На сегодняшний день больше половины обращений граждан в интернете и на встречах жителей Железногорска с депутатами связаны с проблемами в сфере ЖКХ и взаимодействием с управляющими компаниями. Это свидетельствует о том, что львиная доля собственников жилья имеют о сфере ЖКХ довольно общее представление, люди не знают своих прав и обязанностей. Многие жители МКД и по сей день считают, что все то, что расположено за его квартирой (крыша, подъезд, лифт, двор), является заботой местной власти, но никак не владельцев квартир в этом доме. Вместе с тем отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства строятся на рыночных принципах, а это значит, что собственники должны научиться быть грамотными потребителями услуг для своего дома и уметь контролировать качество их предоставления. Первая публикация в новой рубрике «ЖКХ от А до Я» посвящена определению основных участников сферы жилищно-коммунального хозяйства нашего города и управления МКД.
Светлана Телешун начала трудиться в сфере ЖКХ в 2019 году в должности заместителя руководителя управляющей компании «Сосновый бор», созданной для содержания общедомового имущества двух МКД по Ленинградскому проспекту. За год с небольшим молодой руководитель также успела набраться опыта и в УК «Меридиан», обслуживающей сегодня 35 дома. А 1 июля 2020 года Светлана Юрьевна стала замом руководителя УК «Железногорское Коммунальное Управление», под крылом которой сейчас находятся 67 МКД. Чем больше зона ответственности, тем больше проблем. И эти проблемы, как выяснилось в ходе беседы со Светланой Телешун, после деятельности прежнего руководства УК «ЖКУ», придется расхлебывать еще долго.
- Светлана Юрьевна, в каком состоянии была компания «ЖКУ», когда вы с мужем встали у ее руля?
- Летом мы пришли в управление ЖКУ после того, как Игорь Михайлов уволился, Анатолий Телешун стал руководителем и учредителем компании, я - заместителем руководителя. Вначале мы заново исходили ногами все дома, делали осмотры, пытались найти общий язык с людьми. Жители же не понимали, почему руководитель их бросил. У многих собственников было ощущение, что их просто перепродали, захватили. Пришлось столкнуться с большим негативом и непаханым полем работы. Ведь то, что было обещано прежним руководителем, по факту выполнено не было. Человек прикрывался коронавирусом, инфекцией - якобы из-за пандемии он не может производить уличные работы и ремонты в подъездах. Поэтому пришлось делать все с нуля, чтобы завоевать доверие людей. Сейчас у нас сделано 6 отмосток, проведены ремонты в двух подъездах и выполнено остекление окон. Также при подготовке к отопительному сезону полностью надо было промыть отопительную систему. Благо все успели вовремя. Поначалу было, конечно же, страшно. Но когда сейчас этот период позади, понимаю, что все сработали на 100 процентов!
- Почему вы не побоялись принимать организацию, в которой было 10 миллионов долга перед ресурсоснабжающей организацией?
- Действительно, на 30 июня 2020 года у УК «ЖКУ» был долг 10 900 000 рублей перед «КрасЭкоЭлектро». Такие же долги, кстати, ранее у них были и в УК «ЖилКом». Но они сумели переголосовать дома из «ЖилКом» в «ЖКУ», оставив долг. И сейчас МП «Гортеплоэнерго» подано в суд на «ЖилКом» о взыскании 6 миллионов рублей. Почему не побоялись? Во-первых, мы неплохо справлялись с жилым фондом в рамках УК «Меридиан». У нас уже было 35 домов, хотелось развиваться дальше. Мы были уверены, что мы можем обслуживать новые дома, для этого имелись все ресурсы. Отмечу, когда мы пришли в «ЖКУ», мы предложили Михайлову остаться. Изначально Анатолий Телешун не собирался становиться руководителем. Но когда прежний управленец узнал, что будет проводиться внешний аудит, он скоро ретировался. Поэтому нам, всей нашей дружной командой, пришлось пойти в управление УК «ЖКУ».
- Чем было вызвано стремление провести внешний аудит?
- Во-первых, мы не понимали, откуда взялись 10 млн 900 тысяч долга, когда физические лица за потребленные ресурсы были должны сумму в районе 4 млн рублей. Куда все остальные деньги делись-то? В поисках ответа мы связались с организацией в Красноярске, которая сертифицировано проводит внешний аудит. В итоге выявилось, что 12 млн рублей было выведено из бизнеса до нашего появления. Тогда нам и стало интересно, сколько же на самом деле получал сам Игорь Иннокентьевич? Например, нас поразило, что когда мы только пришли в ЖКУ, люди из управленческого персонала стали увольняться подозрительно быстро. Оказалось, они привыкли, что на столе у них всегда лежит дебетовая карточка с деньгами, которую можно взять, поехать купить все, что им нужно. То есть их в этом плане никто не контролировал. Лично же на Михайлове висит подотчет в районе 800 000 рублей. Когда мы попросили объяснить, где эти деньги, в ответ получили авансовый отчет - бумажка А4 рукописным текстом, где написано, что именно он когда купил - и подпись внизу. То есть никаких официальных документов не было. По указанным фактам мы уже подали заявление в ОБЭП, приложили к нему результаты внешнего аудита. Теперь полицейские должны провести свою проверку. Знаю, что вся документация подана на экспертизу. А пока суть да дело, Игорь Иннокентьевич уже проводит голосование на домах о переходе из ЖКУ в «Михайлов и К». Причем я собственникам задаю вопрос - вы куда дальше-то собрались? Ведь это уже третья компания. И с большой долей вероятности в конечном итоге она тоже будет с долгами.
- А сколько сейчас по факту долгов у УК «ЖилКом» и у УК «ЖКУ»?
- У УК «ЖилКом» - 6 млн рублей. Но мы к этой организации не имеем никакого отношения. У ЖКУ была задолженность в 10 млн 900 тыс. рублей перед ресурсниками, за эти два месяца она снизились до 8 млн 500 тыс. рублей. Вот это уже наша заслуга. Причем УК «ЖилКом» сейчас дома не обслуживает, они жилой фонд полностью вывели в «Михайлов и К».
- Сфера ЖКХ - одна из самых болезненных и острых в плане взаимодействия и с конкурентами, и с собственниками. Многие играют по старым правилам, обливая друг друга грязью. Как вы реагируете на негативные публикации в ваш адрес?
- Правда у каждого своя. Но уподобляться той грязи, которую льют на нас псевдообщественники, считаю излишним. Страшно другое, что им верят. Например, гражданка Татаринова утверждает, что мы проводим голосование на домах, заключая не прямые, а косые договора, когда УК пропускает все деньги собственников МКД через себя. Когда я к ней лично подошла и спросила, есть ли у вас подтверждение этих слов, она ничего вразумительного ответить не смогла. Зачем тогда писать неправду? Другой пример - Центральный проезд, 7. Ольга Лопачук утверждает, что на доме не производилось никаких ремонтных работ, что является ложью.
- Кажется, в такой ситуации вам как нельзя кстати пришлась к месту экспертная оценка человека со стороны?
- Сейчас на рынке ЖКХ в Железногорске существуют 42 управляющие компании. В то же время простые люди не знают, куда бежать, кому верить и что делать. У нас родилась идея пригласить в город Романа Казакова, автора проекта «Народный контроль». Хотелось бы перенять его опыт и дать рекомендации людям, которые порой требуют от жилищников того, что сделать без увеличения тарифа просто невозможно. Я думаю, что есть смысл собрать председателей МКД и провести беседу, чтобы в первую очередь население получило ответы на волнующие вопросы, стало бы меньше конфликтов.
- Как сейчас обстоят дела с кадрами управляющей компании «ЖКУ»?
- Когда Игорь Иннокентьевич в УК «Михайлов и К» начал набирать дома и уже приступил к обслуживанию общедомового имущества, тотчас от нас стал уходить управленческий персонал. На мой взгляд, это тоже является подлостью. Мы сохранили им работу, никого не выгоняли. Напротив, персонал, который обслуживает непосредственно дома (дворники, технички), - остались в ЖКУ. Сейчас порядка 120 человек работают в нашей УК. Плюс у нас есть еще филиал в Подгорном - наша гордость. Когда мы 1 июля зашли в ЖКУ, в Подгорном у нас было 14 домов на обслуживании. Мы открыли там полноценный офис, где работает административный персонал и выдает справки. Теперь людям уже не нужно ездить за ними в Железногорск. Там свои сантехники, свои электрики, свои дворники, технички и руководитель филиала.
- С недавних пор стало известно, что вам поступило предложение встать у руля ассоциации управляющих компаний?
- Все верно. И я согласилась на это предложение. В рамках ассоциации формируется сильная команда, можно сделать много интересной работы. МП «Горэлектросеть» входит в ассоциацию, а еще «Меридиан», «ЖКУ», «Ленинградская» «ЖЭК-26», «Крепость». Помимо управляющих организаций есть свое лифтовое хозяйство, есть КЦ «Город», который помогает юридически, есть аварийная служба, которая обслуживает больше половины Железногорска. Одна из задач - создание открытой площадки для работы с населением, оказание консультаций. Там будут и юристы, и экономисты, и управленцы. Сейчас идет процесс оформления учредительских документов.
- Желаем, чтобы вашим планам суждено было сбыться. И напоследок, какие преимущества есть у компании ЖКУ по сравнению с другими управляющими организациями?
- Надежность - это самое главное. Мы сильная УК, имеющая больше ресурсов и возможностей, чем у наших коллег. Люди могут приходить в нашу управляющую компанию и не бояться, что она провалится в долги, исчезнет на следующий день или развалится. Это очень важно! Сюрпризов никаких не будет. УК «ЖКУ» точно останется на долгие годы. Намерения у управленческого персонала и учредителей очень серьезные.
Александр КОТЕНЕВ