Сегодня на прогулке с редактором Нина Лебедева, известный в Железногорске человек. Это она объединяет всех «многодеток». Создала общественную организацию «Клуб многодетных семей “СемьЯ”», реализовывает проекты, главная целью которых – сохранение семьи как главной ценности современного мира. А в этом году Нина замахнулась на, казалось бы, недостижимое – изменить законодательную базу в Красноярском крае в пользу многодетных семей. И есть ощущение, что у нее это получится.
Не стой на месте
Обычный день. Обеденный перерыв. Нина Лебедева без проблем согласилась прогуляться и поговорить о том, что ценно и важно сегодня. Она деятельна, позитивна и при этом требовательна к себе и окружающим. Нина четко формулирует задачи и всегда знает, к какой цели и какой дорогой идет. Иначе, с улыбкой говорит она, в многодетной семье не выжить.
– Беречь семью – вот что сегодня я считаю главным в политике, в реализации проектов в регионах, в настроении каждого из нас, – рассуждает Нина Лебедева. – Для меня это базовая настройка взрослого современного человека. Посмотрите вокруг – сейчас ведь с легкостью создаются семьи и с такой же легкостью рушатся. Наблюдаю за этим в своей педагогической практике: распадается семья – страдают дети. В этом плане многодетные семьи сегодня могут быть примером того, как сохранять любовь, традиции, как объединять взрослых и детей. Среди многодетных разводов крайне мало, слава богу. Мне бы очень хотелось, чтобы простая фраза «берегите семью» была лейтмотивом жизни всех взрослых людей. Особенно актуально это звучит сейчас, когда в мире все так сложно.
Все многодетные семьи и похожи, и не похожи друг на друга. Но каждый раз, когда видишь многодеток на прогулках или каких-то праздниках, непременно улыбаешься: они всегда веселые, все время куда-то бегут, что-то делают. Дети наперебой галдят и требуют внимания. Они всегда вместе – один за всех. Как у них это получается? Жить сегодня дорого, проблем море… Многие с одним-то ребенком не справляются.
Есть у этого своя философия, свои секреты. Конечно, с сожалением говорит Нина Лебедева, не все железногорские многодетные семьи благополучны. Бывает, приходится признавать, что детям опасно находиться рядом с пьющими родителями, которые иногда даже не знают, где их чадо и с кем.
– Рассказывая о «многодетках» нашего города, я всегда привожу ассоциацию – жизнь комнатных растений, которые обязательно тянутся к свету. Так вот, есть семьи, которые очень похожи на жителей подземелья – это та категория, в которой взрослым плевать на детей. Это правда жизни. К сожалению, и в нашем городе есть «многодетки», у которых надо забирать детей, чтобы их спасти. Почему такие люди предпочитают жить под землей, я не знаю. Возможно, это история их семей, какие-то травмы, но они ведь и не пытаются с ними справляться. Есть люди, которые хотят вырваться из темноты и получить шанс на другую жизнь. Это уже росточки, которые пробиваются из земли, и с ними интересно работать. Ощущаешь, что будет результат. А есть люди, которые двигаются вперед, развиваются, светят себе и своим детям – это такие уверенные стволы и красивые листья растений. Им нужен свет, и они его видят. С такими семьями работать приятно. И именно они интересны, в том числе науке.
– А те, кто остается «под землей»? Что с ними?
– Моя задача – создавать сообщество, где люди могут получить помощь и поддержку. Бегать за людьми, которые в алкогольном или наркотическом опьянении не помнят, сколько у них детей, а дети в это время скитаются по улицам… такой задачи передо мной не стоит. Я буду работать с теми, кто хочет расти и развиваться. А те, кто не хочет, и даже всячески этого избегает, – это уже работа других органов.
Государство в помощь
Нина Лебедева уверена, что многодетная семья – это не просто социальный институт. Это отдельная вселенная, которую надо изучать.
– С одной стороны, всегда подчеркивается уязвимость многодетной семьи. Да, нам нужна поддержка, льготы, помощь в приобретении жилья, земли. Второй аспект – психологическая поддержка семьи. И здесь важно понимать, что родители бывают разными: от девиантных, безответственных до высокоресурсных. Интересно исследовать ресурсных родителей – у таких людей можно и нужно учиться, отношению к образованию своих детей, формированию семьи. А третий посыл при изучении многодетных – это этническое соотношение и особенности семей разных регионов. Отдельный пласт для изучения и исследования многодеток – формирование общественного мнения через соцсети. Это ведь феномен: от резко положительного и даже пафосного до максимально отрицательного «вы нарожали, вы и отвечайте, хватит на этом спекулировать и зарабатывать». Передо мной стоит задача позиционировать многодетную семью правильно и с добром: мы не кричим, что мы идеальные, но и не показываем, что бедные и бессильные – мол, дайте нам три копейки, и мы будем счастливы. Наша задача – внутренняя и внешняя поддержка семей.
– А есть глобальная цель или задача есть?
– Самая амбициозная, важная и очень-очень трудная для меня задача – продвижение законотворческой инициативы, которая даст возможность изменить подход к оформлению льгот для многодетных семей. В нескольких регионах страны семья теряет статус многодетной, когда 18 лет исполняется младшему ребенку. Права наших «многодеток» должны сравняться с правами «многодеток» из центральной части России. Согласитесь, когда совершеннолетним становится старший ребенок, мы его учим, все еще содержим студента. Это не повод лишать семью помощи! Старший ребенок не должен идти работать грузчиком – у него есть право получать образование. Это проект, которым я сейчас живу.
– Я правильно понимаю, такой закон уже работает в других регионах?
– Каким-то регионам повезло с умными, прозорливыми и понимающими законотворцами, действительно думающими о многодетных семьях. Например, в Москве многодетной признается семья, в которой родились или воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, — 18 лет. Для московских «многодеток» предусмотрены разнообразные меры городской поддержки: возможность открыть семейный детский сад, бесплатные проезд на общественном транспорте и парковка, натуральная помощь и так далее. А у нас в регионе пока, на мой взгляд, не обращают отдельного внимания на проблемы и статус многодетных. Наша организация работает для простых многодетный семей, не губернаторских. Нам приходится всем помогать, мы можем решать многие вопросы. Но хочется, чтобы была уверенная законодательная база, которая не будет делать из нас попрошаек, а легитимно даст права.
– А есть план, как двигаться к этой цели?
– Во-первых, я хочу сказать огромное спасибо редакции «Город и горожане» за то, что вы нас поддерживаете. Мы начинаем работу с местным отделением «Единой России» в проекте поддержки семьи. Планируем обращаться к депутатам Законодательного Собрания края и к руководству краевого министерства социальной политики. Надеюсь, что получится объединить силы вокруг социально значимого проекта и обратить внимание на многодетные семьи.
А еще у меня есть идея проекта трудоустройства многодетных мам и наших подростков для дополнительного или даже основного заработка. Мне бы хотелось, чтобы это было достойно и для ребятишек – например, с перспективой в выборе профессии будущего. Мамочки наши, например, много что умеют – петь, шить, рисовать, печь. Есть психологи, они могут быть консультантами по семейным вопросам, по воспитанию детей, образованию.
– Если бы ты была многодетным губернатором или мэром города, на что обратила бы особое внимание?
– Сегодня из всех источников рекой льются рассуждения о ценности человеческого капитала – я бы этим занималась, развитием семейных институтов. Необходимо поднимать уровень осознанности населения – человеку нужна цель и уверенность в том, что он сможет ее достичь.
Юлия ТРЕТЬЯКОВА