Завершается 2021-ый, который был объявлен годом науки и технологий. Для филиала «Железногорский» ФГУП НО РАО этот год стал знаковым и с точки зрения производства, и с точки зрения сотрудничества с учеными. Об этом и не только ГиГ поговорил с директором филиала Виталием Горбатовым. - Виталий Геннадьевич, каким был 2021-ый для вашего предприятия?
- Этот год был про нас и наши подходы в работе. В начале года мы подписали соглашение о сотрудничестве с Сибирской пожарно-спасательной академией МЧС России. Курсанты академии смогут проходить практику на объектах НО РАО, расположенных в ЗАТО Железногорск, а результаты исследований станут основой для их дипломных и научных работ. Напомню, что это не первое партнерское соглашение национального оператора по обращению с радиоактивными отходами. В октябре 2019 года на площадке строительства подземной исследовательской лаборатории в Нижнеканском массиве состоялось подписание трехстороннего соглашения между НО РАО, Сибирским федеральным университетом и Институтом проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук (ИБРАЭ РАН). Летом прошлого года студенты-экологи СФУ проходили практику на пункте финальной изоляции жидких радиоактивных отходов «Северный». Осенью еще один ведущий вуз Красноярского края, Сибирский университет науки и технологий, стал нашим партнером. Кроме того, НО РАО сотрудничает с Национальным исследовательским технологическим университетом МИСиС, Национальным ядерным университетом МИФИ и Томским государственным университетом. Исследования в подземной лаборатории ведутся по самым различным научным направлениям, и их результаты могут быть применены не только в атомной промышленности, но и в других отраслях и сферах жизни.
В рамках соглашений уже проходят производственные практики студентов на объектах НО РАО, сотрудники филиала участвуют в научно-практических конференциях, представители филиала включаются в состав научных советов вузов, реализовываются совместные научно-образовательные проекты, такие, как «Исследовательская лаборатория по обращению с РАО» на базе Политехнического института СФУ.
Будем приглашать студентов на практику, писать дипломы, защищать диссертации, становиться кандидатами и докторами наук. Цель у нас общая - обеспечение долговременной безопасности людей и окружающей среды.
Железногорск - уникальная территория, с какой стороны ни посмотри. Учитывая концентрацию профессионалов атомной и космической отраслей, смело можно говорить, что наш город - наукоград. В этом году наш филиал в этот статус добавил академичности - еще раз подчеркну ИБРАЭ РАН зашли к нам навсегда. К тому же мы готовим соглашение с Сибирским отделением Российской Академии наук. Не знаю больше ни одного города в России, где бы на одной территории было столько высококлассных специалистов и профессионалов своего дела.
- Как научное сотрудничество коррелирует с реальным производством?
- Полигон «Северный» работает в штатном режиме. Определенно это заслуга ученых, проектировщиков и обслуживающего персонала - наших коллег. Что касается подземной лаборатории, то могу сказать, что сложностей со строительством у нас много, как, в общем-то, и во всей стране. Ценники изменились, сроки постоянно необходимо корректировать и контролировать. С гордостью могу сказать, что в уходящем году мы закрыли один из госконтрактов - это строительство ЛЭП-220 от Сосновоборска. Наконец-то, смогли решить вопрос с вывозом древесины с этой территории. Недавно по итогам конкурсов к нам зашли два генподрядчика, кроме «Элерона». Один из них фирма «Концерн Титан-2». Это очень известная фирма в России - они сдали в эксплуатацию два блока Ленинградской АЭС и сейчас занимаются строительством энергоблоков на атомных станциях в России и за рубежом. Второй генподрядчик - научно-производственное объединение «Старт» - это структурное подразделение ядерно-оборонного комплекса Росатома, которое исторически занимается обеспечением физической защиты объектов. Надеюсь, что в ближайшей перспективе мы выйдем на пик строительства.
- Пик строительства - это выход на этап горнопроходческих работ?
- Это одновременно и горнопроходческие работы, и завершение строительства объектов наземной части, железнодорожных путей, объектов физзащиты.
- Можно ли говорить о датах и сроках этих масштабных работ?
- В 2022-ом точно пойдем в землю, а вот каким способом, будем решать чуть позже. Подчеркну, что задачи перед нами по-прежнему стоят важные. Такой стройки, как наша подземная исследовательская лаборатория в Нижнеканском скальном массиве, нет больше нигде. Проект создания лаборатории сложнейший инженерный вызов.
Геологическое строение участка, где на 500-метровой глубине создают наш уникальный научный объект, уже подробно изучено. В 2022 году планируется начать проходку шахтных стволов. Разведывательные скважины предстоит бурить на глубину более 700 метров. И через три-четыре года можно будет говорить о том, что все изучено комплексно и можно приступать к строительству выработок подземной исследовательской лаборатории. По плану строительство подземной лаборатории должно завершиться к 2029 году, после чего начнется процедура получения лицензии на ее эксплуатацию. Затем снова исследования, срок окончания которых - не ранее 2030-2032 года. Хотя в случае необходимости эти сроки могут быть увеличены. Мы не имеем права на ошибку. И должны доказать возможность создания этого объекта отечественной и мировой общественности. Это грандиозная стройка. И полезная. И для города, и для государства.
- Полезная?
- Конечно. Мы создаем новые рабочие места. По предварительной оценке, на площадке уже в следующем должно работать более 500 строителей и совершенно понятно, что из Питера или Новосибирска людей не повезут. Объемы колоссальные, поэтому цель будет звучать так: строить, строить, строить. Развитие предприятия только набирает обороты, и его перспективы определены на десятилетия вперед. Нам нужны квалифицированные кадры. Каждый год численность сотрудников филиала увеличивается. Вот и в следующем году нам придется заниматься вопросом расширения штата. Помимо рабочих нам будут нужны молодые специалисты и ученые для научной работы на объектах. К нам уже проявляют большой интерес студенты и преподаватели разных вузов. А мы можем предложить этим молодым ученым много перспективных проектов и исследований.
На самой площадке, где сейчас разворачивается строительство подземной лаборатории, научные знания используются давно. Исследования там начались задолго до начала самого строительства, и не прекращаются по сей день. К примеру, отлажена работа системы сейсмического мониторинга из 8 пунктов регистрации сейсмических событий. Чувствительность сейсмокамер обеспечивает регистрацию землетрясений с локальной магнитудой в радиусе до 25-30 км от стройплощадки подземной лаборатории. Оборудование работает в непрерывном режиме круглый год. Ученые ИБРАЭ отслеживают и научно сопровождают все этапы горнопроходческих работ и будут с нами все время существования объекта.
- Чем больше вы делаете, тем больше внимания общественности привлекаете? Как выстраиваете диалог с оппонентами?
- Мы неоднократно заявляли, и всегда будем придерживаться концепции, что национальный оператор - максимально открытое предприятие Росатома. Любая информация, которая необходима, есть на сайте, и мы никогда никому не отказываем в общении. Считаем, что если есть запрос, то надо на него адекватно отвечать.
- Есть мнение, что в этом году открытых проектов и информирования было меньше, чем в предыдущий?
- Коронавирусные ограничения, безусловно, внесли свои коррективы в количество технических туров. Но, как только, были введены некоторые послабления, вы возобновили практику общественного мониторинга наших объектов. Так, в 2021 году состоялось 10 технических туров. На нашей стройке побывали представители региональной власти (министерства экологии, администрации и Законодательного Собрания) и местного самоуправления (Совет депутатов ЗАТО Железногорск), члены Общественной палаты и других общественных организаций, журналисты ведущих региональных СМИ, ученые из разных регионов страны, в том числе Красноярского края, студенты и преподаватели ВУЗов.
В ноябре этого года мы участвовали в выездном совещании Комитета Государственной Думы по энергетике, принимали депутатов на стройке подземной исследовательской лаборатории, рассказывали о масштабах стоящих перед нами задач.
Для общественности проводим круглые столы и научные конференции при участии экспертов Института проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук. Ни от кого ничего не скрываем. Единственное, чего просим, это взаимного уважения в диалогах и профессионализма в подходах.
Мне нравится сформулированное и очень правильное позиционирование национального оператора как компании, которая обладает научными знаниями, инженерным опытом и социальной ответственностью. И по каждому из этих пунктов в Железногорске ведется серьезнейшая работа.
Что касается социальной ответственности, то, как и для любого предприятия атомной отрасли и госкорпорации, для НО РАО это важно. Железногорск - это наш дом.
Беседовала Юлия ТРЕТЬЯКОВА