Продолжаем подводить итоги 2020-го. Непростым и переломным уходящий год оказался для коллектива МП «Пассажирское автотранспортное предприятие». Его новый директор Семен Ташев рассказал «ГиГ» о том, что было, есть и будет на вверенном ему предприятии.
- Семен Олегович, в каком состоянии приняли ПАТП в сентябре? - Первое, что бросилось в глаза, это упадническое эмоциональное состояние трудового коллектива. Виной тому, в том числе, стали некоторые СМИ, которые по ошибке считают себя журналистами, но на самом деле занимаются нагнетанием тревожной информации. На тот момент они разгоняли волну, ловили хайп и транслировали лозунги: всему хана, ПАТП ждет банкротство. Люди на такие заявления реагировали декадансно, коллектив был настроен негативно. Еще меня поразила фантастическая экономия на всем - от канцелярских скрепок и гвоздей до автомобильных запчастей. Почему-то у руководителей среднего звена было устойчивое мнение, что в любом случае рано или поздно им в клювике принесут новые автобусы. То есть старые можно внятно не обслуживать, не заморачиваться на приобретение оригинальных запасных частей. С таким укладом вещей мне пришлось бороться. И, что греха таить, этот маразм приходится переламывать до сих пор. Видимая бережливость на деле оказалась скупердяйством, ширмой и показухой. Мол, окружающие должны видеть, что на предприятии все бедненько и скромненько, а по факту… Вот сегодня, например, заведующая хозяйством впервые вместо того, чтобы заказывать по оптовому договору самые дешевые моющие и чистящие средства из Красноярска, поехала в местный гипермаркет и приобрела все, что нужно. Так вот, в среднем в розницу все оказалось на 40% дешевле. И это только один из фактов. Можно вспомнить историю с топливом на заправке, когда поставщика поймали на фактическом недоливе. Информацию обо всех выявленных нарушениях мы передали в правоохранительные органы.
- Тяжело было одному с этим разбираться? Есть в коллективе люди, на которых можно положиться?
- Через месяц моей работы заявления на увольнение по собственному желанию написали главный инженер и главный механик. Расстались без скандала, взаимных упреков и обид. Считаю, что управленческий подход на предприятии был неверным. Незаменимых людей не должно быть. Это касается всех - и директора в том числе. Ситуация, когда один человек выпадает из деятельности и все предприятие встает, недопустима! Так вот, если бы я с вышеназванными людьми не расстался в то время, сегодня этого не смог бы сделать и подавно по одной простой причине - я бы впал в зависимость от них. После увольнения на освободившуюся должность главного инженера я пригласил Семена Истомина. Это бывший директор УМиАТа при Спецстрое. Очень квалифицированный специалист, транспортник. В остальном же, можно сказать, я пришел на предприятие без команды. Работаю с коллективом, который есть. Никаких революций не произошло, но локальные изменения неизбежны. Вот вам еще пример. Раньше главный механик транспортного предприятия зачем-то занимался обслуживанием приборов учета, подсчетом сим-карт, хранением видеокамер, телефонов, решал вопросы с обслуживанием канализации. Но по моему глубокому убеждению, главный механик должен прежде всего отвечать за ремонт основных средств - автобусов. Это то, что приносит предприятию прибыль! Поэтому первым делом я разделил обязанности. Главный механик теперь стал начальником ремонтных мастерских. А обслуживанием имущественного фонда предприятия занимаются другие специально обученные люди - электрики, сантехники во главе с начальником участка. Команда обновляется.
- Что сделано за три неполных месяца вашего директорства?
- Во-первых, во исполнение требований федерального законодательства мы привели в нормальное состояние безналичную систему оплаты в автобусах. Раньше, если вы помните, у кондукторов было два разных терминала для социальных и дебетовых карт. Из-за чего происходила путаница. Теперь же у нас один полноценный терминал, который независимо от способа оплаты выдает чек. Второй момент - это отслеживание маршрутов в режиме онлайн. Буквально на второй или третий день я попросил нашего айтишника связаться с «Яндекс» и «2ГИС», и спустя полтора месяца согласований железногорские маршрутки появились на картографических системах этих компаний. Добавлю, со стороны ПАТП в это нововведение не было вложено ни копейки. Сейчас можно отследить местонахождение автобусов, надеюсь, что в ближайшее время при построении маршрута можно будет видеть интервал прибытия транспорта. Третье - начали бесплатно раздавать защитные маски прямо в автобусах. 3500 штук пассажиры уже разобрали. Буквально на днях буду забирать вторую партию. Из последнего: благодаря продуктивному сотрудничеству с МП «Городская телефонная сеть» мы стали обновлять и добавлять видеокамеры на предприятии и на автовокзале. В здании Трансагентства уже смонтировали два регистратора с функцией записи звука. Теперь у нас есть возможность анализа информации, которую транслируют кассиры и покупатели билетов. Это было сделано для разбора возможных конфликтных ситуаций. Не секрет, что жители города часто жаловались на грубое обращение персонала, но и кассиры порой были недовольны хамством со стороны наших граждан. Теперь все спорные вопросы можно будет разрешать оперативно и по существу.
- Каким видите 2021 год? Есть ли стратегия работы и развития МП «ПАТП»?
- Хочется сказать: «Все будет хорошо». Уже готов приказ о поощрении работников тринадцатой зарплатой - премией по итогам года. Мы полностью законтрактованы на следующий год - это показатель стабильности. Сотрудники предприятия обеспечены работой. В планах на 2021 год повышение заработной платы водителей автобусов и изменение в системе оплаты труда. Но пока не будем раскрывать все карты и оставим эту тему для следующего интервью. В целом же можно сказать, что на следующий год объем перевозок по договорам увеличился. Теперь его важно выполнять и не подвести главу ЗАТО и горожан. Хочу выразить благодарность муниципалитету за то, что на протяжении пяти лет на ПАТП приобретались ПАЗы «Вектор», это очень серьезно поддержало экономику. Эксплуатационные расходы сильно уменьшились по сравнению с моделью «Волжанин». Это прямо спасение. Более того, сейчас красноярцы смотрят на опыт Железногорска и уже идут по нашему пути. Слухи о том, что кто-то пришел кого-то банкротить, легко разбиваются о железобетонный факт: весь объем на следующий год полностью законтрактован и подписан. Это порядка 150 миллионов рублей. Бюджет предприятия свыше 300 миллионов. Экономику мы уже свели и уверенно смотрим в завтрашний день.
Беседовал Александр КОТЕНЕВ