. Это очень важный вопрос, тем более сейчас, когда ситуация вообще не очень простая. И надо внимательно смотреть, насколько правильно расставлены приоритеты. Денег много не бывает. Их можно все проесть, размазать тоненьким слоем равномерно - и нигде толку не будет. Здесь нужна серьезная аналитическая работа с привлечением специалистов, которые могут все правильно посчитать, верно расставить приоритеты.
Не могу сказать, что у меня есть готовая стратегия с цифрами. Но точно знаю вектор - это мобильное современное образование. Нам необходимы какие-то новые технологии при сохранении тех самых традиций, о которых мы говорим. Я не сторонник экспериментов ради экспериментов. Цель - все, а движение к ней - это уже вторично. Маршруты можно выстраивать потом, придумывать какой-то инструментарий. Но если мы не знаем цели, то движение теряет смысл. Самое главное - современное, мобильное, качественное, конкурентоспособное образование.
С тревогой смотрю некоторую статистику и вижу, что нас обходят другие города, сходные по размеру, тот же Зеленогорск, например. Я знаю, какие замечательные практики есть у нас, какие в системе работают учителя, какие планы разрабатываются в школах, но все это тихонько лежит на внутренних полках.
Мы немного почиваем на лаврах с мнением, что у нас и так все хорошо... А это опасная тенденция, мне это не нравится. Вот с этого и надо начинать новый этап истории образования Железногорска.

Юлия ТРЕТЬЯКОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения