— Виталий Анатольевич, когда было проще работать в Совете — в 90-е годы или сегодня?
— Поставить вопросы сейчас намного легче, но решить их точно так же сложно, а иногда и невозможно. Во-первых, с финансированием постоянные проблемы. Во-вторых, бывает так, что деньги есть, а проблема не решается много лет, потому что нет полномочий.
— Тогда зачем вы идете в депутаты, если понимаете, что не во всех случаях можно повлиять на ситуацию?
— В Совете депутатов обязательно должен быть представитель от городского образования. Сумма бюджета ЗАТО Железногорск составляет 3 миллиарда 600 миллионов рублей. И половина этих средств уходит на блок вопросов, касающихся образования. Это не про слияние детсадов и не про оптимизацию допобразования, по которому у меня есть свои мысли. Я говорю о многочисленных предписаниях надзорных органов, которые обязаны выполнить все школы. Например, пожарную сигнализацию и оповещение по нормам нужно менять каждые 10 лет. Несмотря на то, что системы отлично работают (их ведь постоянно проверяют). Но требования очень жесткие — менять! Чтобы их выполнить, каждой школе необходимо дополнительно примерно 1 миллион 200 рублей. Это серьезные деньги.
Конечно, я работаю и по обращениям жителей округа. Если говорить о последних, то есть, например, вопрос о так называемых ничейных территориях. За них не несут ответственности ни управляющие компании, ни Комбинат благоустройства. Ничейную территорию, как водится, сразу начинают захламлять, хотя рядом установлены баки для мусора. Удивительно, что в нашем компактном городе эта проблема существует много лет.
Есть частные вопросы. У многодетной семьи, проживающей в «деревяшке», гигантские долги по коммунальным услугам. Поэтому никаких президентских дотаций на детей эта семья не получает. Или такая ситуация: жителю города не продлевается регистрация в муниципальном жилье тоже из-за долгов по коммуналке. Когда человек получает минимальную заработную плату, одномоментно погасить долги невозможно. Замкнутый круг получается. Подобные вопросы с большим трудом, но все же решаются.
Но некоторые проблемы очень сложные. К примеру, построили пандус для магазина «Хороший» (бывший магазин «Орбита»). Замечательно. Но зимой маломобильные граждане не могут воспользоваться этим пандусом, так как он выполнен из металла и после первого снега превращается в скользкую горку. Муниципалитет не может воздействовать на частную компанию, ведь все требования в этом случае соблюдены, угол наклона пандуса соответствует нормам. А проблема попасть маломобильному человеку в магазин как была, так и осталась.
— Вы говорили, что для решения многих острых вопросов не хватает денег. Они не закладываются в городской бюджет?
— Формирование местного бюджета проходит достаточно грамотно. Программы, заложенные в бюджет, финансируются полностью, но все предусмотреть невозможно. Например, у КБУ есть муниципальное задание, но вот выпал за сутки снег — две трети месячной нормы, и чтобы город не встал, предприятию нужны дополнительные средства. Или каждая школа получает конкретный план по количеству первоклассников, которые сядут за парты на следующий год. Но я не уверен, что даже в лицее 102 это муниципальное задание будет выполнено при имеющейся критической демографической тенденции в нашем городе, когда людей умирает в три-четыре раза больше, чем рождается детей. Нужно понимать, что на каждого ребенка краевой бюджет выделяет определенные средства, которые расходуются на зарплату, приобретение наглядных пособий и прочее. То есть если ребенок не придет в школу, то сумма, которая на него выделяется из края, в конце финансового года будет просто скорректирована. Но образовательное учреждение платит за тепло и воду независимо от того, 1000 человек там учится или 500. Значит, и в этом случае потребуются дополнительные средства.
— Еще несколько лет назад после введения новых СанПиН утверждалось, что в Железногорске не хватает как минимум четырех школ. А теперь идет речь о том, что не хватает учеников. Не будет в ближайшем будущем повторения ситуации, когда некоторые школы в Железногорске просто закрывались?
— На сегодняшний день такой вопрос не стоит. До определенного момента, конечно. Сейчас в первые классы приходят дети, рожденные в тот период, когда каждый год рождалось по 1040 — 1060 человек. Но теперь-то рождается всего по 600!
— Что думаете о внедрении в городе программы дополнительного образования «Навигатор»?
— Свое отношение к «Навигатору» я высказал на одной из последних депутатских комиссий. Ни для кого не секрет, что Красноярский край на уровне субъектов федерации по показателям образования (результаты ЕГЭ и олимпиады) выглядит весьма скромно. Какие шаги предпринимает в этой связи краевой министр образования? Она пытается участвовать во всех федеральных проектах. Как это было, например, с проектом по ЕГЭ. Красноярский край, напомню, один из первых принял участие в этом эксперименте. Точно такой же экспериментальной площадкой по внедрению «Навигатора» дополнительного образования сегодня является Железногорск. Безусловно, для территорий, где все кружки платные, «Навигатор» является большим плюсом. Ребенок имеет возможность хоть один кружок посещать бесплатно. Но вводить «Навигатор» в Железногорске, где вообще нет платных кружков, на мой взгляд, является неправильным решением. Во-первых, регистрация на платформе «Навигатора» сложна для некоторых родителей. У меня есть случаи, когда детей по ошибке зарегистрировали в лицее Красноярска. И перерегистрироваться невозможно.
Минус номер два. Понятно, что дети несут сертификаты на самые востребованные кружки. Но количество мест там ограничено. Другие направления остаются невостребованными. В итоге полмиллиона рублей возвращается обратно в бюджет. Третий минус заключается в том, что ребенок, записавшись в кружок, может его бросить через пару месяцев. Это нормально — дети должны пробовать. Ненормально то, что за ребенком уходят и деньги, то есть у педагога уходит зарплата, у директора — коммуналка. В Зеленогорске, где, как и у нас, отлично развита система дополнительного образования, все эти отрицательные стороны учли и «Навигатор» внедрять не стали.
— Но ведь это российский проект, его все равно будут распространять на все территории...
— Да, возможно. Но только после обкатки и с учетом всех выявленных ошибок. Напомню, «Навигатор» направлен прежде всего на улучшение ситуации в допобразовании. А мы, получается, сами себе ее ухудшаем. Впрочем, некоторые позитивные изменения, возможно, будут.
— Чем закончилась депутатская комиссия, на которой обсуждали проблемы дополнительного образования?
— Игорю Скруберту, руководителю Управления образования, поручили изучить и суммировать информацию по дефицитным направлениям допобразования. Есть идея продублировать наиболее востребованные кружки в школах. То есть не отдавать эти направления частным образовательным учреждениям, а найти внутренние возможности. Например, в лицее 102 работает Школа раннего развития. Она платная. Но зачем родителям отдавать свои деньги, когда они могут принести в школу сертификат «Навигатора»?
— На последних выборах в местный Совет произошла серьезная ротация депутатского корпуса. Народные избранники отработали уже четыре месяца. Что вы можете сказать о молодых коллегах?
— У них много энергии и есть большое желание что-то изменить, поэтому они активно включились в проблемы допобразования и культуры. Но нет опыта работы, и, к сожалению, отсутствует понимание о глобальных городских задачах. Ведь существуют проблемы намного серьезнее, чем организация общественного пространства. Ну, обновят улицу Андреева, и что? Председатель контрольно-ревизионной службы ЗАТО Железногорск Владимир Лифанов неоднократно говорил на сессиях: «Уважаемые депутаты, вы должны ежегодно вкладывать порядка 250-300 миллионов рублей в замену коммуникаций». Серьезный износ системы городского тепло- и водоснабжения по остроте проблемы не может сравниться с объединением детских садов или реорганизацией допобразования.
— Что вы думаете о предстоящей оптимизации дополнительного образования?
— Объем финансирования на допобразование на 2021 год не уменьшен. Другое дело, что при том же финансировании нужно искать пути, где можно сэкономить деньги. Один из таких путей — создание централизованной бухгалтерии, которая будет обслуживать Дворец творчества, СЮТ, СЮН, может быть, и «Патриот». Экономически невыгодно иметь в каждом из этих учреждений с небольшой численностью работников двух, а иногда и трех бухгалтеров. Именно в таком плане я понимаю оптимизацию.
Но нельзя сокращать муниципальное задание. Евгений Карташов, заместитель главы города по социальным вопросам, предлагает несколько изменить направления, по которым работают учреждения допобразования, исходя из востребованности. Надо исследовать все, что сегодня пользуется максимальным спросом, и предложить детям новые программы. Как бы мы этого ни хотели, цифровизация наступает, что, безусловно, потребует вложения больших средств. Но даже не в них дело. Нужны кадры, а ни один педуниверситет не готовит специалистов, например, по мобильной робототехнике. Этот вопрос тоже нужно решать.
При правильном подходе оптимизация дополнительного образования вполне может стать импульсом к его развитию.
Беседовала Марина СИНЮТИНА