Сегодня, 3 июля, госавтоинспекции России исполняется 77 лет. Накануне специальный корреспондент «ГиГ» Марина Синютина встретилась с начальником ОГИБДД Железногорска Андреем Толстиковым.
- Андрей Александрович, обычно перед очередной профессиональной годовщиной принято подводить итоги. Не будем нарушать традицию и на этот раз.
- Мы по-прежнему ответственны за безопасность на дорогах. Но методы работы дорожных полицейских существенно поменялись, от карательных функций мы перешли к профилактике и надзору. От нас теперь не требуется выполнение плана по нарушителям ПДД. Главным показателем стало снижение количества дорожно-транспортных происшествий и числа их жертв. В этом отношении у нас пока все стабильно.
В начале года администрацией города был утвержден новый план организации дорожного движения ЗАТО, думаю, после реализации этого проекта и пешеходам, и водителям станет намного безопаснее.
- Но реалии сегодняшнего дня таковы: на дорогах, к примеру, до сих пор не выполнена даже разметка.
- Ее должны были нанести до 30 мая. Но сроки скорректировала дождливая погода. К сожалению, у нас до сих пор всю разметку выполняют нитрокраской, она держится всего несколько месяцев. Современные материалы, такие как холодный пластик, который давно применяют в Красноярске, стоят намного дороже, и в бюджете города эти траты не предусмотрены.
- О дорожных знаках. Некоторые из них невозможно увидеть из-за зелени, другие установлены в очень странных местах, что провоцирует аварии, об этом неоднократно писала наша газета.
- Комплексное обследование дорожных знаков проводится ежегодно в апреле. Перед началом учебного года проверяют знаки возле учебных заведений. Существуют четкие нормативы замены дорожного знака в случае его повреждения: знаки приоритета должны восстановить за 24 часа, другие — в течение трех суток. Этим занимается КБУ. Но по ликвидации растительности, закрывающей знаки, такого норматива нет. Поэтому требовать срочного выполнения подобных работ мы не можем. Что касается знаков в «странных» местах, то все они установлены согласно вышеуказанному плану организации дорог.
- Знак «Пешеходный переход» прямо на проезжей части на Чапаева-Свердлова — это ошибка?
- Совершенно верно. В этом месте проезжая часть будет реконструирована.
- Но это абсурд — дорога еще не приведена в порядок, а знак уже установлен!
- На реализацию обновленного проекта дорожного движения, по сведениям администрации города, необходимо 75-80 миллионов рублей. Но, когда приступят к его осуществлению, пока не ясно. Однако уже сейчас мы обязаны привести все пешеходные переходы в соответствие с требованиями. Этот вопрос находится на контроле руководства государства.
- К другой теме. Трудно поддается логике лояльное отношение ГАИ к нарушителям ПДД. Серьезные аварии совершают те, кто десятки раз подвергался административному наказанию. Может, пора уже создавать черные списки?
- Сегодня в отделе находится 2,5 тысячи водительских удостоверений, их владельцев лишили прав на управление автомобилем на 1,5-2 года за езду в состоянии алкогольного опьянения. Тем не менее некоторые из них по-прежнему садятся за руль, причем пьяными. Многих злостных нарушителей наши сотрудники уже знают в лицо, так что никакие черные списки не нужны - есть белые. Но карать провинившихся можно только административным арестом, что, на мой взгляд, адекватным наказанием не является.
- Вот как?
- Один наш постоянный клиент провел в ИВС в общей сложности 279 дней. То есть он «наотдыхал» девять месяцев, а содержали его налогоплательщики. Это неправильно. Я считаю, что таких товарищей нужно привлекать к принудительным работам, к примеру, заставить улицы мести, как это недавно применили к неплательщикам штрафов. Тогда и в городе будет почище, и КБУ полегче.
- Некоторое время назад вы пригрозили водителям: если ОГИБДД не справится с ситуацией на дорогах, на подмогу придут красноярские коллеги. Обещание остается в силе?
- У нас аварийность не критичная, поэтому обходимся своими силами. Намного серьезнее ситуация в Березовке, Емельяново, Ачинске. Рост по погибшим в ДТП в Емельяново - плюс 700 процентов! В эти муниципалитеты и направлены дополнительные силы дорожной полиции.
- Парковка на газонах и под запрещающими знаками, пробки, нелегальные таксисты – эти проблемы не решаются годами. ОГИБДД не в состоянии с ними справиться?
- Вы еще не упомянули, что на ДТП дорожные полицейские сейчас могут приехать спустя 4-6 часов. Такого действительно раньше в Железногорске никогда не было. Но наряды наружных служб захлебываются. Если авария случилась не на артериальной улице и без пострадавших, то ее участникам приходится ждать инспекторов очень долго. Возможность урегулировать конфликт самостоятельно при помощи Европейского протокола, не дожидаясь наряда ГАИ, нашими жителями почему-то почти не используется.
Борьба с парковкой на газонах действительно нами проиграна, причем по объективным причинам. Автомобили ставить некуда, город просто не рассчитан на такое количество транспорта. Этот вопрос нужно решать комплексно, а не только силами полиции.
По поводу нелегальных таксистов мы упреки принимаем, тем более что страдают в этой ситуации добросовестные перевозчики. Нам удастся справиться с бомбилами только при взаимодействии с налоговиками и страховщиками. Пока, к сожалению, общего языка с ними не найдено.
Много жалоб мы получаем от инвалидов — специализированные стоянки для них постоянно заняты. Но выставлять там круглосуточные посты ГАИ невозможно, мы надеемся в первую очередь на сознательность граждан.
- Опять скажете, что все упирается в кадровый голод, некому работать?
- Сегодня ситуация не такая напряженная, как раньше. В отдел перевелись несколько сотрудников из Черногорска, Сосновоборска. На три вакантные должности уже претендуют семь кандидатов. Но людей все равно не хватает, в результате реформы количество наших сотрудников резко сократилось.
- Говорят, «обратная» реформа МВД может многое вернуть - и не только прежнее название полиции?
- Знаю о ней не больше, чем пишут в СМИ. А пока мы продолжаем выполнять свою работу. Пользуясь случаем, хочу поздравить сотрудников и ветеранов нашей службы с профессиональным праздником!