Воскресенье, 24 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Семен Ташев: «Экономику на предприятии мы стабилизировали. Едем дальше».

17 декабря 2021 / Общество / 0
Директор ПАТП Семен Ташев за работу в 2021 году себе и своему коллективу поставил твердую четверку. Подводя итоги уходящего года, он рассказал ГиГ о том, какие реформы ему удалось провести на предприятии, и поделился их результатами и мультипликативными эффектами. Кроме того, поделился историей оптимизации расходов и раскрыл секрет роста доходов предприятия и зарплаты сотрудников. Читайте подробности из первых уст.

- Семен Олегович, 2021-й для муниципального пассажирского автотранспортного предприятия был тяжелым годом?
- Трудно не согласиться с бардом-песенником Семеном Слепаковым… это был тяжелый год для предприятия. В общем-то, как и предыдущие были сложны по-своему. Каких-то экстраординарных сложностей, слава богу, не случилось. Было много нового и много вызовов, на которые приходилось отвечать стремительно. Нововведения в части технического осмотра транспортных средств заставили нас обновлять наш центр инструментального контроля и совсем по-другому взглянуть на состояние подвижного состава. Конечно, нельзя промолчать об антиэффекте постлокдауна и затянувшегося периода ограничений по коронавирусу - у нас сильно снизился пассажиропоток. Конечно, в этом году снижение не такое экстремальное, как в прошлом, но все же свои негативные отпечатки накладывает - до уровня 2019 года мы не дотягиваем по показателям примерно 12 процентов. В этих непростых условиях нам приходится изыскивать дополнительные возможности для стабилизации и развития. Стараемся проблемы преобразовывать в задачи, а поставленные задачи максимально эффективно решать.
- Какие проблемы с подвижным составом приходилось решать и за счет каких ресурсов?
- Последние два года не было обновления пассажирского автобусного парка. В прошлом году мы смогли приобрести мягкий большой автобус для маршрута 189 до Красноярска. Износ таких автобусов колоссальный - под два миллиона километров пробега, по пятьдесят экваторов они уже пробежали за свою карьеру. Это техника, и приходится ее латать.
- И как вы нашли возможности для обновления?
- Это работа с экономикой и с большими цифрами. А если уж откровенно, то если бы не было помощи государства отраслям, наиболее пострадавшим в период эпидемии ковида, то многие предприятия закрылись бы, просто не смогли бы существовать. Мы в этой истории не уникальны. Напомню, по результатам 2020 года балансовая комиссия установила, что у ПАТП 57 миллионов рублей убытка. Тут же активизировались хейтеры, которые занимаются манипуляциями и декларацией полуправды, но они в публичном пространстве не озвучили, что в тот момент на счетах предприятия было 64 миллиона - сальдо положительное. Но дело в другом. Мы получили 50 миллионов невозвратного кредита, но невозвратным он становился только при исполнении определенных условий: на 1 апреля 2021 года у нас должно было сохраниться 90 процентов штатной численности сотрудников, получающих зарплату не ниже МРОТ. Мы эти требования выполнили, намеренно пойдя на то, чтобы не считать на прибылью этот пока еще кредит, потому что к тому моменту еще не было понятно, как отчитаемся. Первого апреля банк нам прислал документ, удостоверяющий, что мы выполнили все необходимые требования и кредит становится нашей полноценной прибылью. Это все бухгалтерия - фиксирование убытков и прибыли. Предприятие наше прибыль показывало очень давно - надо постараться, чтобы найти такие факты в прошлом. А сегодня я смело заявляю: по итогам балансовой комиссии за девять месяцев работы в бухгалтерии ПАТП плюс 20 миллионов прибыли. С точки зрения планово-экономического отдела администрации, например, никаких вопросов нет. Экономику на предприятии мы стабилизировали, но необходимо существенно увеличивать людям заработную плату. Про рост цен на ГСМ и запчасти вообще молчу – все понятно без слов.
- Как оцените работу предприятия в целом по пятибалльной шкале?
- На твердую четверку. Мы даже с существующим дефицитом водителей умудряемся в основном выполнять муниципальную программу. Не ставлю это в суперзаслугу, но все же значимый для нас показатель. Мне как руководителю небольшой минус в том, что какие-то моменты не доработали. Но мы совершенно точно создали заделы на будущий год, чтобы эту ситуацию выправить. Я очень тщательно анализирую комментарии в социальных сетях - там же много «больших специалистов», которые все умеют и знают. Так вот, эти горе-специалисты в один голос предлагают поднять всем зарплату и разом решить проблему дефицита кадров. Не вопрос! Всем зарплату сто тысяч рублей, а через два месяца избушку на клюшку, и по домам разошлись? Все, предприятие на этом закончится. Мы можем потратить ровно столько, сколько мы зарабатываем. Пассажиропоток упал, зарабатывать мы стали существенно меньше, дизтопливо уже по 60 рублей на автозаправках, стоимость запчастей и автобусов взлетает в небо. Дальше поднимаем МРОТ - и это, безусловно, хорошо. Но это же увеличение именно расходной части бюджета предприятия. Не увеличивая доходную часть, не приходится, к сожалению, говорить о каких-то прорывных решениях. Собственно, над этим и работаем. Расходную часть, на мой взгляд, мы оптимизировали разумно. Я не беру в расчет глупую экономию на скрепках и бумаге. Самое существенное, что мы сделали на предприятии в этом году - это начали топливную реформу.
- Это самый очевидный вопрос об итогах года - получилось ли, и есть ли положительный результат?
- Стоимость топлива составляет более трети всей расходной части предприятия. Это самое массивное направление, над которым необходимо работать. Вообще, в самом начале нашей реформы выяснили удивительные факты. Мы начали ставить глонассовские датчики уровня топлива (сами понимаете, пробеги суточные у наших автобусов большие). По факту оказалось, что нормы выдачи завышены. На предприятии долгие годы существовал некий социальный договор: «Мы не лезем в вашу норму - вы не задаете вопрос, почему у вас такие низкие зарплаты». Этот порочный круг не давал в принципе предприятию развиваться. Потому что молодежь, которая могла бы обучиться на водителя и прийти в команду ПАТП, шарахалась от мизерной зарплаты в 25 тысяч рублей. С ноября мы отработали по схеме, когда на 17 автобусах были размещены датчики топлива - чистая экономия восемь тысяч литров. А вообще за период реформы чистая экономия топлива получилась более 22 тысячи литров. Деньги с экономии мы отдаем на премии водителям - их размер доходит до 15-17 тысяч. Нам удалось увеличить среднюю заработную плату водителям на 11,6 процентов, зарплата кондукторов увеличилась на 13 процентов. Эта экономия досталась только интенсивными способами, не экстенсивными. Тариф у нас не увеличен - выросли только премиальные. Здесь, кстати, учитываем и вовлеченность сотрудников в жизнь предприятия.
- Приходилось ли преодолевать сопротивление и обиду коллектива - вы ведь, прямо скажем, отбирали то, к чему привыкли?
- Обиду - нет, скорее опасения. Люди привыкли к тому, что их постоянно обманывали. А сейчас все поняли, что можно законно экономить и законно получать свою премию, не занимаясь откровенной уголовщиной, бегая с канистрами и сливая топливо. Плюс к этому с каждого сэкономленного литра топлива 15 рублей мы оставляем в экономике предприятия. Это тот ресурс, за счет которого мы можем поощрять остальной коллектив предприятия. Непросто было, конечно.
- Как смотрите в завтрашний день, какие планы на 2022 год у директора предприятия?
- Однозначно будем работать над тем, чтобы становилось лучше. И ресурсы для этого у нас есть. Завершить топливную реформу - это раз. Плюс мы, как и все перевозчики Красноярского края, подали тарифное дело в министерство по тарифной политике. Существующий стоимость проезда не покрывает существенной доли трат предприятия. Что нам насчитает министерство, зависит только от него. Примут или не примут наши аргументы, пока не знаем. Мы подали свой расчет и ждем решения. Было бы разумно, конечно, повышать тариф на уровне ежегодной инфляции - на один рубль ежегодно, чтобы это не било по карману одномоментно. Тариф не поднимался три года для Железногорска. Я надеюсь, что к нам прислушаются.
- Как планировали бюджет следующего года?
- Над бюджетом мы работали в течение всего года совместно с министерствами транспорта и тарифной политики. Впервые нам удалось обосновать сложности ПАТП и лимиты, которые Минтранс до нас довел - это плюс шесть миллионов рублей на перевозки ежегодно. Это не значит, что однозначно получим эти шесть миллионов - нас мониторят. В этом году впервые мы получили субсидию по маршруту 119. К тому же у нас непаханое поле в эксперименте установки валидаторов - через них за полгода прошло полмиллиона рублей. Мы их не покупали - все завязали в транзакцию. Впрямую за аренду мы не платим, и история эта интересна для нашего предприятия. Средний класс автобусов предприятия, скорее всего, в ближайшем будущем перейдет на работу без кондукторов.
- Семен Олегович, и напоследок вопрос о вашей депутатской деятельности. Изменилась ли стилистика работы в парламенте и что было важного в этом году, на ваш взгляд?
- Чуть больше года работает новый созыв Совета депутатов. Мне, конечно, повезло - я учился у опытных депутатов. Было стыдно задавать глупые вопросы, выступать публично старался выверенно. Я предпочитал больше спрашивать, учиться, молчать, набираясь опыта и разбираясь с тем, как во власти все устроено и работает. Многие начинающие депутаты сейчас проходят эту стадию - им же интересно, они разбираются в разных вопросах. Но некоторые «старослужащие» парламентарии стараются использовать неопытность юных и горячих народных избранников для продвижения своих мелкобуржуазных идей и проектов. В этой части приходится пикироваться, выслушивать горячие спичи, доказывать коллегам, что не все так однозначно. Все решения должны быть взвешенными и в интересах большинства избирателей. Есть полномочия депутата и понимание, что все мы работаем на благо города.
- Хватило этого года для того, чтобы начинающие депутаты научились конструктивному диалогу и обсуждению вопросов во благо?
- Не всем.
- Огорчает вас это?
- Я просто надеюсь, что будет лучше, конструктивнее и эффективнее.

Беседовала Юлия ТРЕТЬЯКОВА
 
 
     
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения