У каждого из нас есть города и места, в которые мы непременно возвращаемся, чтобы отдохнуть, восстановиться или получить порцию новых впечатлений. Мы семьей уже несколько лет при любой возможности едем в Минусинск. Есть в этом городке что-то такое, что очаровывает и дает заряд. К тому же отсюда очень удобно путешествовать. И вот впервые у нас получилось заглянуть в Музей ретро автомототехники СССР. Это было погружение в другую эпоху, такую знакомую незнакомку.
Старая часть города, улица Затубинская. Здесь малоэтажная, преимущественно деревянная застройка. Быстро находим дом №43 и заходим во внутренний дворик. Здесь начинается уникальный музей автомототехники СССР. Он частный – собирают коллекцию и приводят машины в рабочее состояние мужчины семьи Межовых. Во дворе стоят «запорожец» и старенький «москвич» явно после мойки – открыты капот и дверцы, сушатся коврики. Атмосферно уже с порога.
Встречает гостей создатель и директор музея, глава большой семьи Владимир Григорьевич Межов, и приглашает в первый зал. И здесь начинается то, что сегодня называют «вау-эффектом». Делаешь шаг – и в момент оказываешься в прошлом. Таком знакомом нам, взрослым, и таком неизведанном и даже загадочном для наших детей-подростков. В первом зале – огромная выставка игрушечных моделей авто, мотоциклов, мопедов, вырезки из журналов, плакаты, лозунги.
– Душа – богу, сердце – женщине, долг – Отечеству, честь – никому! – вот так неожиданно начал свою речь Владимир Григорьевич. – Я, ребята, живу и сыновей своих воспитывал по кодексу чести русского офицера. Он составлен был в 1804 году и актуален навсегда. Изучите его – очень всем и всегда советую. Русский человек должен Родину свою любить, защищать и быть достойным ее во всем. Вот что я хотел вам сказать, прежде чем пригласить на экскурсию в автомотопрошлое нашей великой страны. Только представьте, отечественный автопром выпускал более трехсот моделей машин, одна другой краше и мощнее.
Этот музей в Минусинске начался с простого увлечения Владимира Григорьевича и его сыновей. Когда-то очень давно, еще живя в Норильске, они начали собирать коллекцию игрушечных моделей советских авто. А потом переехали на юг Красноярского края и решили, что было бы хорошо сохранить память об истории отечественного автопрома. И стали собирать машины по всей стране. Тем более что Минусинск в советское время был славен как город шоферов.
– На сегодняшний день в арсенале нашего музея 87 единиц техники, – рассказывает Владимир Григорьевич. – Мы их условно делим так: половина –машины, половина – мотоциклы и мопеды. Первая наша задача была – успеть выкупить и найти те модели авто, которые сняли с производства. Успели. Вторая задача – поставить всю технику на ход. Тоже выполнили. Да, все, что вы у нас видите, на ходу. Мы периодически выезжаем на улицы города, чтобы машины не застаивались. Все согласуем с ГИБДД – они нас, кстати, очень поддерживают. Пять лет подряд участвуем в Хакасии в параде Победы на пяти машинах и мотоцикле.
Восстанавливают советские машины мужчины семьи Межовых самостоятельно. Сыновья в поиске запчастей, отец руководит процессом, внук во всем помогает.
– Вот наша скромная мастерская – здесь мы и собираем технику по частям, – продолжает экскурсию старший Межов. – Многие спрашивают, где взяли – покупаем металлолом, делаем машину. Нас знают во всех пунктах приема металла в городе и в округе. Не стесняюсь говорить, что, например, один мопед нашли на помойке. На восстановление каждой машины уходит в среднем лет пять-шесть. Удовольствие дорогое, конечно. Бывает и такое сейчас, что мошенники мешают – уже два раза обманывали. Но я верю, что хороших и честных людей на земле больше. Часто напоминаю себе и сыновьям: сила наша не в порывах, а в нерушимом спокойствии. Так и действуем. Для нас ведь это не бизнес. На жизнь и содержание, пополнение и реставрацию наших авто мы зарабатываем в магазинчике автозапчастей.
За руку в этом музее никого не водят – вся информация о машинах и мототехнике есть на специально оформленных табличках. Единственное, о чем просят, – это не ломать то, что восстанавливалось годами. Не открывать капоты, не запрыгивать на ступеньки, не дергать дверцы кабин. Нам повезло, видимо, чуть больше других – Владимир Григорьевич лично рассказал почти обо всех моделях и их историях.
И, казалось бы, вот большие гаражи и много машин… но сколько за каждой из них сил, увлеченности, любви и желания оставить что-то после себя! Владимир Григорьевич рассказал историю о том, как в свое время губернатор Красноярского края Виктор Толоконский предложил рассмотреть вариант государственно-частного партнерства для развития музея. Но реализовать идею не успели – власть сменилась, а местные чиновники как-то не поддержали инициативу.
– Я ни на кого не обижаюсь и ничьими советами не пренебрегаю – всегда и всех выслушаю, – рассказывает Владимир Межов. – Конечно, хотелось бы поддержки. Вот сейчас есть надежда, что новый наш исполняющий обязанности губернатора Михаил Котюков приедет в Минусинск на юбилей и к нам заглянет. Там и обсудим – он молодой, умный, активный, точно сможет оценить перспективу и необходимость такого музея. Я стараюсь сделать все, чтобы он о нас узнал. Если у вас будет возможность до него донести, что есть такие, буду вам тоже очень благодарен.
Гуляли мы по гаражам и залам со старой техникой почти час, у каждого были свои воспоминания, связанные с мопедами, мотоциклами, красивыми машинами. Удивительно, как много разных историй было в жизни про разную технику. А дети удивлялись тому, как это все развивалось, интересовались параметрами и характеристиками.
– Музей нас объединяет, – признается глава семьи Межовых. – А еще помогает нам быть примером следующим поколениям. Это ведь все история маленького Минусинска, большого края, огромной страны, ее важно знать. Сегодня осознание этого вновь актуально, потому что возвращает нас к корням.
Немного грустно было уходить. Хотелось познакомиться с сыновьями и внуками Владимира Григорьевича. Видимо, еще вернемся. Точно приедем на празднование юбилея южной столицы в августе и заглянем к хозяевам уникального, единственного в своем роде музея автомототехники в Красноярском крае.
На выходе узнали, что «москвич» сушится давно и еще несколько дней простоит. На одной из моек Минусинска машине залили двигатель – не специально, просто не знали, как с такой старой техникой себя вести. И на это Межовы не обижаются – только немного сожалеют, что местная молодежь нечасто бывает в музее. Иначе бы точно знали про отечественный автопром больше.
Юлия ТРЕТЬЯКОВА