На космических выходных в парке в честь 60-летнего юбилея первого пуска изделий «АО РЕШЕТНЁВ» летчик-космонавт, Герой России Федор Юрчихин пообщался с жителями и ответил на вопросы журналистов городских СМИ. Раскрыл интересные детали жизни и работы на МКС и рассказал о том, почему так важно идти к своей мечте.
– Федор Николаевич, вы совершили пять космических полетов, почти два года провели в космосе. Что испытали, впервые побывав на орбите?
– Космос был моей мечтой с детства. И она осуществилась. Первый полет был короткий, и хотелось большего. Это счастье большое! Первый вопрос, который я задал супруге после возвращения: «Отпустишь ли меня снова?». Лучше всех об этом сказал Юрий Гагарин: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!». Больно становится, когда видишь с орбиты антропогенные катастрофы, огромные лесные пожары, последствия цунами, ураганов. Понимаешь, что Земля – это живое существо. Все мои фотовыставки называются «Мой дом – Земля». Другого дома у человечества в ближайшие сотни лет не будет.
– Расскажите, как ощущается невесомость?
– Сначала невесомость – это интересно. Потом она начинает брать тебя за горло. Адаптация наступает на четвертом часу полета. Это уже жесткая болезнь, ты борешься с ней. Американцы пьют таблетки, ставят уколы и продолжают работать. Наша школа рассчитана больше на то, чтобы человек сам симптомы этой болезни преодолел. У нас подход – сосредоточиться, сделать дыхательные упражнения и продолжать работать. На пятнадцатом часу полета я почувствовал голод. Я доложил на Землю, мне сказали: «Поздравляем, ты адаптировался!». Первый признак адаптации – появление аппетита. Кстати, люди небольшого роста быстрее привыкают к невесомости. Наличие экипажа на борту, посиделки, чаепития, рассказы, новости с Земли – все это тебя хорошо приводит в чувство, в рабочий режим.
– На празднике в парке железногорцы с большим интересом дегустировали космическую еду. А космонавтам на МКС пища в тюбиках не приедается?
– В космическом меню пять категорий блюд и более пятисот наименований. Первые блюда, любимые мной – борщ, харчо, суп «Крестьянский», рассольник, восточная куриная лапша. У вас еще слюнки не потекли? На второе – баранина с картофелем, свинина с овощами, говядина, стейки, рубленые котлеты, сосиски, рыбные блюда. Кстати, такого обилия рыбных блюд у американских астронавтов нет, это валюта на МКС. Все американцы на борту знали, что у меня один из любимых – пирог вишневый коблер с орехами, они мне приносили его на обмен. Меняли на наш творог с орехами. Мы знали, что Клейтон Андерсон за творог с орехами душу отдаст! Карен Найберг очень любила наше мясо молодых цыплят в белом соусе. А американцы приносили нам кофе – я кофеман и пью три чашки в день. Этими моментами разбавляется тяжелая работа – вот такие человеческие отношения.
– Космонавтам разрешается взять в полет небольшое количество личный вещей. Что брали с собой вы?
– Вещицы своих дочек, которые им были дороги, а потом возвращал с орбиты. У них уже целая коллекция таких. Брал собачку, подаренную мне на окончание школы – маленькую плюшевую советскую игрушку, набитую опилками Это мой Дружок. В космосе побывали домашние фотографии, вымпелы МАИ, флаги разных республик и много чего еще. Всего можно взять с собой один килограмм личных вещей.
– Какие испытываете ощущения, когда приземляетесь и делаете первый шаг на Землю?
– В первую очередь запахи. В космосе привыкаешь к запахам станции. Супруга говорит, что после полета нас надо отмывать. Это не значит, что мы грязные, просто запахи там другие, технические – металла, пластика. Как правило, я возвращался на Землю осенью. Открываешь люк и вдыхаешь полной грудью аромат полыни в степи – первый родной запах!
– Что посоветуете тем, кто хочет стать космонавтом?
– Всегда говорю молодым: «Не бойтесь ставить высокие цели!». Но человек сам должен понимать, зачем он туда идет. Космонавт должен получить высшее образование, причем техническое, отработать три года на предприятии. В космонавты приходят уже достаточно зрелые люди.
– Вы уже не впервые в Железногорске. Чем запомнился город в этот приезд?
– Железногорск мне очень нравится. Здесь чистый воздух, а значит, и люди с чистой душой. Шикарная природа, а значит, люди понимают, что ее нужно охранять. Именно здесь рождаются таланты, которые приходят работать на предприятие. Я увидел, насколько оно изменилось, сколько появилось новых цехов. Две трети спутниковой группировки России созданы здесь, в Железногорске! Предприятие и город достойно выполняют эту задачу.