Воскресенье, 24 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

С глаз долой!

28 июля 2021 / Общество / 0
В 2021 году в России вышел закон о запрете сажать цветы в автошинах и делать из них различные скульптуры. Он действует для всех граждан страны без исключения: и для физических, и для юридических лиц. Но именно покрышки в разных вариациях использования занимают территории практически всех детских садов. И родителей железногорских дошкольников эта новость, мягко скажем, насторожила.

Кто поможет?
Каждое утро Елизавета Балдина водит свою дочку в детский сад. Ее на детской территории все устраивает - уютно, безопасно, красиво. Глаз давно привык к цветочным клумбам и необычным скульптурам из автошин. Но несколько недель назад руководство дошкольного учреждения попросило родителей помочь демонтировать резиновые МАФы.

Таково требование нового закона, рано или поздно исполнять его придется. И дожидаться срочных требований не хочется.

- Меня, например, никак не напрягают эти скульптуры и никогда не возникало вопроса об их опасности для детей, - говорит Елизавета Балдина. – Но спорить с просьбой заведующей и воспитателей не хочется: закон есть закон. Кому хочется платить штраф за неисполнение? Все наши родители, кстати, готовы помочь садику и демонтировать автошины на детских участках. Но есть вопрос - куда вывозить все эти покрышки?

Так уж случилось, что Елизавета Балдина является руководителем проекта «Зеленый гараж», и уже не первый год занимается раздельным сбором мусора в Железногорске. Но видавшую виды резину там не принимают, так как она относится к отходам четвертого класса опасности из-за содержания канцерогенов. Вывезти старые шины с помощью регионального оператора «РостТех» тоже невозможно, так как это не бытовой, а промышленный мусор. Поэтому Елизавете пришлось погрузиться в проблему в поисках решения.

- Непонятна логика этого закона. Если запрещают использовать автошины, пусть делают все поэтапно. Найдут фирму, которая эти покрышки будет принимать легально. Но этого нет, - возмущается Елизавета Балдина. - Я позвонила в четыре красноярские фирмы, но они принимают только летнюю резину и с липучками. Не шипованные, не раскрашенные. А половина шин на территории детских садов или в наших дворах - крашеные. И кто будет эту краску снимать?

Вот и получается, что закон приняли, а алгоритм действий для людей не продумали. И вроде бы понятны опасения чиновников - автомобильные шины разлагаются до 130 лет, на солнцепеке или при возгорании в разы увеличивается степень загрязнения окружающей среды, так как они выделяют ядовитые пары. И в законе четко прописано, что использовать резину нельзя нигде: ни на собственных земельных участках, ни во дворах, ни в образовательных учреждениях. Исходя из требований к оборудованию и содержанию детских площадок, прописанных в СанПиН, игровые объекты должны соответствовать возрасту детей и быть изготовлены из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. А еще в законе указаны штрафы за нарушение, а это от 1000 до 2000 рублей для физлиц и до 250 тысяч для юридических лиц. То есть если автошины не убрать, заплатишь штраф, а если уберешь, то будешь решать проблему, куда их увозить. И за это, кстати, тоже заплатить придется.

Начали действовать

Несмотря на все сложности, в некоторых железногорских детских садах уже начался процесс утилизации старой резины. Например, заведующая детским садом №24 договорилась с красноярской фирмой, которая заберет шины по 100 рублей за штуку. Отметим, что дополнительного финансирования на эту строку расходов дошкольных учреждениям пока никто не выделял, и платить приходится из собственных сэкономленных средств. Руководитель Управления образования Игорь Скруберт вообще считает, что выводить тему утилизации покрышек в публичное пространство нет необходимости, но все же коротко прокомментировал ситуацию. Он особо отметил, что родителей к этой работе привлекать нельзя – заведующие и их коллективы, по мнению Игоря Владимировича, справиться должны сами.

- Поскольку это проблема глобальная, и на территориях детских садов огромное количество использованных шин, все прекрасно понимают, что масштабная утилизация будет очень сложной. Поэтому договоренности всегда были такие, что новых архитектурных форм с использованием покрышек не будет, а те, что приходят в негодность, будут постепенно убирать, - сказал Игорь Скруберт. - Заведующие по своей инициативе занялись этим вопросом, получив консультацию у Роспотребнадзора. Но приказов убрать все прямо сейчас пока не было.

Если автопокрышки получится сдать в переработку, из них сделают вторичный материал в виде резиновой крошки. Ее используют для производства напольных покрытий, подсыпания футбольных полей, добавления в асфальт и других целей. Специалисты утверждают, что в этом случае резина проходит обработку, после которой перестает выделять опасные вещества, а значит, становится безопасной для здоровья. Еще один вариант вторсырья из шин - металлический корд (армирующая ткань, силовая основа покрышки) для производства и выплавки стали или добавления в бетон. И третий - текстильный корд, с помощью которого утепляют дома, гаражи, погреба, чердаки, а также тампонируют скважины для изоляции или полной ликвидации водопритока.

И да, переработка - это хорошо. Она позволяет рационально использовать ресурсы планеты, способствует уменьшению загрязнения окружающей среды и улучшает экологическую ситуацию в мире. Даже позволяет экономить, так как зачастую обходится дешевле, чем обработка натурального природного сырья. Но чтобы переработать все автошины, которые за много лет скопились на территории нашего города, их сначала нужно собрать и сдать. А это пока весьма проблематично.

Анна Лубнина
 
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения