Очередной круглый стол собрал в редакции «ГиГ» тех, кто на сегодня лучше всех разбирается в теме межевания наших с вами дворов. В разговоре на актуальную тему приняли участие заместитель председателя Совета депутатов Анатолий Коновалов, главный архитектор города Сергей Добролюбов, а также Ирина Лукина, исполняющая обязанности руководителя управления земельных отношений.
Зачем государство затеяло межевание дворов, народ в массе своей уже решил. Чтобы выставить очередной налог, не иначе. А ваша версия какая?
Добролюбов: Мы идем по пути цивилизованного общества. Необходимо было узаконить землепользование. Там, где ничье, всегда бардак. Пример – база «Вихрь». Там всегда можно ходить босиком, а за забором сплошь битое стекло. Теперь дворы принадлежат людям, и они сами могут решать, что с этим благом делать. Это благо, а не налоговое обременение. Совсем скоро железногорцы поймут то, что уже хорошо поняли на большой земле. Смогут получать доход, грамотно распорядившись своими участками. Процедуру во всех юридических тонкостях я не готов комментировать, дело совершенно новое, но закон это предусматривает. И без согласия собственников во дворе не возникнет какой-то киоск, не будет непонятного расширения дороги, и дополнительные мусорные баки не появятся. Это первое и главное. А сама налоговая ставка незначительная.
Лукина: Размер налога будет зависеть от площади квартиры и этажности дома. На Ленинградском, где высотки, плата будет поменьше. В среднем железногорская квартира заплатит в год 140-150 рублей. Налог местный, он пойдет в городской бюджет.
На сайте «ГиГ» Людмила Иннокентьевна задает вопрос: «Смогут ли собственники использовать собранные налоги на благоустройство своего двора? Или это в общий котел?»
Коновалов: Целевое использование земельного налога было до 2005 года. Сейчас по положению о местных налогах все собранные налоги (НДФЛ, имущественный, земельный) идут на общебюджетные нужды. Наша администрация ставила вопрос о возможности финансовой поддержки содержания дворов, ведь с 2013 года это не входит в полномочия местного бюджета. Отдали свои поправки в Законодательное собрание. Закон о капремонте принят, и, если наши поправки вошли, можно будет использовать средства регионального оператора для ремонта дворов.
Не получится ли, что новоиспеченные собственники начнут строить на своей земле все, что им заблагорассудится?
Добролюбов: Любая стройка должна получить разрешение, отвечающее всем нормам и правилам. Нельзя построить посреди двора комплекс ритуальных услуг, скотобойню или, допустим, нефтевышку. Строить можно только то, что не запрещено.
Уже звучат мнения, что межевание несправедливое: не всем достались одинаковые участки земли. Согласны?
Добролюбов: Мы очень старались, но тут абсолютное равенство просто невозможно. Во-первых, город строился в разные времена, были разные нормативы по плотности застройки, менялись финансовые возможности и архитектурные подходы. Потом у каждого района своя топонимика. Так что разные группы домов получили разные участки. Мы старались, чтобы люди реально могли использовать их в своих интересах. Вот на Ленинградском застройка плотнее некуда, ничего там, конечно, не возведешь. Но люди там и налог заплатят поменьше, а главное – будут знать, что без их ведома больше никто не придет к ним во двор рубить деревья.
А можно отказаться тем, кто не хочет владеть землей возле дома?
Лукина: Нет. Собственность на земельный участок в прямой зависимости от собственности на жилье. Вместе с квартирой или ее долей человеку принадлежит и часть общедомового имущества - крыши, подвала, лестницы. Теперь и двора. Выделить в натуре – посчитать, сколько каких ступенек, кусков шифера и конкретных метров двора принадлежат тебе, нельзя. И отказаться от них тоже нельзя.
Добролюбов: Я дополню. Когда начинают строить дом, под него выделяют землю. Люди покупают квартиры вместе с участком земли, пропорциональным ее площади. Отказаться, разделить нельзя: они обязаны содержать и лестницы, и подвалы, и чердаки, и лифты, и мусоропроводы, и свою придомовую территорию.
Вопрос от нашего читателя Василия Н.: «Как в других городах проходит межевание? Мы учли чужой опыт?»
Добролюбов: Конечно! Первым делом учли опыт Красноярска, намежевавшего участки для каждого конкретного дома. Мы хотели в старой части города делать так же. Но тогда к одному участку надо будет добираться через другой, а то и через несколько. Жизнь уже успела показать, какие проблемы это вызывает. И мы решили: если микрорайон или его часть спроектированы как общая планировочная структура с единой закольцованной дорожной сетью, если спортивные или детские площадки задуманы для группы домов, то этой группе выделяем общий участок. Я это считаю правильным. Иначе кому-то достался бы лес, кому-то песочница кому-то бельевая, а кому-то мусорные бачки. И сейчас проектируются целые микрорайоны с единой инфраструктурой, и земельный участок там для всех домов тоже единый.
Лукина: Процедура межевания строго регламентирована. Где бы она ни шла, земельное, градостроительное и жилищное законодательство нарушать нельзя. При этом в каждом городе своя ситуация и свои генпланы застройки. То, что возможно в том же Красноярске или Заозерном, у нас просто не предусмотрено. Не будет везде все одинаково.
И снова вопросы «ГиГ». Ирину Р. очень интересует, как перемежеваться и сколько это стоит.
Лукина: Если проведенное межевание не устраивает, первым делом надо провести собрание собственников. Если на сформированном участке несколько домов, на собрании должны присутствовать собственники из всех этих строений, а не как, например, было на Парковой: собрались жители дома №2 и что-то там за всех решили. Собрание должно принять решение о размежевании и представить свой проект, хотя бы схематичный, где и как будут проходить границы их участка. При этом надо помнить про нормативы и требования законодательства. Так, земельное законодательство говорит, что каждый образуемый участок должен иметь свободный доступ от земель общего пользования. Вот поэтому-то и нельзя сформировать отдельный участок для дома, к которому можно попасть, проезжая через участки нескольких других домов. Не на вертолете же к нему летать! Если нормативы позволяют и все договорились, то цена вопроса - от 5 тысяч за один участок. То есть если из одного участка делать три – умножайте. В зависимости от сложности работ стартовая цена возрастает.
Один из самых частых вопросов - кто получит льготы?
Лукина: В полном соответствии с налоговым законодательством: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды I-II групп, инвалиды с детства, участники Великой Отечественной войны, чернобыльцы и другие ликвидаторы ядерных аварий и катастроф, перенесшие лучевую болезнь… Пенсионеров в этом списке нет – это земельный налог, а не на недвижимость. Сделать его единым планируют к 2018 году.
Читатель Сидоров беспокоится - как теперь чинить водопровод, канализацию? И кто будет убирать размежеванные дворы?
Коновалов: Все текущее содержание придомовой территории входит в жилищную услугу управляющей компании. Они подметают, убирают снег, стригут траву. Жителям придется доплачивать, когда работы выходят за рамки оговоренного договором перечня. Допустим, размыло поребрик. Поставить его на прежнее место готова управляющая компания. Обращаясь к ТСЖ или совету дома, она выставляет ему смету предстоящих работ. Если нет ни ТСЖ, ни совета, решение о механизме возврата потраченных на такой ремонт денег принимает общее собрание собственников, то есть все, что входило в жилищную услугу, остается, весь прочий форс-мажор – тема отдельного разговора.
Логика развития ситуации такова. ТСЖ может создать собственное правление, которое имеет право нанять своих сантехников и электриков для обслуживания домов и дворов. Форма ТСЖ настолько гибкая, что помогает максимально использовать имеющиеся активы собственников жилья. Мои друзья живут в новом доме в Екатеринбурге, там есть ТСЖ. Как только стало понятно, куда пошло российское законодательство, это ТСЖ выкупило весь первый этаж и теперь сдает его в аренду коммерческим структурам, получая реальную прибыль. Она идет на содержание дома. Фасад они полностью используют как рекламный носитель, и это тоже ощутимый доход.
Лукина: А наше ГЖКУ в итоге межевания сократило 17 дворников. Не реальных, а лишь незакрытых вакансий. Им просто нечего было бы подметать и убирать: площадей по факту межевания оказалось меньше.
Жанна спрашивает: «У нас во дворе магазин, к нему целый день подъезжают продуктовые машины. Мы, как собственники, можем им запретить это?»
Лукина: Если магазин встроенный, то его хозяин такой же собственник, как все, у кого в этом доме квартиры. Права и обязанности в отношении придомовой территории у него такие же. Общее собрание, как высший орган управления жилым домом, и в этом случае решает, как должен функционировать этот магазин, составляя протокол с регламентом его работы. А если какой-то объект находится во дворе, то мы, проводя межевание, максимально постарались обеспечить к нему беспрепятственный проезд, не задевающий ничью территорию. Пример такого внутриквартального участка, не отнесенного ни к кому из собственников, – Пионерский проезд. Там уже нашлись желающие перемежеваться, забрать его и устроить автостоянку. Но это не бесхоз, это земли муниципалитета.
Тема межевания дворов еще очень сырая, и вопросов тут гораздо больше, чем ответов. Каков алгоритм действий конкретного собственника жилья, желающего понять суть всех новшеств, свалившихся разом ему на голову?
Коновалов: Для населения сейчас самое важное – разобраться в структуре сформировавшихся отношений. По придомовой территории – нужно хотя бы узнать, где ее границы, что на ней есть, узнать про свои права и обязанности. Второе – создание органов самоуправления многоквартирными домами, как минимум это совет дома. У нас пока на 700 домов всего 84 совета. А в идеале необходимы ТСЖ. Думаю, жизнь заставит создавать именно ТСЖ. Так что населению нужно разобраться в том, что произошло, а нам – довести до людей всю информацию и разработать процедуру изменения участков. Не факт, что будет массовое перемежевание, но такой документ должен быть. И еще. Общие собрания собственников порой не могут договориться даже насчет установки домофона. Здесь же вопросы куда более важные, так что надо учиться договариваться со своими соседями.
А где можно увидеть новые планы придомовых территорий?
Коновалов: Я, конечно, извиняюсь, но те же председатели советов домов уже могли бы обратиться в свои управляющие компании, взять эти планы и ознакомить с ними граждан. Это же в интересах самих собственников! Сегодня тебе в ладошках водички попить никто не понесет – надо идти самому! Государство в лице субъектов уже сказало свое «А» и свою задачу выполнило, проведя межевание. Теперь черед населения делать ответные шаги и говорить «Б». И чем быстрее люди сядут и разберутся со своим имуществом, тем лучше будет для всех.
Записала Татьяна ДОСТАВАЛОВА