В июле 2020 года Управление образования Железногорска возглавил Игорь Скруберт, до этого возглавлявший гимназию «Универс» в Красноярске. Игорь Владимирович производит впечатление человека дела - по крайней мере, слов на ветер не бросает и очень сдержан в комментариях. Несмотря на это, в педагогическом сообществе репутацию бескомпромиссного руководителя он уже заработал. О своем представлении настоящего и будущего железногорской системы образования Игорь Скруберт рассказал в своем первом интервью «ГиГ».
- Зачем вам Железногорск? Как вы решились променять успешный и известный «Универс» на неизвестный вам закрытый город с особым менталитетом?
- Я знал, что этот вопрос точно прозвучит. И это нормально и интересно. Для меня предложение возглавить Управление образования Железногорска было неожиданным, честно скажу, но заставило оценить все то, что я умею и могу, и понять, какие проекты я точно не могу реализовать в рамках одной вверенной мне школы. Возглавить систему образования Железногорска - это профессиональный вызов, если хотите. Главой города Игорем Куксиным и его командой передо мной поставлены амбициозные и непростые задачи, но они очень интересные, потому что современны и заточены на проекты, опережающие время.
- Говорят, что Скруберт не сработался с Карташовым. Как работать в команде, где нет контакта с курирующим замом главы? Так ли это? Общий язык нашли?
- Было бы, наверное, странно, если бы я сейчас сказал, что нет, не сложилось у нас. Меня пригласили работать в команду, которая ставит задачи, и мы решаем эти задачи общими усилиями. Но и врать тоже не хочу: далеко не по всем вопросам мы с Евгением Александровичем работаем в унисон - бывает, что спорим и остаемся каждый при своем мнении.
- Тогда давайте детальнее. Как вам идея и проект аутсорсинга для железногорских школ?
- О, понимаю, этот вопрос напрямую связан с предыдущим. Уверен, всех интересует прежде всего клининг. Пока его на аутсорсинг отдавать не будем - это вопрос на паузе для городских школ и учреждений образования. Надо разобраться в вопросе, все дотошно просчитать и понять, что весомее будет - выгода или ущерб. На сегодняшний день в Железногорске нет таких клининговых компаний, которые могли бы закрыть потребности школ по адекватной цене. Поэтому здесь повременим. Мой опыт работы в «Универсе» (а мы последними среди красноярских школ отдали уборку сторонним организациям) говорит о том, что в этом вопросе совершенно точно спешить нельзя. Будем добиваться финансирования, других путей пока нет.
- А какие услуги все же выведите на аутсорсинг?
- Пока обсуждается уборка прилегающих территорий, в частности - по школам. Если у нас получится такую модель до конца довести, это будет хорошей альтернативой тем дворникам, которые работают сейчас. Потому что механизированная уборка школ на порядок качественнее - состояние территорий будет лучше, это с одной стороны. С другой - мы избавим от извечной головной боли директоров школ, когда сезонно необходимо решать проблемы уборки снега, листвы, покосов.
Что касается садиков, это направление пока не рассматриваем, потому что здесь есть особенности, и очень серьезные. Если для школ территория проходная, для садика это образовательное пространство. Поэтому нельзя заводить туда ни клининг, ни какую-либо организацию, которая не понимает этих образовательных особенностей. Там надо оставлять систему существующую, когда грязную работу, условно говоря, выполняет дворник, а все благоустройство, наполнение содержанием - это совместная работа воспитателей, помощников воспитателей, администрации, родителей.
- Есть мнение, что у вас не сложились отношения с директорским составом. Что не так?
- На мой взгляд, вполне сложились отношения. В моей управленческой практике я стараюсь советоваться, делиться и рекомендовать, безусловно, контролируя и проверяя. Я не люблю указывать - сделали то, сделали это. Я сам был директором школы и прекрасно понимаю, когда начинают тебя учить, как делать, не понимая специфики твоей школы, это вызывает только отторжение и возмущение, никак не сотрудничество. Поэтому с руководителями школ я настроен работать именно в таком ключе. Но, увы, есть специалисты, с которыми придется, скорее всего, расстаться.
- Вы уже приняли и такое решение?
- Да. Есть руководители, которые в силу разных обстоятельств допустили существенные управленческие ошибки. Но предметного разговора пока ни с кем не было. Для этого тоже нужно создать определенные условия. Да и заранее пугать не хочется, потому что у каждого и всегда есть шанс пересмотреть свою систему координат и приоритетов, изменить подходы и методы.
- А вы уже в курсе, что скамейки запасных в управленческих кадрах города нет?
- Это общая проблема. И касается она не только директоров школ, но и представителей других профессий. За исключением, наверное, разнорабочих.
- Как решать ее будете, есть план?
- Проблема решается системно. Те проекты, которые мы начинаем запускать, призваны, в том числе, сделать Железногорск привлекательным для новых специалистов, для молодежи. Начать с элементарного - с целевых программ и обеспечения жильем, возможности получить квартиру или построить дом. Я еще не доехал, к сожалению, до Додоново, но много слышал, что там формируется коттеджный поселок, а это претензия на высокий уровень качества жизни. Если у человека есть все условия для его семьи, есть хорошие детские сады, хорошие школы, есть хорошая инфраструктура, качественный и экологический отдых, то и работать он будет качественно по-другому.
- Мы привыкли к тому, что систему образования Железногорска хвалят. А вам как она видится? Что-то будете менять?
- Начнем с того, что я в содержание еще глубоко не погружался. Физически просто нет пока возможности. Из того, что я успел увидеть, когда приемка проходила, это школьный дух, который даже без детей чувствуется в некоторых школах. Это большой плюс. К сожалению, я увидел его не во всех школах. Это минус. Я откровенно говорил на приемке некоторым директорам о том, что в школе главные - дети. У каждой школы должно быть свое лицо, особенное настроение, своя изюминка. Я говорил это, на мой взгляд, достаточно открыто и уважительно.
- Поэтому на вас директора обиделись?
- Может быть. Возможно, им никогда такого не говорили. Во всем и всегда важны детали и мелочи, и если администрация школы не обращает на это внимания, то наша задача помочь им в этом. Важно находить разумный баланс между красотой школьных стен и комфортными и безопасными условиями для детей. В одной школе, например, безобразные учебные столы и стулья, но красивый интерьер, который, к слову сказать, прежде всего, должен нести образовательную функцию, а уже потом быть эстетически привлекательным. Я уверен, что в бюджете школы всегда можно найти средства, чтобы соблюсти необходимый баланс, помня, что на первом плане для педагога и руководства школ дети. Я сказал сразу: школы-музеи – для нас не вариант.
- Создание доступной среды и реализация проекта инклюзивного образования буксуют в Железногорске, пока создается только видимость. Как планируете работать в этом направлении?
- Очень сложная тема. И неоднозначная. Говорить о ней нужно всегда аккуратно. Мое мнение такое: создавать условия для детей с ОВЗ нужно, безусловно, в каждой школе. Это неправильно, когда есть какое-то отдельное место, куда будут свозить детей с ограничениями по здоровью, как в теплицу такую. Создавать условия надо, и это сложно, потому что очень дорого. Здесь я вижу выход пока только один - тесное и активное сотрудничество с НКО. То есть с теми организациями, которые занимаются, уделяют много внимания проблемам семей с особенными детьми. Такие организации могут готовить грантовые заявки, чтобы существующие фонды (а их сейчас много) могли частично финансировать такие проекты. Школе нужно открыться для этого, то есть вступить в диалог с этими организациями, показать им возможности. НКО должны заходить в школу как партнеры, а не как просители.
- Со школами ваш настрой понятен, а будет ли оптимизация штата Управления образования?
- Система сейчас выстроена так, что 90% сотрудников Управления образования занимаются исключительно функционалом. Бумажки, которые нужно заполнить, отправить, получить. Меня это угнетает.
- Что будете делать с этим функционалом?
- Надо менять систему. Чтобы что-то изменить, надо понимать, чем эта система будет заменена. Поэтому рассматриваем проекты укрупнения юрлиц, перераспределения управленческих полномочий, забираем какие-то функции у детских садов и передаем в единый центр управления. Соответственно, часть людей, которые занимаются в Управлении образования этими вопросами, будут освобождены от лишнего функционала. Надо учиться работать в проектах и ставить главной задачей развитие. Пока это проблема.
- То есть идею единого центра управления дошкольными учреждениями вы поддерживаете?
- Она рассматривается. Есть вещи серьезные, которые юридически пока тормозят процесс. Очень много вопросов кадровых и их придется решать. Я не приверженец радикальных реформ в стиле «все и сразу», шашкой рубить и махать не буду, но изменения неизбежны. Я надеюсь, что выполняя поставленные главой Железногорска задачи, выполню их и стану тем руководителем Управления образования, который создаст здесь современную и эффективную систему и поможет школам и детским садам Железногорска стать еще лучше. Время перемен настало, по-другому не скажешь.
Беседовала Юлия ТРЕТЬЯКОВА