Воскресенье, 24 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Игорь КУКСИН: «Вместе мы сможем сделать город привлекательным».

12 января 2022 / Общество / 0
Традиционно с конца декабря подводим итоги прошедшего года и строим планы на новый. Пандемия коронавируса, к сожалению, никуда не исчезла, и городу пришлось научиться жить с ограничениями и вытекающими из них сложностями. Мы поговорили с главой ЗАТО Железногорск Игорем Куксиным о делах года ушедшего: как справилась социальная сфера, как удалось добиться масштабного финансирования ремонтов дорог и сетей. И, конечно, о том, что ждет город в 2022-м.

- Игорь Германович, 2021-й стал вторым годом пандемии коронавируса. Город научился жить в изменившихся условиях? Было легче или сложнее, чем в 2020-м?
- Год на год никогда не похож, ничего не повторяется. В 2020-м многое для нас было новым, приходилось жить в постоянном напряжении. Законодательной базы по работе в пандемию не было, ждали указов губернатора и иных документов, нормативные документы появлялись с колес.
В 2021 году все действия были в большей степени формализованы, основные схемы стали понятны. Да, были определенные опасения, готовились к трудностям. Мы понимали, что деятельность учреждений, приносящая доход, будет серьезно ограничена. Поэтому бюджеты формировали так, чтобы все могли прожить год без потрясений, массовых сокращений. Могу сказать, что в целом получилось. Ни в одной из сфер, которая финансируется из бюджета, этого не произошло.
- Бюджет 2022 года такой же непростой?
- Мы всегда начинаем бюджетный процесс будущего года с предварительных цифр, которые включают только обязательные траты. В течение года работаем с вышестоящими руководителями, чтобы продвинуть свои проекты, получить дополнительное финансирование на развитие. И это почти всегда получается. Например, в минувшем году мы достигли рекорда по суммам, выделенным на ремонт автодорог. И в следующем не опустимся ниже уровня 2020 года.
Я слышал мнения некоторых депутатов, что новый бюджет ЗАТО - это бюджет деградации. Не соглашусь, это не так. В 2022 году в город придут внушительные дополнительные суммы, мы приложили много усилий, чтобы их получить. Порядка 200 миллионов планируется потратить на новые комфортные городские пространства. Что это, если не развитие? Поэтому голословную критику я бы предложил обосновать. А еще лучше следовать золотому правилу: критикуешь - предлагай.
- И что, предлагают?
- Да, в целом работа с депутатским корпусом сейчас выстраивается конструктивно. Но предложения почти всегда связаны с необходимостью дополнительного финансирования. Невозможно все наказы сразу выполнить, чудес не бывает. Нужно сразу несколько бюджетов. Поэтому - постепенно, по мере поступления средств.
- А от жителей предложения часто поступают?
- Тут очень забавная ситуация. Горожане часто говорят: лучше бы сделали то, а не это. Напомню, в этом году мы впервые проводили опрос: куда же потратить бюджетные средства. Могу откровенно сказать, что активность жителей в этом слаба. Не хотят выбирать люди. Тогда мы сами принимаем решение на основании анализа возможностей и потребностей. Но такие процедуры,  так называемые народные бюджеты, есть, и будут множиться. Если в 2021 году мы спрашивали, куда 10 миллионов потратить, то в 2022 году - уже 100 миллионов. И если кому-то кажется, что заполнить анкету, поставить галочку в опросе - это слишком обременительно, то зачем выражать свое мнение, часто негативное, постфактум? Мы всегда призываем сделать это заранее.
- Ваше мнение о том, что нужно делать в первую очередь, изменилось в этом году?
- Свои приоритеты я обозначил еще в 2018-м: считаю, что город надо делать более комфортным. И вся основная концепция развития - это создание комфортной среды, новых пространств, всего того, что окружает нас каждый день. Мы планомерно ее реализуем. Напомню, сначала поэтапно сделали проспект Курчатова, площадку у Станции юных техников. Параллельно сформировались идеи развития прибрежной зоны городского озера. Благодаря активной поддержке градообразующих предприятий почти сразу начали работы. Активно в этом году развивали территорию за стадионом «Труд», продуманы планы на 2022 год. И к 2023 году, думаю, пешеходное кольцо будет если не полностью готово, то вполне проходимо. Видя интерес и активность города, федерация тоже реагирует: наш проект «Нейтрино-парка» получил грантовую поддержку - это немногим меньше 100 миллионов рублей на 2023 год.
- Однако горожане нередко критикуют результат, особенно в социальных сетях.
- Прислушиваться надо лишь к содержательной критике. Увы, те, кому нравится, редко когда об этом напишут. А критиканов пусть и немного, зато негатива от них полно. У меня критерий простой: если территорией пользуется, то силы потрачены не зря. Есть недоработки – исправляем, но останавливаться из-за придирок нелепо.
- Говоря о благоустройстве, уместно вспомнить благотворительный фонд «Железногорск». Это удачный проект?
- Фонд стал рабочим инструментом еще до своего создания. В первую волну пандемии многие хотели помочь медикам, подключились ГХК и ИСС. Тогда обустроили бытовые помещения для службы  скорой медицинской помощи, много чего было сделано. И сейчас он функционирует более чем успешно, мы это видим по ходу благоустройства береговой линии озера.
- Несмотря на сложности, 2021 год стал выдающимся по количеству средств на разные ремонты. Как это удалось?
- Опять же никаких чудес, планомерная работа. На ремонт дорог было выделено больше 90 миллионов рублей, почти в 3 раза больше, чем в 2020 году. Сделали сплошное асфальтовое покрытие на Белорусской, Горького и Восточной, новую развязку и правоповоротный шлюз на Молодежной. Основные задачи - разгрузить центр города и сделать проезд более удобным - выполнены. Хотя, конечно, еще не все водители привыкли, дело времени. Капитальный ремонт тепловых сетей проведен на общую сумму порядка 200 миллионов рублей из разных источников. На мой взгляд, это достойный результат.
- Как оцениваете работу общественного транспорта? ПАПТ справляется?
- Я бы не ставил точку, что задача выполнена. Конечно, мы хотим, чтобы автобусы ходили как часы. Но некоторые требования предприятие технически не может выполнить. У нас нет, например, возможности сделать выделенную полосу для автобусов, и график движения по времени может срываться. Плюс достаточно старый парк постоянно добавляет сложностей. Но есть и хорошее: благодаря губернатору Красноярского края город получил пять новых школьных автобусов. Также предприятие сделало много шагов по внутренней оптимизации, по улучшению качества обслуживания населения. И открытости добавили: теперь им можно напрямую задавать вопросы, с каждой ситуацией разбираются, это тоже ведет к росту качества обслуживания. Не так быстро, как хотелось бы, но все-таки.
- Еще одна задача, которую вы ставили в конце 2021 года - стабилизировать ситуацию с управляющими компаниями, которых организовалось дикое количество.
- Рынок успокоился, закончились активные процессы по его переделу, появились серьезные игроки. Сейчас он стабилен, поэтому слово за собственниками: только они могут выбирать компании и услуги. Это непростой момент. Не все еще осознали, что многоквартирный дом - это частная собственность, жильцам за ней и следить. Возьмем частный дом: кто отвечает за его фасад? Хозяин. А почему мы иначе относимся к фасаду МКД? Это тоже частный дом, он принадлежит собственникам. Да, понятно, что в рамках капремонта архитектурные декоративные элементы не отремонтируешь, на них мы готовы тратить средства из бюджета. Но основное зависит от жителей: какую компанию они выберут, как добьются, чтобы она полностью выполняла объем заявленных услуг, и в каком состоянии в итоге будет дом. Других вариантов нет.
- Волнения были не только в коммунальной, но и в социальной сфере. Почти весь год активно обсуждалось, как быть с городской культурой. Не избыточна ли она для небольшого города?
- Культура не может быть избыточной, она может не отвечать запросам населения. Это отчасти наш случай - есть над чем работать. Понятно, что времена довольно сложные для всей социальной сферы: часть средств, которую учреждения тратили на развитие, была из собственного заработка, а сейчас мало возможностей зарабатывать. Однако за год созданы определенные административные механизмы, которые позволяют контролировать эту сферу.
- Но ведь зарабатывать учреждения смогут, похоже, не скоро. Как тогда жить?
- Сосредоточиться на качественном выполнении муниципального задания. И на достойном содержании фонда учреждений. А он в городе значительный, может удовлетворить любую потребность населения, если будет в надлежащем состоянии. Движение вперед заметно, появились новые форматы, но этого недостаточно. Финансирование не уменьшается, поэтому хотелось бы большей отдачи. Самое главное - чтобы жители получали продукт, который им нужен.
- У многих вызывает тревогу сфера образования. Статистика неумолимо намекает, что число детей сокращается. Придется закрывать сады и школы?
- А это разве повод для паники? Город уже переживал подобную волну в 90-е годы, тогда был утрачен ряд учреждений. Но я считаю, что терять и плакать над этой потерей неправильно. Нужно просчитывать дальнейшие ходы, если требуется, то с добрым сердцем расставаться со старым, которое как чемодан без ручки: нести тяжело и бросить жалко. Один из вариантов - участвовать в программах, чтобы строить новые современные образовательные учреждения. Такие, чтобы могли устойчиво выдерживать все пертурбации, связанные с изменением количества детей.
Сейчас наше образование стало больше внимания уделять участию в различных федеральных программах. Две школы, 100-я и 104-я, подали заявки на капитальный ремонт. Надеюсь, удастся качественно и в срок их выполнить.
Но задача такая: не вздыхать, что денег нет, детей мало, как же так. А искать, заранее прорабатывать варианты и действовать.
- Вздохи по поводу детей часто связаны с мнением, что молодежь из города уезжает и не возвращается.
- Давайте посмотрим на развитие малых городов во всем мире, хотя бы в Америке: они же не растут, не превращаются в мегаполисы, у них другой функционал. И нам бессмысленно состязаться со столицами. Молодежь всегда стремится уехать в большой мир, иначе было бы странно. Да, возвращаются далеко не все. Но приезжают другие. Знаете, сколько заявок на пропуска только я подписываю? Сотни! В первую очередь едут специалисты на градообразующие предприятия. Там появились принципиально новые идеи - получение новых продуктов на стыке технологий, их реализация могла быть дать новый импульс развитию территории и привлечь внимание федерального центра. Отмечу, что ГХК и ИСС впервые начали активно разрабатывать такие совместные программы, это огромный шаг вперед. И там нужны сотрудники - молодые, амбициозные, инициативные.
- Тогда какая задача у города?
- Максимально использовать и развивать все наши достоинства. Основное преимущество - Железногорск совсем рядом с Красноярском. Меньше часа в пути, и все бонусы большого города доступны. А с другой стороны, динамика жизни в малых городах другая, у нее свой потребитель. И тут как раз ключевую роль играет комфортность пространства. Вот мы сделали тропу здоровья, вокруг начала «оживать» среда, заинтересовался бизнес. И дальше эта территория может давать толчок новому развитию. В частности, в 2022 году преображение ждет пляж на Элке - его как раз взяли в аренду, чтобы сделать территорию интересной и разнообразной. Рассчитываю, что все получится, и мы это скоро увидим. Надеюсь, что инициативы, которые запущены на градообразующих предприятиях, плюс проекты по развитию городской среды помогут сделать город более привлекательным. Вместе у нас это обязательно получится.
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения