Четверг, 26 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Золотой век Микерина

24 июля 2021 / Общество / 0
Крупнейшие информационные агентства страны 15 июля сообщили печальное известие: скончался ученый-ядерщик Евгений Ильич Микерин, один из основателей советской атомной отрасли, кавалер двух орденов Ленина и двух орденов Трудового Красного Знамени, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР. В ядерной сфере экономики России Микерин отработал 62 года. Из них 14 лет связаны с Горно-химическим комбинатом, который Микерин возглавлял с 1970 по 1979 годы.

ЕВГЕНИЙ Ильич Микерин приехал в Красноярск-26 из Челябинска-40 в 1965 году. Его назначили на должность главного инженера ГХК, которым в то время руководил Александр Григорьевич Мешков. Евгению Микерину тогда было всего 37 лет, но за его плечами был серьезный управленческий опыт на опасном радиационном производстве. С 1951 года он работал на комбинате 817 (ПО «Маяк»), участвовал в ликвидации последствий аварии 1957 года и приобрел хроническую лучевую болезнь.

В период работы Евгения Ильича Микерина на ГХК внедрялись новейшие научно-технические достижения, направленные на повышение производительности и безопасности эксплуатации основного технологического оборудования. Были введены в работу вторые очереди радиохимического завода и полигона «Северный», автономный источник электроснабжения особо ответственных потребителей, другие объекты. Приоритетом в те годы становились безопасность и экология производства. Евгений Ильич очень много сделал для уменьшения объема сбросов в Енисей. До него этим вообще никто не занимался. Микерин заставил задуматься о состоянии окружающей среды.

По воспоминаниям бывшего директора Реакторного завода Павла Васильевича Морозова, Микерина называли «человеком новой формации». Он всегда действовал методом убеждения, стиль его руководства был демократичным. Евгений Ильич совершенствовал систему управления ГХК, его структуры. «Прежде всего, меня удивило, что комбинатоуправление работало до 9-10 вечера, а иногда и до 11, — рассказывал Микерин в одном из своих интервью Борису Рыженкову, автору юбилейного издания „Скала“. — Ненормированный рабочий день превращался в бесконечность, совещания часто назначали на поздний вечер, и эффективность этих совещаний была низкая. Потихоньку, без всякого нажима и критики мы с Мешковым начали вводить систему в должное русло, благо прежний директор уже уехал в Северск. У него система была такая, что ни одно решение, которое должен принимать директор завода, главный инженер завода, начальник цеха, не поступало на исполнение, пока он лично не даст согласия. Мы ввели с Мешковым ежедневную отчетность директоров заводов в виде утренних оперативок. По телефону, по селектору, с решением основных вопросов, которые возникали на основных производствах. Ввели годовую отчетность по деятельности подразделений за прошлый год. Директор проводил отчеты основных подразделений, главный инженер — вспомогательных и отделов комбината. К концу 1967 года заводоуправление стало работать до шести часов. Директор и главный инженером с работы до восьми уходили. Пешком, потому что шоферам была запрещена переработка. А если необходимо в мороз быстро до дома добраться, то есть дежурный РАФик».

Огромен вклад Евгения Ильича Микерина в повышение культуры производства. То, что сегодня в подземных объектах комбината чисто, светло и они не производят угнетающего впечатления — несомненная его заслуга. Платформа для электрички в «горе» оборудована также по инициативе Микерина. Он с большим трудом доставал черный мрамор для ее облицовки. Фонтан и оригинальный дизайн фрагмента горной выработки — тоже его идеи. «В конце концов получилось «как в метро», по выражению Е.П. Славского. Он каждый год у нас бывал, и мы ему показывали все, что успели сделать за прошедший год. Уже перед моим отъездом в 1979 году он говорил: «Ну, пошли в твое метро», — вспоминал Евгений Ильич.

В 70-х годах жители Красноярска-26 стали массово получать отдельные квартиры, не было проблем с жильем и для вновь приехавших специалистов. Сегодня это кажется невероятным, но это факт. Дело в том, в 1968 году Горно-химический комбинат перешел на новую систему планирования и экономического стимулирования. Это нововведение, закрепленное постановлением ЦК и Совмина, позволяло значительную часть сверхплановой прибыли использовать для образования двух фондов: развития производства и строительства жилья и объектов соцкультбыта, плюс фонд соцкультмероприятий. По сути, в системе госпредприятий, существовавших по плану и только за счет бюджетных средств (а их всегда не хватало), внедрялась рыночная экономика.

За 10 лет, пока действовало постановление, на ГХК были реконструированы ремонтностроительный, механический и автотранспортный цеха, построен новый цех контрольноизмерительных приборов и автоматики. И самое главное — резко увеличено строительство жилых домов.

«Когда я стал директором, громко объявили на профсоюзной конференции, которая проводилась раз в год, что берем на себя обязательство обеспечить каждую молодую семью в составе трех человек, имеющую ребенка, отдельной квартирой, — рассказывал Микерин. — И мы как минимум однокомнатной квартирой их обеспечивали. Если в семье было два ребенка, то семья получала двухкомнатную квартиру. Дальше мы построили четырехзальный спортивный комплекс, начали расширять профилакторий. Наращивая и объемы производства, и выпуск крайне нужной государственной продукции, мы заодно и свои фонды увеличивали. Кроме того, нам никто не обрубал положенные централизованные бюджетные фонды и на строительство жилья, и на развитие производства». При Микерине был построен третий, четвертый и пятый микрорайоны, а также новые детские сады, проекты которых отбирал лично генеральный директор ГХК. Все детские сады с середины 70-х годов строились с бассейном и спортивным залом. И даже с зимним садом. С помощью комбината возводились в городе и новые школы.

За введение новой системы планирования и экономического стимулирования, позволившей создать дополнительные фонды для развития вспомогательных производств и резко увеличить объемы жилищного строительства, комбинат был награжден орденом Ленина.

МНОГИЕ жители Железногорска до сих пор помнят вкус местной колбасы и мороженого из 70-х годов. Часть продовольствия в Красноярск-26 поставлялась по фондам, выделяемым через ГлавУРС в Москве. А другую часть производили на Пищекомбинате из продукции совхоза, который был частью ГХК. В составе пищевого комбината, также входившего в структуру ГХК, при Микерине были построены хлебозавод, мясоперерабатывающий завод и современный молочный завод, способный выпускать до 40 видов молочных продуктов, и даже завод по производству пива (двух сортов). Таким образом, было отлажено бесперебойное обеспечение жителей города, предприятий общественного питания, больниц, школ, детских садов всеми видами продовольственных товаров.

И, конечно, помнят железногорцы о замечательных концертах звезд эстрады, театра и кино Советского Союза, которые проводились в городском Дворце культуры. Первым в город привезли Ансамбль танца Сибири, потом ВИА «Голубые гитары», а затем были и Пьеха, и Кристалинская, и Мондрус, и Хиль, и Кобзон, и Пугачева, которая в один день дала два концерта. Были и театральные артисты: Ленкома, Театра на Таганке и многие другие. И это тоже заслуга Микерина.

Евгений Ильич уехал из нашего города в 1979 году, но связь с комбинатом никогда не терял. И много раз говорил, что всегда сожалел о том, что ему пришлось покинуть Красноярск-26. Потому что здесь он практически каждый день ощущал свою полезность.

СПРАВКА

Евгений Ильич МИКЕРИН Родился 3 января 1928 года в Ярославле. Выпускник Московского института тонкой химической технологии им. Ломоносова по специальности «инженер-технолог радиохимик». Кандидат химических наук. С 1951 года работал в Челябинске-40 на комбинате № 817 (ФГУП «ПО «Маяк»), где прошел трудовой путь от мастера и сменного инженера до главного инженера первого в стране радиохимического завода. В 1957 году организовывал работы по ликвидации аварии на ПО «Маяк».

В 1965 году переведен на должность главного инженера на комбинат № 815 (ФГУП «ГХК») в Красноярске-26. С 1970- го по 1979-й руководил Горно-химическим комбинатом. Все эти годы коллектив ГХК успешно выполнял производственные задания, внедрил ряд новых технологий, особенно в области утилизации радиоактивных отходов, что значительно улучшило экологическую обстановку на прилегающих территориях.

В 1979 года направлен в центральный аппарат Министерства среднего машиностроения (с 1992 года — Минатом России), где работал в должностях заместителя начальника главка, начальника главка (начальника департамента). В 1986 году ликвидировал крупнейшую аварию на Чернобыльской АЭС.

В 1996 году вышел с государственной службы в отставку по возрасту. Стал экспертом по развитию ядерно-энергетического комплекса страны. Входил в состав Коллегии старейшин при Президиуме НТС Госкорпорации «Росатом». При его непосредственном участии были введены дополнительные меры поддержки ветеранов и ликвидаторов аварий на ядерных объектах.

Умер в возрасте 93 лет 15 июля 2021 года от последствий коронавирусной инфекции.

Подготовила Марина СИНЮТИНА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения