Самыми важными в атомной отрасли всегда были и остаются вопросы обеспечения экологической безопасности. Как в Челябинской области осуществляется финальная изоляция радиоактивных отходов (РАО), которые неизбежно образуются в результате деятельности атомных и не только предприятий? Чтобы получить ответы на этот и другие вопросы, железногорские и красноярские журналисты и общественники отправились на «Неделю экологии».
В ней принимают участие заинтересованные активисты, ученые, студенты и СМИ из регионов присутствия ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» (НО РАО). Цель проекта – привлечь внимание к экологическим аспектам деятельности предприятия. В этом году НО РАО собрал всех в Озерске Челябинской области, где сейчас идет реализация проекта по созданию приповерхностного хранилища.
В особенном месте
В этом году вместе с делегацией из Красноярского края в «Неделе экологии» приняли участие специалисты и общественники из Томской, Свердловской и Ульяновской областей. В ходе визита участникам тура показали состояние работ на строительной площадке приповерхностного пункта финальной изоляции твердых радиоактивных отходов 3-го и 4-го классов (ППЗРО) в Озерске. Он находится в санитарно-защитной зоне в полутора километрах от ФГУП «ПО “Маяк”», который считается одним из крупнейших образователей радиоактивных отходов в России. Поэтому место финальной изоляции РАО было выбрано не случайно. При проектировании учитывали и характер территории. В этом месте низкий уровень грунтовых вод – лишь на глубине 12 метров удалось вскрыть первый слой воды. При строительстве же углубляются только на 3 метра. Зачем это нужно и почему важно?
Радиоактивными отходами (РАО) называют любые субстанции, применение которых не предусмотрено и чей уровень радиоактивности не допускает свободного обращения с ними в соответствии с действующим законодательством. Поэтому они должны быть изолированы и сохранены особым способом в зависимости от уровня их радиоактивности и периода полураспада.
РАО 3-го и 4-го классов — это средне- и низкоактивные отходы, которые образуются в результате деятельности атомных и не только предприятий. Например, в сфере здравоохранения применяются радионуклидные фармацевтические препараты, а в диагностике и лечении используются изотопы. По сути, РАО 3-го и 4-го классов – это загрязненная лабораторная посуда, стекло, строительный мусор, спецодежда, радиоактивный грунт, металлолом и так далее. Как и любые другие опасные отходы, они должны быть надежно изолированы от окружающей природы и человека. Для этого и строится ППЗРО.
Для хранения РАО – 51 гектар
Для окончательной изоляции РАО 3-4-го классов строят хранилище глубиной около трех метров. И еще на три они будут возвышаться над землей. Всего на территории ППЗРО в Озерске планируется построить 15 модульных бетонных сооружений, разделенных на отсеки, которые после размещения контейнеров с РАО будут засыпаны грунтом. Инженерных барьеров безопасности несколько: бентонитовая глина, которая выполняет роль глиняного замка, бентонитовые маты и плита фундамента толщиной 600 мм, инженерные конструкции ПЗРО и их отдельные части и элементы, в том числе строительные конструкции сооружений. А еще упаковки, между которыми используется буферный материал на основе бентонитовых гранул, заполняющий свободное пространство в отсеках и подстилающие, покрывающие экраны. Все эти физические барьеры препятствуют распространению радиоактивных веществ в окружающую среду. Бентонит – это особый вид глины, который, по мнению специалистов, обеспечит безопасность озерского ППЗРО. Свои свойства он должен сохранять в течение 300 лет. Материал добывают из карьера в Курганской области в Зырянске в 300 километрах от ППЗРО. Его толщина в уплотненном состоянии – 5 см.
– Объект рассчитан на размещение 225 тысяч кубометров твердых радиоактивных отходов третьего и четвертого классов опасности, – рассказывает директор филиала «Озерский» Максим Мартышкин. – В том числе 42 тысячи кубометров отходов третьего класса и 183 тысячи кубометров отходов четвертого класса. К концу 2024 года нам поставили задачу построить хранилище вместимостью 15 тысяч кубометров, а также здание входного контроля, отапливаемую автостоянку для спецтехники, склад хранения буферного материала и все инженерные сети. Сроки строительства и сдача Ростехнадзору – декабрь 2024 года. Дальше в планах получить лицензию и к концу 2025 года начать эксплуатацию. При этом строительство продолжится, будем строить модульные сооружения дальше. До 2035 года необходимо построить 15 хранилищ.
Предполагается, что хранилище сможет просуществовать не менее 300 лет. Если защитные барьеры спустя это время потеряют герметичность, то глиняный замок сохранит свои природные свойства и не допустит проникновения в природную среду радионуклидов.
Для красноярцев и особенно железногорцев проект, реализуемый НО РАО рядом с Озерском, интересен прежде всего тем, что его можно сравнить с подземной исследовательской лабораторией, которую строят в непосредственной близости от нашего города. В ней будут изучать возможность геологической изоляции РАО 1-2-го классов на глубине около 500 метров.
РАО 1-го и 2-го классов – это высокоактивные и среднеактивные долгоживущие (до сотен тысяч лет) твердые радиоактивные отходы. Они наиболее опасны и требуют самого серьезного подхода. Среди остальных РАО их меньше всего, но затраты на их финальную изоляцию гораздо выше. Пока современных хранилищ для таких РАО в России нет. Планируется появление первого подобного пункта недалеко от Железногорска, в скальных недрах участка «Енисейский». А пока здесь создается только подземная исследовательская лаборатория. В ней будут проводиться опыты с целью подтвердить или опровергнуть возможность безопасной изоляции РАО в этом месте. Строительство объекта началось в 2018 году, большая часть инфраструктуры уже готова. В 2022-м стартовало строительство устья вентиляционного канала. В этом году делают проходку трех вертикальных стволов глубиной 550 метров. Дальше по плану – пробить в скале горизонтальные выработки. Если лабораторные исследования подтвердят, что подобный метод изоляции надежен, РАО 1-го и 2-го классов смогут разместить здесь. Остеклованные высокоактивные радиоактивные отходы в специальных контейнерах опустят на глубину 450-525 метров в горные выработки и запечатают их на тысячелетия. Сдача объекта ориентировочно назначена на 2029 год.
О цифрах, проектах и предложениях
Обменяться мнениями, получить ответы на вопросы от специалистов НО РАО и высказать пожелания общественники смогли на круглом столе. Общее собрание прошло уже в Челябинске в Информационном центре по атомной энергии. По словам директора Департамента по связям с общественностью и СМИ НО РАО Никиты Медянцева, «Неделя экологии» дает возможность наладить связь с регионами, а также узнать, что еще можно сделать, чтобы деятельность предприятия стала еще более понятной и открытой. Перед делегацией с презентацией выступила руководитель приемной общественного совета госкорпорации «Росатом» из Новоуральска Ольга Новоселова. В ее городе работает такой же ППЗРО, как тот, который сейчас строится в Озерске. С национальным оператором она сотрудничает с 2016 года – с самого начала строительства хранилища.
– В Новоуральске живет моя семья, поэтому для меня вопросы экологической безопасности достаточно остры, – говорит Ольга Юрьевна. – Когда все только начиналось, было очень много недоверия ответам, которые мы получали. Мы не знали, будут ли они соответствовать результатам, которые мы увидим позже. Однако сейчас могу сказать, что острые вопросы сняты. А все благодаря постоянным диалогам. Это не только круглые столы, но и личные встречи. В городах фобии про радиацию, конечно, существуют. Возникали вопросы по поводу привоза РАО с других территорий. Кто и как везет? Безопасно ли? Здесь очень важно задавать вопросы не соседу, а напрямую Национальному оператору. Он готов выходить на диалог и общаться.
Национальный оператор уже пять лет реализует образовательный проект «Просто о радиации», который стартовал в Новоуральске в местной школе №54. Ученики средних классов узнали, как пользоваться дозиметрами, и применили свои знания на практике, замерив радиационный фон на школьной территории. Проект оказался настолько успешным, что ученики и преподаватели школы попросили его повторить. Аналогичные занятия позже прошли в Димитровграде, Томске и других городах.
– Сначала все относились к занятиям очень настороженно. Многие боялись слова «радиация», не понимая, что она вокруг нас, – рассказывает руководитель проектов Департамента по связям с общественностью и СМИ Национального оператора Татьяна Лытенкова. – Дети думали, что радиация — это что-то про мутантов и зомби, а родители опасались какой-то пропаганды. На первом занятии я угостила всех бананами, а когда дети их съели, спросила: «А вы знаете, что в бананах тоже есть радиация?». Дети были в шоке. Тогда один мальчик спросил: «Я что, теперь стану миньоном?» (смеется). Вот так мы начали разрушать стереотипы и мифы о радиации. Отношение к этому явлению отличалось в разное время. Например, за границей продавали даже «Набор юного атомщика» с настоящим куском урана. Люди долго не понимали, с чем имеют дело. Сейчас, конечно, ситуация изменилась.
Также на круглом столе начальник отдела оценки воздействия на окружающую среду НО РАО Екатерина Кротова рассказала, как готовился отчет по экологической безопасности за прошедший год. И добавила, что Национальный оператор перешел с международных стандартов безопасности на национальные, более жесткие. Также она ответила на вопросы, касающиеся структуры и логики отчета и особенностей организации на предприятии системы экологического менеджмента. Она отметила, что за отчетный период 2022 года нарушений нормативов и предельно допустимых значений показателей воздействия на окружающую среду по всем действующим и строящимся объектам Национального оператора допущено не было.
– Я уже больше двадцати лет в теме радиоэкологии, поэтому эти вопросы меня очень интересуют, – рассказывает начальник отдела радиационного мониторинга Красноярского филиала ОАО «НИиП» центра «Природа», член Общественного совета при министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края Елена Собянина. – Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Посмотрела на объект, убедилась в том, что все наработки действительно надежные. В целом я удовлетворена визитом и тем, как развивается работа в этом направлении. Единственное, я бы бентонита побольше уложила и хранилища поместила на более низкий уровень. Но, наверное, это больше эмоции. В отношении нашего железногорского объекта я спокойнее, потому что у него запланированы три степени защиты, и будет обеспечена барьерность за счет сочетания различных материалов.
На круглом столе ученые предложили национальному оператору организовать обмен преподавателями для лекций, а также отправлять студентов на производственную практику в филиалы НО РАО с дальнейшим трудоустройством. А общественники обсудили возможности использования новых материалов для изоляции РАО. Председатель комитета по экологии и природопользованию Законодательного собрания Челябинской области Михаил Махов выступил с идей обратиться к госкопорации «Росатом» и открыть в регионе общественную приемную. Представители НО РАО пообещали обсудить все вопросы и предложения и выдвинуть эти темы на следующей «Неделе экологии».
Марина АНДРЕЕВА