Подводя какие-то итоги, мы неизбежно заглядываем в будущее. Потому что пройденный путь - это всегда опыт, который становится основой новых проектов, и без него никуда. Об опыте, выводах и планах «ГиГ» говорит с первым заместителем главы ЗАТО Железногорск Алексеем Сергейкиным. Он называет себя патриотом города, в котором родился и вырос. Он по-настоящему болеет, если территории плохо. Но при этом уверен, что изменения и реформы современности пройти надо, даже если порой больно.
Все по плану
2020-й был крайне непростым, и этот тезис даже не про внешние ковидные обстоятельства, которые всем понятны. Они нас, к слову сказать, больше мобилизовали и открыли тайные резервы, показали новые возможности. Нет ни одного проекта, которому бы могла помешать пандемия. Это осложняло жизнь в той или иной мере, но все у нас шло по плану. Единственное, что не сделали, - не купили два автобуса для ПАТП, эти средства (20 млн рублей) мы направили на мероприятия по борьбе с коронавирусом.
Я бы сказал, что прошлый год для нас был продуктивным. А подводить итоги и анализировать, какой опыт мы приобрели, какие ошибки совершили, всегда полезно, даже если кажется, что из года в год одно и потому. Это ведь позволяет определить, каким должен быть путь в завтра. Смело можно сказать, что в 2020-м сформировалась команда главы города, появились новые люди в муниципальном управлении - мы формируем работу власти по принципам «открытого правительства». И это уже дает свои плоды - железногорцы привыкают к тому, что напрямую могут задавать вопросы власти и рассчитывать на оперативное их решение. Те скандалы, которые сотрясали прошедший год, были, честно сказать, поверхностной рябью - шум создавался десятком человек, которые из каких-то своих интересов, обид и нежелания меняться провоцировали и создавали напряжение.
Приход к власти Игоря Куксина и нас, как его команды, совпало со временем смены поколений. Это трудный период, и многим приходится принимать непопулярные ранее решения. Мы боролись со стагнацией, и это правильный вектор, многие подходы прошлого не работают, и их надо забывать. В 2020-м мы анализировали и наблюдали, как городское и профессиональное сообщество будет реагировать на изменения. Как результат, у нас сложилось понимание, куда и какими темпами надо двигаться.
«Как было» не работает
Совершенно точно, что жить и работать по прежним сценариям город уже не будет. Знаете, что я заметил? Мы готовы в личной жизни признавать, что в любой кризисной ситуации надо меняться самому, менять обстоятельства вокруг и свое отношение к ним. Если в семье не хватает денег на привычный уклад и красную икру, к примеру, то мы ведь не бежим брать кредит, чтобы соответствовать прежнему образу, а пересматриваем приоритеты и меняемся в бытовых запросах - нет необходимости поддерживать псевдообраз успешности. Почему же этот принцип не работает в отношении города и такого понятия, как всеобщее благо? Почему любые попытки изменений в территории (даже на уровне предварительных обсуждений) выливаются в скандалы и крики в стиле «Сволочи, вы забираете мое»? Никто не забирает собственного у горожан в реформах просто потому, что во всех этих историях ничего личного нет - есть общее, и оно должно стать лучше.
Про приоритеты 2021
Мне очень нравятся истории с генерацией новых смыслов. И они у нас заложены были в прошлом году, а развитие найдут уже в этом. Не могу сказать, что быстро, но город меняется на глазах. На мой взгляд, очень правильно, что за последние годы приводится в порядок не только то, к чему горожане привыкли за многие годы, но появляются и новые точки притяжения. И они востребованы горожанами. Например, обустроено новое общественное пространство возле Станции юных техников - выполнен большой комплекс работ на общую сумму 33 миллиона рублей. Что касается адекватности выбора данной территории, то у нас по этому поводу имеется сдержанный оптимизм - серьезных проблем быть не должно. Но, как говорится, весна покажет. И как бы там ни было, это уже останется с нами навсегда.
В этом году мы сформируем новые транспортные потоки, которых никогда в Железногорске не было, разве только в разряде мечты. Мы удваиваем объем средств, заложенных на ремонты дорог: в 33 миллиона рублей они обошлись бюджету в прошлом году, а на 2021 год запланировали 72 миллиона, и сумма эта, скорее всего, будет еще увеличена. Капитальный ремонт ждет улицы Горького и Восточную, запланирована реконструкция перекрестка Кирова-Восточная-Андреева-Горького (возле стоматологии). Восточная станет главной для движения автомобилей, на Молодежной появится поворотный шлюз, чтобы на горке никто не стоял. Это позволит разгрузить центральные улицы города в пиковые часы. При ремонте Восточной впервые сделаем ремонт ливневой канализации и колодцев. Да, нам пришлось отказаться от обещанного в прошлом году продолжения ремонта дороги на проспекте Ленинградском, - мы посчитали, что реконструкции важнее.
Надеюсь, что в этом году мы сможем отремонтировать тротуары на Ленина с обеих сторон, а также решить проблему недостаточной освещенности главной улицы города. По нашему поручению МП «Горэлектросеть» провело инструментальные исследования, подтвердившие, что нормативы по освещению соблюдены только от улицы Советской до площади Ленина. Уже есть ряд технических решений по этому поводу. Проблема с освещением существует и на других участках, и она будет планомерно решаться. Город и в этом направлении станет разительно меняться.
Рассматривается и концепция озеленения города, которая включена в комплексный план благоустройства. Мы понимаем, что подходить к реализации данного проекта необходимо деликатно. Потребуется убрать старые деревья, которые объективно могут представлять опасность или просто потеряли свою декоративность.
Я верю, что мы придем в этом году в поселки. То, о чем город долгие годы забывал. В Первомайском отремонтируем полностью Белорусскую, еще там появится общественное пространство. В Подгорном сделаем дорогу - люди сами определили, какой участок им хотелось бы привести в надлежащее состояние. А еще есть Новый Путь и богом забытые Шивера. В этом году мы приходим туда надолго - это не будет разовой акцией.
Это те самые новые смыслы, которых не было в территории давно.
Для меня, например, нет дилеммы в вопросе создания максимального комфорта для города и горожан: если есть деньги, то они должны работать на благо абсолютного большинства, а не тех, кто настроен решать исключительно свои мелкобуржуазные и мещанские проблемы (есть у нас и такие).
Я верю в то, что Железногорск будет жить долго и счастливо. Наша задача - сделать это будущее максимально комфортным и современным, отвечающим всем вызовам и трендам времени. Я не думаю, что Железногорск должен становиться какой-то копией большого стремительного мегаполиса. Развиваясь, мы должны сохранить и нашу уникальность. У нас есть свое провинциальное очарование, свой ритм и скорость бытия. И вообще, многое познается в сравнении, и достаточно посмотреть по сторонам, чтобы понять, в каком городе мы живем. В хорошем, уютном, спокойном, стабильном, перспективном.
О наболевшем
Конечно, есть темы, которые будут еще много лет кочевать с нами со штампом «все сложно», и с этим надо что-то делать. И мы делаем, двигаемся к пониманию и решению проблем.
Переформатирование коммунального рынка в Железногорске прошел относительно спокойно. Уверен, что этому способствовала работа Ассоциации управляющих компаний города. Это эффективный инструмент, который создан не просто для того, чтобы флагом помахать. Когда принималось решение о банкротстве ГЖКУ, мы понимали, что процесс разгосударствления сектора жилищно-коммунальной экономики породит ряд проблем и трудностей. Не могу сказать, что я полностью доволен результатом, но в целом эта ситуация прошла мягко. Кто хотел, тот остался с муниципалитетом, другие ушли в частные управляющие компании. На сегодняшний день их много. Но через пять-шесть лет обязательно начнется процесс укрупнения. Кто-то не справится, для кого-то данный бизнес станет неинтересен. И в итоге на рынке останется всего три-четыре компании. Так происходило везде, так будет и у нас. Не исключаю, что со временем появится какой-то крупный федеральный игрок и все заберет под себя. Это естественные процессы, которые другие территории уже прошли.
Несанкционированные свалки - проблема совести и нашего воспитания. Да, реформа мусорная несовершенна, и она породила массу неприятностей. Ликвидация свалок съест огромную долю бюджета, но глобально вопрос не решит, потому что порождено это явление нами. Не из Красноярска и не из Канска к нам привозят этот мусор. Его выбрасываем мы с вами, и свалки организовываем тоже мы, горожане. Это обидно звучит, но это факт. Вот что с этим делать? Ничего… Запастись терпением и доносить до населения.
С программой замены ветхого и аварийного жилья сейчас мы тоже сделать ничего не можем - констатируем, что не попали в программу 2020-2025 года и планомерно готовимся к следующему периоду. Тот пул домов, который должен попасть в следующую программу, необходимо признать аварийным к 1 января 2023 года. Это серьезные риски, но мы на них идем. Сейчас рассматриваем возможность комплексно признать аварийным целый квартал (пока не буду говорить, какой) и найти инвестора для его застройки, должно получиться привлекательно.
Step by step
Есть стратегия развития города до 2030 года. Мы это все время держим в уме, делая шаги к поставленной цели. То, что сделано в городе за последние годы в создании городской среды, динамично: мы не просто наводим порядок и латаем дыры, мы создаем новое. Мне очень жаль, что Железногорск покидает архитектор Никита Карюк, он уезжает работать в Казань. В том, что город стал заметно меняться, его заслуга. Но жизнь не останавливается, будем решать и этот вопрос, нам нужен в команду такой же креативный и смелый на идеи и проекты человек. Нам нужны новые пространства для коммуникации, интерактива, экспериментов, обучения и обмена знаниями, развития потенциала различных социальных групп.
К сожалению, в последнее время часто слышу, что наш город становится малопривлекательным для наших жителей. Но при этом Железногорск очень притягивает людей извне. Нам нужен образ будущего города. Мы точно не станем туристической зоной - режим не снимут, мы живем в ЗАТО. Это объективная реальность, и она вряд ли изменится. Есть надежда на то, что проекты бизнеса будут не просто утопичными красивыми картинками и размышлениями на заданную тему, а станут реальностью. В Подгорном, например, предприниматель на собственные средства строит категорированную лыжную трассу, чтобы проводить соревнования и создать современную зону активного отдыха железногорцев и жителей Сосновоборска и Красноярска. Этим летом железногорские бизнесмены решили создать на элковском пляже рекреационную зону современного отдыха. Это классно - мы можем помочь организационно. Бизнесу нужно просто не мешать.
Про миссию и будущее
Через пять лет, говорят, к нам придет газ. Мы согласовывали мероприятия и вошли в 26 территорий края, которые будут в первую очередь газифицированы. Это даст возможность модифицировать Железногорскую ТЭЦ, жить станет дешевле и экологичнее. Через пять лет Железногорск будет другим. Надеюсь, что он станет территорией позитива и развития, люди станут терпимее, появится больше оптимизма, потому что этот город для нас и наших детей. Подчеркну, мы не будем жить только мечтой, мы уверенно к ней идем, формируя среду, привлекающую и удерживающую людей.