Четверг, 26 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Будь готов! Всегда Готов!

21 мая 2021 / Общество / 0
Через год, 19 мая 2022 года, свой столетний юбилей отметит организация, которой нет уже почти 30 лет. Но слову «пионерия» в ближайшее время забвение вряд ли угрожает. Просуществовав 70 лет, пионерская организация оказала огромное влияние не на одно поколение советских детей. Многие из нас еще вспоминают, как ждали торжественной церемонии посвящения в пионеры, готовили новенькую форму и алый галстук. ГиГ совместно с городским архивом начинает цикл публикаций, посвященных пионерии.

Пионерская организация прочно вошла не только в судьбы и воспоминания «рожденных в СССР», но и в культуру и искусство прошлого века. Чего только стоят детские книги, которые мы до сих пор читаем своим детям: повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома», Юрия Алешковского «Кыш и двапортфеля» и многие другие.

Существующие сегодня детско-юношеские объединения не могут сравниться с пионерией ни по массовости, ни по масштабу задач. Например, известное Всероссийское детско-юношеское движение юнармейцев объединяет, судя по данным на их официальном сайте, более 775 тысяч детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет по всей России. Для сравнения - по данным Википедии, к 1970 году пионерская организация объединяла 23 миллиона пионеров. Это при том, что в пионеры принимали ребят от 10 до 14 лет.

О значимости пионерии в СССР говорит тот факт, что эта организация имела собственную газету «Пионерская правда» и радиопередачу «Пионерская зорька», которая выходила в эфир ежедневно. В ней освещалась жизнь пионерии, страны, выходили соответствующие репортажи, интервью, радиоочерки. В Красноярске-26 аналогом «Пионерской зорьки» стала радиопередача «Пионерская искорка», первый выпуск которой вышел в эфир 21 апреля 1960 года. В среднем «Пионерская искорка» выходила в эфир один раз в месяц. Тексты этих передач хранятся в фонде Р-25 («Радиокомитет») муниципального архива. Читая их, погружаешься в незабываемую атмосферу пионерского азарта и особой гордости за свою страну. Из этих документов мы узнаем, чем занимались школьники периода строительства и становления Железногорска, как учащиеся школ помогали взрослым в достижении великой цели – построении коммунистического общества.

КОМУ ПОМОЧЬ?
Старшее поколение помнит, что инициатива в пионерских делах всегда шла сверху. Центральный Совет Всесоюзной пионерской организации объявлял, например, пионерскую двухлетку «Пионеры - Родине» и озвучивал ее главные дела: сбор миллиона тонн металлолома для нефтепровода «Дружба», Всесоюзный конкурс «Юные техники - Родине», выращивание на пионерских фермах 10 миллионов кроликов и 100 миллионов голов птицы и другое (1960 г.). Городской пионерский актив выпускал обязательства, которые должны выполнить за двухлетку пионеры нашего города. В 1960 году обязательства пионеров города включали аж 17 пунктов, среди которых были и такие: «каждый пионерский отряд проводит экскурсии, походы по изучению родного края», «пионерам школы № 93 и 98 вместе с комсомольцами-шефами - построить стадионы», «в каждой пионерской дружине организовать «Пионерский патруль» по наведению порядка в школе и на микроучастке школы». Своими планами на двухлетку в «Пионерской искорке» поделились ребята 98-й школы, которые в сентябре 1960 года переехали в новое здание по ул. Ленина, 48. В докладе командира Совета дружины Вали Пахомовой звучат обещания: «стараться успешно овладевать знаниями», «шефствовать над школьниками 1-4 классов», «сохранить школьное имущество и здание школы», «собрать 70 тонн металлолома», «помочь книжному магазину распространить литературу на 10 тысяч рублей», «принять участие в озеленении улиц Свердлова и Ленина», «вырастить 100000 корней цветочной рассады», «залить каток и поддерживать его нормальное состояние в течение зимы» и так далее.
Распространение литературы в 60-е годы было привычным пионерским занятием. Старшеклассники покупали книжную продукцию, а пионеры-книгоноши ходили по домам и общежитиям, продавая книги жителям города. В пионерских комнатах работали уголки книг без продавца. Дети могли выбрать книгу, положить деньги на стол и забрать книгу себе.

По собственной инициативе
Некоторые пионерские дела позволяли ребятам зарабатывать деньги. Обычно на эти деньги организовывались поездки или покупалось что-то необходимое для школы. Например, «50 тонн овощей перебрать на базе ОРСа - было записано в обязательстве у ребят. Задание выполнено! На заработанные деньги учащиеся 5-8-х классов решили оборудовать школьную игротеку!».

Еще об одной очень необычной инициативе пионеров говорится в архивных документах. В конце 1960 года пионеры взялись помогать работникам почты разносить поздравительные новогодние телеграммы, которых жителям города пришло больше 40 тысяч. Корреспондент «Пионерской искорки» пишет: «Все телеграммы были доставлены в срок. А после Нового года ребята были вознаграждены за свой труд. Руководство почты наградило лучших юных почтальонов интересными книжками».

Не столько необычной, сколько полезной можно назвать шефскую помощь школьников детским садам. В период бурного роста города садики, как и школы, открывались очень часто. Воспитатели и заведующие не успевали оборудовать группы и обращались за помощью к пионерам. В «Пионерской искорке» за декабрь 1960 года звучит благодарность ребятам, которые «изготовили раздаточный материал для занятий по счету, были в гостях у малышей с кукольным театром».
Работали пионеры и на избирательных участках. «Ко дню выборов в Верховный Совет СССР школьники нашего города сделали хорошие полезные дела. Они выступали с концертами на избирательных участках, помогали украшать агитпункты, дежурили у избирательных урн в день выборов 19 февраля», - сообщается в «Пионерской искорке», вышедшей в эфир в 1961 году.

Тимуровцы в деле
Одной из форм летней организации детей были тимуровские команды, которые собирались при домоуправлениях. Ребята из ближайших дворов организовывали команду, которая занималась самыми разными полезными делами: «Надо кому-то порубить дров, сходить в магазин за продуктами для старого пенсионера, кому-то посидеть с детьми, не устроенными в садик. Другие идут на сбор металлолома, а третьи совершают рейд по городу с дружиной Зеленого патруля».
В документах архива есть множественные подтверждения того, что пионерская организация г. Красноярск-26 участвовала во всех всесоюзных смотрах пионерских дружин. Наши школьники, как и пионеры всей страны, ставили перед собой обязательства, участвовали в соревнованиях и эстафетах добрых дел, отдыхали во всесоюзных лагерях и посещали пионерские слеты. Пионерское детство – это теплые воспоминания многих жителей нашего города. Именно поэтому в преддверии столетнего юбилея пионерской организации нельзя не вспомнить об этом замечательном весеннем празднике с бодрым девизом на устах - «Всегда готов!».
Материалы подготовила
Ольга Лазеева
 
P. S. Если у вас в личных архивах есть фото и интересные истории о пионерах Железногорска и других городов нашей страны, о вас и ваших друзьях-пионерах, если вспоминаете то время с теплом и можете поделиться с городом и горожанами, приглашаем вас стать нашими авторами в этом проекте, в подготовке к празднованию столетия пионерской организации.
 
* * *
СНАЧАЛА ПОЛЬЗА, ПОТОМ ИДЕОЛОГИЯ
- Если считать, что человек всегда ищет своих среди чужих, то пионерия, несомненно, была одной из самых успешных общественных организаций. Она сумела объединить детей и подростков в масштабную группу, - делится своими воспоминаниями глава ЗАТо Железногорск Игорь Куксин. - Ее члены могли быть вовсе не знакомы, но легко опознаваемы по атрибутам. И это давало возможность всегда найти товарища. Честно говоря, в детстве идеологическая составляющая меня совершенно не интересовала. А вот общие дела, сбор макулатуры и прочее - это было весело. Опять же мальчишки всегда соревнуются, а тут такая благодатная почва, причем с полезным практическим результатом (который нас тогда тоже, разумеется, не интересовал). Но сам процесс очень нравился. Конечно, истории про пионеров-героев читал, и про Павлика Морозова. Это позже появились публикации, в которых его имя сделали синонимом предательства. А тогда пример казался исключительно положительным, и хотелось подражать. Если не подвиг совершить, то уж точно доброе дело сделать. Правда, классических хрестоматийных пионеров, которые помогают старушкам перейти через дорогу, в Железногорске тогда не было. Город молодой, население трудоспособное, бодрое, еще и не найдешь эту старушку.
Но если говорить серьезно, то пользу от пионерской организации, на мой взгляд, отрицать невозможно. Объединить детей общими делами, интересами, задачами - к этому сейчас активно стремятся в школах и образовательных центрах. Только называется иначе: проектной деятельностью. А зачем нужна работа над проектом? Она как раз воспитывает умение сотрудничать, добиваться цели, идти на компромиссы и, наоборот, отстаивать свое мнение. Фактически пионерия давала возможность каждому ребенку приобрести универсальные качества для успешной жизни в обществе. И этот полезный опыт организации подростков, конечно, стоит учитывать.
 
МНОГО РАБОТАЛИ, С РАДОСТЬЮ, ВСЕ ВМЕСТЕ
- Я помню, как мечтала стать пионером. Дети, которые были постарше нас, ходили в таких красивых красных галстуках, и мне очень хотелось быть на них похожей, - рассказывает Лидия Тасенко, руководитель МКУ «Муниципальный архив ЗАТО Железногорск». - В пионеры тогда принимали тех детей, которым исполнялось 10 лет, и обычно это происходило к  праздничным датам: 7 ноября, 22 апреля и 19 мая. Меня принимали 22 апреля с большой группой из нашего и параллельного третьего класса. Мы хором произнесли торжественное обещание пионеров Советского Союза, и нам повязали красные галстуки. Старшие ребята-комсомольцы нас поздравляли. Мы очень волновались и старались хорошо выучить торжественное обещание и законы пионеров Советского Союза. В пионеры не принимали тех, кто плохо учился или  имел плохую дисциплину. В случае отказа учащемуся давался срок для исправления конкретных замечаний. В этом и  проявлялся смысл детского самоуправления. Лучшие дети были хорошим примером для подражания.
Я училась в большом поселке в Хакасии, где было две  школы. И мне особенно запомнилось то, что,  будучи пионерами, а затем и комсомольцами, мы много работали, помогали взрослым. Собирали металлолом, макулатуру, оказывали помощь престарелым людям, помогали высаживать саженцы. Работу эту мы выполняли с особой ответственностью, с радостью, дружно и все вместе. А еще я помню, с каким удовольствием утром повязывала галстук и всегда гордилась, что была принята в пионеры в числе первых. Нас в школе все старшие оберегали, в буфете разрешали без очереди покупать пирожки и пончики. Если кто-то заплачет, тут же подходят и спрашивают, кто из сверстников обидел. Одним словом, пионерское детство было бедное, но счастливое. Сборы, смотры, конкурсы, походы. Очень бурная и кипучая жизнь была в пионерских дружинах и комсомольских организациях. Сколько удивительных встреч, праздников, слетов, костров, пионерских зарниц и игр (например, «Орленок»)  навсегда осталось в памяти детей. А ведь все это было нашим воспитанием!
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения