Легендарная команда красноярских альпинистов вернулась с восхождения на Казбек. Они посвятили эту экспедицию юбилею покорения Эвереста: 25 лет назад наши альпинисты первыми прошли маршрут с северо-восточной стороны восьмитысячника. Эта экспедиция состоялась при поддержке правительства Красноярского края, министерства спорта Красноярского края и ФЯО ФГУП «Горно-химический комбинат». Рано утром в понедельник, 24 мая, мы встречали героев в аэропорту Емельяново.
Мы специально не стали заходить в здание аэропорта, чтобы дать возможность нашим альпинистам осмотреться, не играть на камеру и перед объективом. Интересно было наблюдать, как неспешно они выходят в зал прилета, встречаются с родными, делятся первыми впечатлениями. Для каждого из 12 членов команды восхождение на Казбек было особенным - они снова вместе, снова на маршруте, снова с ощущением свободы и преодоления, как и 25 лет назад на Эвересте. В составе команды, покорившей сейчас известный пятитысячник, двое железногорцев: ветеран Александр Бекасов и начинающий альпинист Алексей Кулеш. Для Кулеша это была первая большая гора, и он гордится тем, что все получилось. Наша команда к этому восхождению готовилась 10 месяцев: совместные тренировки и скрупулезное планирование не прошли зря, говорят участники экспедиции.
- А у нас по-другому не бывает - мы так живем, - говорит с улыбкой Николай Захаров, руководитель красноярской экспедиции. - Если что-то мы командой задумали, то обязательно делаем это. Смысл нашей жизни в том, чтобы иметь мечту и реализовывать ее. А почему мы как ветераны выбрали Казбек? Все просто - это гора достаточно высокая, маршруты интересные, вершина очень красивая. Но в тоже время гора такая, чтобы нам не умереть там - возраст у команды солидный, нам всем по 60, 70 лет. Я хочу сказать, что за эти годы команда наша стала еще лучше, сплоченнее, мы понимаем друг друга с полуслова. Чем дольше мы живем вместе, тем роднее становимся. Это уникальная команда - счастье быть в ней вновь и чувствовать настоящее единение.
Готовиться необходимо было физически и психологически. После акклиматизации 16 мая красноярские альпинисты пешком поднялись по печально знаменитому Кармадонскому ущелью. По нему в 2002 году сошел ледник Колка, унесший жизни 140 человек и разрушивший целый район Северной Осетии. На высоте 2300 метров поставили базовый лагерь. Позже начали подъем на высоту 3300 метров к месту промежуточного лагеря по красивому и сложному маршруту вдоль мрачного и сурового ледника Майли. Естественно, снаряжение команды тоже было продумано до мелочей. Сегодня альпинисты говорят, что не смогли бы добраться до вершины Казбека без поддержки Росатома и Горно-химического комбината. Качественная амуниция, предоставленная красноярской команде, буквально спасла им жизни, когда из-за хребта Майлихох пришел мощный снежный шторм. Воздух враз наполнился ревом и свистом. Сильнейший ветер, холод, снег, нулевая видимость… Шторм продолжался три часа, но ветер усиливался еще несколько дней, достигая скорости 80 км/час и больше. Альпинисты-ветераны рассказывают, что такого урагана не припомнят. Они вынуждены были сидеть в палатках, ветер и плохая видимость не позволяли идти на вершину.
- Природа подарила нам ураганный ветер в течение трех суток, у нас одну палатку сбросило вниз с вещами и документами, - рассказывает руководитель красноярской экспедиции Николай Захаров. - Вообще, во время урагана вниз спустились все команды, которые шли параллельно с нами. Нас спасла экипировка и палатки, которые были сшиты в Красноярске по заказу Горно-химического комбината. Мы очень благодарны за это - нам было тепло, комфортно, ни у кого не мерзли ноги, руки. Мы за это бесконечно благодарны. И теперь мы считаем, что ГХК - член нашей команды.
- Представьте себе, что выход из палатки - это подвиг, к которому готовишься, - делится впечатлениями Алексей Кулеш. - Впервые видел, как здоровых крепких мужиков сбивает с ног порывами ветра, как по ветру летит тяжеленный горный ботинок. У нас заканчивались продукты, а главное - заканчивался газ, без которого невозможно натопить воды в горах.
Небо очистилось к вечеру третьего дня.
Несмотря на неблагоприятный прогноз, 19 мая было принято волевое решение идти на вершину. В два часа ночи штурмовая группа вышла из лагеря.
- На часах полпервого ночи. Мороз. Темень в палатке. Зябко вылезать из нагретого спальника. Включил фонарик, - рассказывает Алексей Кулеш. - Двенадцать фигур переминаются возле палаток, примеряют рюкзаки, пробуют кошки на камне. Разговоров мало, не выспались, берегут тепло и силы. Луны нет, и огромный язык снежника, круто уходящий вверх, кажется черным, сливается с небом. И невероятно, но гора нас пустила - облачность ушла! Холод, сильный ветер, темнота не помешали команде пройти сложный маршрут до подножия и подняться на Казбек. Любая такая экспедиция - это на пятьдесят процентов вопрос силы, тактики, выносливости и опыта. И на пятьдесят - вопрос снаряжения, оборудования, палаток, железа. И я искренне, от всей команды благодарю Дмитрия Никифоровича Колупаева, генерального директора Горно-химического комбината, за неоценимую помощь в подготовке и организации этого восхождения. Помощь настоящую, дружескую, надежную.
- Сказать, что мы были готовы ко всему, было бы глупо, - рассказывает Александр Бекасов. - Ну, не ожидали мы ветра стокилометровой скорости на склонах горы, которым она встретила нас в промежуточном лагере на высоте 3400 метров. Под этим ветром ставили палатки и жили несколько суток в ожидании если не его ослабления, то хоть какой-нибудь видимости. Времени и сил на дубль не было. То есть спуститься, отлежаться в теплых ваннах Кармадонского ущелья - нет. В итоге Казбек со всем кавказским радушием позволил нам постоять на своей вершине. На спуске солнце каску прожигает. Идешь и думаешь: «Ну, ничего - вон палатки на склоне, сейчас ботинки долой, раскаленные ноги снегом промыть и чаю выпить». Но не тут-то было - палатки нет! А в палатке было: газ (это вода, тепло и еда), спальник, одежда и паспорт!!! Палатка улетела! Совсем улетела! Без нас! Утром эвакуируем остатки лагеря и - славится Кавказ своим радушием! - в кулуаре метров на пятьсот ниже Казбек вернул мне маленькую черненькую сумочку с паспортом и прочими нужными вещами, и аптечку вернул. А спальник и рукавичку оставил себе. Значит, вернемся...
После восхождения красноярская команда отдохнула немного в альплагере Кязи. А в понедельник, 24 мая, альпинисты вернулись домой.
- Что остается в тебе после возвращения с горы? – размышляют альпинисты. - Щемящая тоска по закатам и восходам, ветру без запаха, талой воде без вкуса, адреналину, предельной усталости… И невозможность забрать это все с собой. Поэтому придется вернуться. Мы всегда туда возвращаемся.
Альпинисты говорят, что многие уже и не мечтали снова быть на маршрутах и преодолевать себя на пути к вершине Казбека. В лучшей для каждого из них команде молодости и одной мечты на всех. Потому что по-другому они жить не умеют. Сейчас у альпинистов будет время отдохнуть, побыть с семьями, а потом обязательно появится новая мечта и, возможно, новая высота. А мы будем ждать и с удовольствием снова скажем: «Мы рады, что вы живы. Рады, что вернулись».
Юлия ТРЕТЬЯКОВА