Светлое Христово Воскресение — древнейший и самый важный праздник православного мира. В этом году он выпадает на 2 мая. Мы решили, что накануне Пасхи будет актуально познакомиться в нашей рубрике «Прогулки с редактором» с Романом Нещеретом, настоятелем храма Михаила Архангела в Железногорске. Отец Роман в нашем приходе чуть больше года. Все это время он знакомился с городом и горожанами. Говорит, что ехал к нам настороженно, да и привыкал к местным особенностям долго. Но сейчас уже открыто рассказывает о диалоге с прихожанам и местной властью, о перспективных планах.
Кто бы ни говорил о знакомстве с Романом Нещеретом, все как один повторяют: «Чудесный и добрейший человек, инициативный, всегда с радостью общается с людьми. Никогда никому не отказывает, успевает помочь всем и каждому добрым словом, продуктами, советом». И это чистейшая правда. Мы познакомились в марте. И с первой встречи было ощущение, что отец Роман — мой давний духовный наставник, с которым я могу говорить долго-долго и с открытым сердцем. — Я приехал в Железногорск из Назарово, — рассказывает Роман Нещерет. — Признаюсь, что люблю Назаровский район — он очень религиозный, там люди жаждут веры. До революции в Назаровском благочинническом округе было больше пятнадцати храмов. К сожалению, почти все они разрушены. Сохранился только один удивительный и очень красивый храм Богоявления Господня в Подсосном. Он является объектом культурного наследия и исторического значения. До службы в Назарово были в моей жизни Томск, Ачинск, Шарыпово. Вообще, путь священника наполнен яркими событиями. И в каждом городе ждут новые знакомства и люди, к которым обязательно остается желание вернуться.
— А как вам Железногорск?
— Когда я ехал сюда, мне говорили, что город этот очень сложный, закрытый, с особым статусом. И люди здесь очень сложные, грамотные и образованные. Сам по себе город мне понравился. Здесь витает дух Петербурга: красивые дома, прекрасный Дворец культуры, стройные и уютные улицы. Здесь чисто и комфортно, дышится легко. Не скажу, что люди здесь какие-то особенно сложные. Я вижу людей сердечных и откликающихся. Мне везет в том, что на моем пути встречаются очень хорошие люди. Знаете, я верю в то, что каждый человек в нашей жизни появляется не случайно. Бог говорит, что каждый встреченный человек должен тебя чему-то научить. Хороший человек в подлинном смысле — это тот, кто способен идти рядом с тобой, протянуть руку помощи, подставить плечо. Остальные тоже имеют свою роль. Люди с непростым нравом могут послужить нам — с их помощью мы расширяем кругозор, вырабатываем подходы к разным людям, на свою жизнь смотрим иначе. Я вижу хороших людей в Железногорске, образованных, с которыми мы можем друг друга дополнять и внутренне обогащать.
— Как быть с агрессией, которой все больше рядом с нами?
— Не пускать зло в свое сердце, когда мы видим злого агрессивного человека. Чего уж скрывать, и в храмах такое бывает — далеко не в каждом храме есть бабушки, которые встретят вас с теплом и заботой. Самое главное — не пускать зло внутрь себя, не реагировать. Священники, например, учатся относиться одинаково к разным людям — любовью христианской покрывать все немощи человеческие. Я не скажу, что это просто. Но со временем вырабатывается некий иммунитет — не реагировать на зло, и оно не будет тебя задевать. Злящийся человек беспомощен. Это показало затворничество во время пандемии. Верующему человеку проще справиться с такими ограничениями — он начинает молиться, больше времени уделяет своему внутреннему совершенству, читает священное писание и духовную литературу, смотрит много познавательных телепередач. Те, у кого нет такого прочного фундамента, могут озлобляться. Когда ты игнорируешь злой посыл со стороны человека или по-доброму уравновешенно разговариваешь с ним, он приходит в свое привычное состояние. Ведь озлобленность — это не есть нормальное состояние человека, это показатель того, что что-то не так, что-то внутри надломилось, помощь нужна. И вот тут важно доброе слово. Человек ведь живет общением — каждому нужно внутренне наполняться. Никакие современные технологии не заменят нам живого общения, искренних глаз, чистой души. Верующему человеку в таких ситуациях легче — он живет с Богом, и переносить такие столкновения и удары ему проще. Я бы советовал всем в кризисе приходить в храм. Церковь готова протянуть руку любому обратившемуся. Сложная жизненная ситуация не должна убивать, выбрасывать человека за границы общества.
— Разобщенность, которая стала такой выпуклой — это теперь навсегда? Или можно вернуть людям веру друг в друга и добро? Есть ли ресурс?
— Для верующего человека — это Бог и матерь-церковь. Я думаю, что сегодня церковь — главное объединяющее начало. Вы обратите внимание на то, как сейчас выстроен межконфессиональный диалог — нет никакого ярого противостояния! Мы живем в мире и согласии, несмотря на нашу разность. Церковь сплачивает и говорит, что главным объединяющим началом является, конечно, Бог. Немаловажно, конечно, учитывать вовлеченность людей в богослужение — нас объединяют божественные литургии (в переводе с греческого литургия — общее дело). А разобщенность в современном мире неизбежна, но важно помнить о том, что выход есть всегда. Люди устают от агрессии, одиночества, злобы — это опустошает. Большинство задумываются о том, как выйти из затяжных кризисов. Церковь являет единство. Наши священнослужители стараются не допустить разобщенности верующих, чтобы ненависть не наполняла людей, а был виден свет. Бог есть единый пастырь, который пасет единое словесное стадо. Для Бога мы абсолютно все равны. Когда это понимание будет у людей, наступит единство. И оно не за горами. Церковь будет объединять нас. Важно же еще, чтобы мы желали этого объединения. А когда у нас нет ничего объединяющего, нет у нас ни черта, ни Бога, нет власти ни земной, ни небесной — тогда это хаос, полная анархия.
— Какие принципы сегодня главные в воспитании детей?
— Самый главный принцип — это любовь. Без любви даже репа не растет, как говорится. А второе — как бы вы ни пытались воспитывать своих детей, они все равно будут похожими на вас. Не лгите детям, чтобы они не принимали это за норму. Мы примером и делом своим должны воспитывать ребенка. А любовь — это тот фундамент, на котором зиждется все внутреннее мироустройство ребенка. Если ребенок будет чувствовать любовь родителей, защищенность, поддержку, надежность, то твердой поступью он пройдет по этому миру, являя все те же качества, которые он видел в своих родителях.
— Есть ли совет, как помочь ребенку победить зависимость от гаджетов и соцсетей?
— Это самая сложная зависимость. Гаджеты есть у всех — они есть и у детей священника. И я вижу, это влияет на них. Могу сказать одно — в борьбе с этой зависимостью одним словом и беседами не обойтись. Дети живут сегодня в виртуальном мире — он им интересен. Это нам кажется, что там нет ничего, что могло бы делать их лучше. Так вот, там, где не помогают слова, идут в ход действия. Родителям я всегда советую — там, где не помогает слово, нужно воспитывать детей, забирать телефоны, отключать их от виртуального мира. Я считаю, что это не наказание, а вразумление. Сила воли у взрослого-то человека не всегда достаточно развита и выработана, что уж говорить про детей. Забираешь телефон, лишаешь его на определенное время погружения в виртуальные миры и формируешь мир рядом. Смотришь, как остепеняется. Мы таким образом даем возможность своему чаду поднять глаза и увидеть мир вокруг. Только время это заполнить общением в семье. Нас разобщают машины и технический прогресс. И поэтому сейчас важно работать духовно, душу развивать.
— Как выстраиваете отношения с муниципалитетом, и нужно ли это?
— Диалог необходим всегда. Церковь существует не сама по себе, отдельно, вне какого-либо человеческого поля. Православная церковь существует в этой модели государства — она служит на благо общества. Мы никогда не вмешиваемся в государственные дела, светская власть не вмешивается в церковные дела. Мы мирно сосуществуем. Духовенство участвует во многих светских мероприятиях. К тому же без обращения к местной власти не решить многих вопросов.
— Получается диалог с железногорской властью?
— Я, в принципе, всегда открыт к диалогу. Я придерживаюсь такой позиции — излишне никуда не лезть. В самом приходе, поверьте, дел, планов очень много. Я, правда, люблю делать, а не рассказывать. Одним из самых насущных вопросов, которые сейчас придется решать с муниципалитетом вместе — это перспектива и необходимость строительства нового храма в честь святого преподобного Сергия Радонежского в поселке Додоново. Люди обратились к митрополиту и собрали огромное количество подписей, чтобы на территории ЗАТО появился этот храм. Будем проводить общественные слушания. Знаете, часто любят клеймить дуэт главы города и священника — это удивительно. Братья и сестры, ничего постыдного в этом нет. Это показатель того, что есть диалог между светской и церковной властью. Это не говорит о том, что мы обслуживаем интересы друг друга. Это не значит, что священник будет говорить о том, что надо почитать власть. Это говорит лишь о том, что сейчас есть возможность сотрудничества церкви с государством — и это очень важно.
Юлия ТРЕТЬЯКОВА