На прошедшей неделе контрольно-ревизионная служба озвучила депутатам результаты проверки МП «Горэлектросеть». И главной претензией ревизоров к предприятию стал вопрос об убыточности участка управления МКД. Причем закономерный финал этой убыточности в перспективе – банкротство. На фоне нашумевших банкротствах двух муниципальных гигантов, которые казались незыблемыми, эта новость настораживает. И если ситуация в мире увеличивает лишь общую тревожность граждан и желание купить сахару, то ситуация с муниципальной УК касается жителей непосредственно. И такой ее финал может сильно отразиться на кошельках и перспективном счастливом будущем граждан нашего славного города.
«Кто виноват» и «что делать» – два вопроса, перешедших из классической литературы в обыденную жизнь. Попробуем разобраться.
Колосс на глиняных ногах
Для начала нужно понять, являются ли эти экономические провалы звеньями одной цепи. К банкротству «Гортеплоэнерго» привели заниженные тарифы, по которым поставляли тепло горожанам. Покупали дорого, продавали дешево. А так как покупателем тепла выступало ГЖКУ, то утонули они парой. Для сохранения рабочих мест сотрудников ГЖКУ, которые обслуживали дома, и для продолжения обслуживания тех «молчунов», которые не сделали осознанного выбора УК, и был создан участок управления МКД в МП «Горэлектросеть». Такая вот полумера. Но почему же при значительном финансовом потоке от горожан, которые исправно платят за управлении МКД, участок стал убыточен?
Вернемся лет на 40 назад, когда еще существовал СССР. Плановая экономика, постоянные цены, понятное будущее. Работа муниципальных предприятий расписана на годы вперед и представляет собой ежегодное повторение одного и того же. И вдруг все поменялось. Рынок-с! Внезапно оказалось, что цены меняются, за потребителя надо бороться. А он, потребитель, вдруг задает неудобные вопросы и требует выполнять то, что написано в законах. И государство тоже задает неудобные вопросы и требует платить налоги. И 30 лет эта ситуация развивалась, предприятия рушились, создавались новые, адаптировались, выживали. Все по Дарвину. Сильный ест вкусного. Хитрый прячется. Слабый не выживает. Мечта советского диссидента о рынке сбылась. Но все это не объясняет, почему муниципальная «управляшка» стремительно летит в пропасть.
Современное муниципальное предприятие, или как достойно утонуть
В своем интервью директор МП «Горэлектросеть» Алексей Харабет упомянул о текущих тарифах на жилищную услугу. Что они для предприятия недостаточны, чтобы работать хотя бы в «ноль». И коммерческие УК демпингуют, поэтому дома переходят именно к ним. Почему одним это выгодно, а другим нет?
В жаргоне бухгалтеров и управленцев есть такая терминология – «работа вбелую». Это когда весь работающий персонал официально трудоустроен, предприятие ведет официальные закупки, оказывает услуги или производит продукцию, платя все положенные налоги. А из чего складывается обычный производственный процесс? Разберем на примере уборщицы (расчет приблизительный для общего понимания структуры цены).
Заработная плата уборщицы на руки после уплаты подоходного налога – 20000 рублей. Норма выработки в день – 300 кв. м убранных и помытых полов. Рабочих дней – 21. То есть уборка 1 кв. м стоит 3,17 рублей? Нет. При зарплате 20000 рублей на руки фонд заработной платы составляет 22988,5 рублей (до уплаты подоходного налога) плюс 9852,22 (отчисления работодателя в государственные фонды). Итого – 32840,72. То есть уборка 1 кв. м стоит 5,21 рублей? Нет. Уборщицу обслуживает кадровая служба, экономисты, бухгалтеры, служба снабжения, служба транспорта, служба охраны труда, управленцы разного уровня (от непосредственного начальника до директора). Ей нужен уборочный инвентарь, спецодежда, регулярные инструктажи и обучение. Все это предписывают правила организации трудовой деятельности. И стоит это примерно 300 % от фонда заработной платы нашей уборщицы, в нашем примере – 98522,16 рублей. И получаем месячный расход предприятия на одну уборщицу 131362,88 рублей. Уборка 1 кв. м стоит 20,85 рублей? Нет! Есть еще НДС, который составляет 20 % от цены услуги, в нашем примере – 4,17 рубля за 1 кв. м. И вот теперь мы имеем стоимость окончательную: 25 рублей и 2 копейки. За уборку одного квадратного метра подъезда.
В этой экономической модели стоимость уборки может снижаться только при увеличении количества уборщиц и количества убираемого. А при уменьшении площадей очевидно увеличение цены.
Именно это и наблюдается на участке МП «Горэлектросеть». Объемы обслуживания падают, расходы растут. Стоимость обслуживания неминуемо должна повышаться для обеспечения безубыточности предприятия. И, как говорит директор МП «Горэлектросеть», текущий обоснованный безубыточный тариф для предприятия должен составлять около 35 рублей за кв. м жилья. То есть платеж за обслуживание, например, 45-метровой двухкомнатной хрущевки должен быть 1575 рублей. И это без дополнительных затрат на «общую» воду и отопление.
Современное коммерческое предприятие, или как прикинуться «ветошью»
А теперь посмотрим, откуда берется то конкурентное преимущество, которое мы наблюдаем у коммерческих УК. На примере той же самой уборщицы с той же зарплатой и объемами работы. И рассмотрим только честную и законную схему. Потому что у «серой» или «черной» схем расходы значительно ниже.
Итак, во-первых, заключаем с уборщицей договор на один месяц на оказание услуги на сумму в 20000 рублей и прописываем там необходимые объемы. Сверху накинем еще процентов 40 на услуги юриста и уборочный инвентарь. Спецодежда своя, ответственность своя. Вуаля – стоимость уборки 1 кв. м получается 4,44 рублей. И все! И по такому варианту глобального аутсорсинга коммерческая УК может работать с минимумом персонала и в разы сократить отчисления государству. А еще они работают по упрощенной схеме налогообложения и не платят НДС.
Расходы отличаются в 5,6 раза – 25,02 против 4,44. Это пример условный, но показательный. Именно так отличается коммерческая система управления от муниципально-государственной.
Что делать?
Очевидно, что на рынке управления МКД муниципалы, работая в другой системе управления, будут в проигрыше. Для МП «Горэлектросеть» выходов несколько: работать и дальше до наступления банкротства, оптимизировать затраты на обслуживание МКД (а это гарантированно связано со значительным сокращением собственного персонала) и двигаться к банкротству медленней, либо избавиться от непрофильной деятельности и закрыть участок управления МКД. Вариантов три, и все плохие. Но при последнем сохраняется предприятие, которое обеспечивает энергетическую безопасность города. Выбор неприятен, но очевиден. С вопросом «что делать?» для предприятия ясно. А вот что делать тем жителям, которые обслуживают свои дома в муниципальной «управляшке»?
Тут стоит отметить нашу с вами ментальность. Собирательный образ обычного жителя города выглядит так: «Какая такая “управляшка”? Ничего не знаю и знать не хочу! Голосовать не буду! Отстаньте от меня! Я плачу вот столько, а больше платить не буду!».
Распространенная история – нежелание разбираться, а главное – принимать решения. Неспособность договориться с соседями про асфальт во дворе, стоянку, клумбы, детские уголки. Непонимание самого существования совместной с другими жильцами площади, и дома, и двора. «Моя хата с краю» – главный девиз всех «молчунов».
А ведь для многих из тех, чьи дома обслуживает МП «Горэлектросеть», важным является именно «муниципальность» УК. Точно не обманет, да и городу подконтрольна. И если бы жители решили, что они готовы именно за это переплачивать – да, в два раза больше чем у других, зато наша безопасность гарантированна, дом точно будет обслужен по всем правилам, и повлиять на качество работ можно через администрацию – то работа участка для МП «Горэлектросеть» была бы выгодна. Готовы платить больше? Ровно так же, как мы платим больше за качественные продукты, за качественную одежду и обувь, за качественное обучение детей. Да, дороже, зато надежнее. И в случае чего можно предъявить претензию, и она точно будет рассмотрена.
Для этого всего лишь надо собраться домом и принять решение. А это для большинства горожан труд ненужный и недостойный.
Эммануил МАРКС