Понедельник, 23 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Что б ни случилось, ни стряслось

13 ноября 2023 / Общество / 0
Владислав Желнерович, позывной «Альфа», весной ушел добровольцем на специальную военную операцию. В сентябре был ранен. После госпитализации месяц жил дома, 5 ноября вновь отправился на фронт. Там он — командир артиллерийского орудия.

В Железногорске Владислав известен в музыкальных кругах. Он — друг Алексея Никитина, лидера группы «9-й район». Это Влад в 2019 году инициировал старт большого проекта памяти музыканта. Вот и сейчас, находясь в отпуске после ранения, планировал, как будет продолжать это движение, и какие концерты состоятся в городе.

— Проект памяти Леши Никитина мы создали вместе с Александром Юнусовым. Леша был нашим другом. Мы с ним, кстати, с юности вместе — познакомились, когда учились в УПК на автоделе. Два первых клипа «9-го района» были записаны в нашей студии «Гамма», а потом я даже раскидывал его записи по всем студиям Красноярского края. Саша Юнусов чуть позже записал Лехе альбом «Стрелец». В общем, мы не только творчески сотрудничали, мы были хорошими друзьями. Поэтому и решили возрождать творчество — мы хотим, чтобы его песни зазвучали по-новому. Пандемия нас немного подкосила в этом направлении, но в этом году 15 апреля снова начали работу. И у нас большие творческие планы. Мы этим болеем, мы этим живем. Ведь песни Никитина почему любимые? Потому что народные — про простых пацанов и девчонок, про нашу жизнь.

Вот так гуляем по парку с Владом и вспоминаем песни «9-го района» — в нашей юности их знали и пели все. Он вспоминает и делится планами концертов, новой студию звукозаписи. И тут же оговаривается, что на днях возвращается на фронт. Отпуск заканчивается. На специальную военную операцию «Альфа» ушел добровольцем.

— Страха не было. Я по жизни фаталист — если должно случиться, оно случится все равно, никуда ты от этого не уйдешь, — говорит Влад. — А решение я принимал один на один с собой. Посмотрел по сторонам, подумал — а чем я хуже других? Некоторые говорят, что народ на фронт идет из-за денег и каких-то выплат. А я вам скажу так: больше 70 процентов тех, кто за ленточкой, не из-за денег там. У каждого свой мотив — кто-то решил себя проверить, у кого-то перезагрузка, кто-то мстит за родных, которые погибли, и таких много. Деньги — это какой-то маленький бонус, что ли. Как только начинаются обстрелы и становится страшно, точно думаешь — да сдались мне эти деньги! У меня два деда были участниками Отечественной войны, они освобождали от фашизма Родину. И наше поколение тоже должно постоять за родных. Для кого-то, быть может, высокопарно прозвучит, но я там, за ленточкой, за деда своего воюю, за семью — за маму и отца, за жену и сыновей, за друзей. Мы — сильная страна. Как тут можно остаться в стороне? Я лично не смог.

Когда принял решение идти на фронт, рассказывает Влад, обратного пути для него самого уже не было. Надо было семье сообщить, а это ой как непросто оказалось, признается он. Но первые эмоции схлынули, смог объяснить свою позицию, и начались сборы. Все было стремительно. Что-то собрали дома, с основным обмундированием помог Росатом.

— Учебка у нас была в Волгоградской области, на полигоне города Камышин. Оттуда командиров орудий отправляли в учебный центр в Саратове. А там просто блестящий состав офицеров — я вам так скажу, если бы все боевые офицеры были такими, было бы проще всем служить. Мы сейчас стоим на Херсонском направлении. Наш самоходно-артиллерийский полк прикомандирован к десантно-штурмовому полку. Мы сначала артподготовку проводим, потом ребята начинают отрабатывать позиции. Нас пять человек железногорцев в полку. Со мной в батарее Олег Новиков служит — он в первом расчете, я в третьем. Недалеко друг от друга. Но видеться мы почти не видимся, в целях безопасности ходить много нельзя — дроны кругом, может задеть, и позиции свои засветить нельзя. Иногда пересекаемся, конечно. Когда выезды в тыл случаются, например.

Конечно, правил в боевом быту много, говорит Влад. Существует место отдыха и место работы. Нет распорядка и какого-то режима по часам — они с товарищами все время в состоянии боевой готовности. Удается поспать — спят, есть время перекусить — едят. На место работы никто и никогда не выдвигается с включенной симкой или авиарежимом. Потому что жизнь и безопасность дороже.

— Мы постоянно на позициях. У нас свой блиндаж, который сами сделали. Свой быт тоже полностью обустроили сами, и все время находимся там — нам поступает команда, мы ее отрабатываем на орудии. Оно находится примерно в полукилометре от блиндажа. Само собой, все замаскировано. Поэтому я, наверное, не буду оригинальным, если скажу, что маскировочные сети, которые сегодня плетут наши жены, сестры, коллеги, друзья в тылу, очень нам нужны. Жизненно необходимы. А еще бытовые вещи — буржуек нам не хватает в блиндажах, приборы ночного видения нужны для ночных дежурств — бывает, что ночами разведка ходит, обстрелы случались. Помощь нужна и очень ценна. Знаете, один прилет — и все, надо все восстанавливать в нашем боевом быту.

В сентябре Влад получил ранение в голову во время очередного обстрела — противник проверял позиции и случайно заметил их расположение.

— Я с первого прилета получил ранение. Часа три отсиживались, ждали, когда прекратится обстрел. Забились в маленькую ямку, потом уже мне помощь оказали, отправили в госпиталь в Симферополь. Там 21 день, и после ВВК признали временно не годным к строевой службе. Дали отпуск на восстановление. Жене первой позвонил из госпиталя, чтобы от меня узнала, что жив и уже все в порядке. Самое сложное потом было сообщить родителям, но тоже сам набрал. Героем себя, конечно, не считаю. У нас есть боевые задачи, и мы просто выполняем свое дело — Родину защищаем. Поэтому на днях возвращаюсь в полк. Сейчас уже понимаю, что там. Думаю, как лучше сработать, знаю, что мне необходимо, как себя вести. Настрой боевой. С ребятами созваниваемся — надо заканчивать все это. Мы победим — вопрос только времени. Я так сформулирую: это произойдет, как только будет принято военно-политическое решение. Не знаю, какие планы у нашего высокого командования, честно. Армия наша сильная, техники у нас много, сил в запасе тоже. Но мы на местах, возможно, просто не видим больших тактических ходов и планов. Поэтому воюем — позиций своих не сдаем.

Влад рассказывает, что там, за ленточкой, особенно важно знать, как дома дела, как родители, жена и сыновья, что в городе происходит, как тут пес любимый. С семьей он всегда на связи — правда, сейчас будет сложнее. Пока «Альфа» был в отпуске, в районе их боевых действий сбили вышку связи.

— Я вернусь — точно знаю. У нас тут планов знаете сколько, ух! Пока в отпуске сейчас был и восстанавливался, времени даром не терял. Во-первых, с семьей время провел — это бесценно Во-вторых, дела-дела-дела — по хозяйству вопросов много. Конечно, с женой на концерты съездили — это для энергии. Весь месяц ходил и улыбался. Приятно смотреть на дороги, вывески, парк, дома. Светят фонари, в ванной есть горячая вода. Я по городу хожу и удовольствие получаю просто от того, что люди улыбаются. А еще в Министерстве культуры края и в нашем управлении уже договорился на продолжение проекта памяти Леши Никитина и «9-го района» — у нас есть что сказать новому поколению и чем удивить старых друзей. И как там в песне: «Хэй, ты о плохом не думай!».

И еще. Влад говорит, что «там» всегда приятно и тепло становится, когда понимаешь, что о тебе помнят дома, что заботятся. Когда приходят машины с гуманитарной помощью, когда письма детские привозят с рисунками. Это трогательно и важно для каждого бойца. Многие такие весточки берут с собой как оберег и поддержку.

Юлия ТРЕТЬЯКОВА

Влад родился и вырос в Железногорске, окончил школу № 178. Занимался музыкой с 11 лет — любил слушать, организовывал дискотеки, потом с другом открыли клуб «Гамма». Играл в футбол в спорткомплексе «Радуга». После школы поступил в Политехнический институт на теплоэнергетический факультет — не понравилось. Ушел в армию, служил в погранвойсках. Потом работал на ГХК, искал себя в бизнесе, вернулся в систему Росатома и сейчас работает дозиметристом в НО РАО. Женат, двое сыновей.
 
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения