«Наш детский домик» – так ласково называют Железногорский детский дом его воспитанники и сотрудники. Уже четверть века здесь заботятся о детях, которые волею судьбы стали сиротами или остались без попечения родителей. 18 сентября Железногорский детский дом отметил юбилей – свое 25-летие. Состоялся праздник, с участием детей и педагогов, а также выпускников детского дома. Много было сказано добрых слов, воспоминаний. Юбилей – достойный повод рассказать о жизни Домика на Восточной.
Мифы и просто жизнь
Дата рождения Железногорского детского дома в закрытом городе - 1 сентября 1999 года. Открылся он с легкой руки первого директора Светланы Катаргиной, настоявшей, чтобы изначально это был детский дом квартирного типа. Учредителем выступал муниципалитет, а с 2008 года детский дом имеет статус Краевого государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находится под эгидой Министерства образования Красноярского края.
В Домике на Восточной воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, со всего Красноярского края, в основном – из Красноярска и окрестных территорий.
С самого начала учреждение было рассчитано на 64 ребенка, такая же наполняемость сохраняется и четверть века спустя. Поскольку приоритетом является сохранение родственных связей, братьев и сестер оставляют жить вместе. Часто привозят в детский дом по двое, трое, четверо детей из одной семьи, а был случай, когда поступили сразу шесть единокровных ребятишек.
В обществе сегодня бытует немало стереотипов, связанных с детскими домами. Многие считают, и не без основания, что детворе в казенных стенах живется плохо, тяжело, мучительно. Что думают об этих стереотипах в Железногорском детском доме, что миф, а что – правда? Об этом я спросила у директора детского дома Елены Гой.
– Ребенку всегда лучше в семье. Заменить родителей не сможет даже самый замечательный педагог, – убеждена Елена Михайловна. – К сожалению, в нашей жизни случается, что дети попадают в детский дом, потому что родители либо умерли, либо не могут выполнять родительские обязанности, а иногда и становятся опасными для своих детей. Многие ребятишки, поступающие в детский дом, пережили психологическую травму. Поэтому одной из главных задач педагогов и психологов детского дома остается социальная адаптация и психологическая помощь ребенку: помочь пережить случившееся и жить дальше.
В настоящий момент мы стараемся не столько заменить ребятам семью, сколько восполнить место, ставшее пустым. Создаем условия, максимально приближенные к домашним. Ребята должны понимать, что в детском доме к ним хорошо относятся, заботятся, но есть родные мама и папа. Что касается мифов, это дань старине. Когда-то детские дома были коридорного типа, проживали в них по 100 и более детей, были огромные общие спальни на 20 человек. У нас все по-другому – детский дом сразу создавался по семейному, квартирному типу, где обстановка практически домашняя, так его видела первый директор Светлана Катаргина.
Как дома
Дети живут в группах, всего в настоящий момент здесь 6 групп по 8 человек, от 7 до 23 лет. Не удивляйтесь, что есть и такие взрослые воспитанники, сегодня их 6 человек. Дело в том, что закон дает право воспитанникам, достигшим совершеннолетия и не имеющим своего жилья, написать заявление и проживать в детском доме, получая питание. Ребята, уже став студентами, живут в общежитиях вузов или колледжей, а на каникулы могут приезжать в детский дом – как домой.
Каждая группа представляет собой большую 5-комнатную квартиру. В ней есть прихожая с вместительными шкафами для одежды. Общей столовой в детском доме нет, но зато в каждой группе создана гостиная с обеденной зоной, в которой есть кухонный гарнитур, посуда, холодильник, чайник, микроволновка – все, как дома. Ребята учaтся накрывать на стол, убирать за собой посуду. Отмечают праздники и дни рождений за общим столом, как в родной семье. Кроме того, питаться можно по индивидуальному графику, в зависимости от учебной занятости, когда удобно тем, кто приходит с учебы или внешкольных занятий раньше.
В каждой группе – по три спальни, отдельно для мальчиков и девочек. При этом группы – смешанные, разновозрастные. Дети из одной семьи, как правило, живут вместе, лишь в редких случаях – в разных группах. Как дома, старшие помогают младшим.
Учатся воспитанники в семи школах Железногорска: как в городских общеобразовательных, так и в краевых – в школе №1 (санаторной) и коррекционной школе-интернате (бывшей 179-й).
Семейные традиции
Интересно, что каждая группа имеет свои изюминки, традиции. Какие – во многом зависит от воспитателей, которые проводят занятия в соответствии с программой учреждения. Например, воспитатели шестой группы, Юрий Шулаев вместе со своей коллегой Оксаной Ужеговой, увлекли ребятишек выращиванием растений и уходом за ними в приусадебном хозяйстве. На территории – огород, цветники, теплица. Осенью так приятно собрать богатый урожай, а потом и попробовать плоды своего труда – помидоры, огурцы, картофель. А кабачков столько, что приходится раздавать всем желающим! Группа первая Ирины Шулаевой и Оксаны Ивановой привлекает детвору к творчеству. У воспитателей 4 и 5 групп стали популярными домашние посиделки, вечера и поддержание народных традиций.
Есть у воспитанников и возможность подружиться со спортом. С самого основания детского дома ребята имеют возможность пользоваться всей спортивной инфраструктурой Железногорска – посещать клубы, спортивные секции, бассейны, тренажерные залы. Особенно по душе всем пришелся настольный теннис. Есть в детском доме даже профессиональный теннисный стол – от хоккеистов красноярского клуба «Сокол», с которыми установлены партнерские отношения. Они приезжали в гости к ребятам и сделали им такой нужный подарок.
Подари ребенку дом
– Трудности у нас, большей частью, психологического характера, – размышляет Елена Гой. – Мы на работе не просто работаем, а живем! Впускаем детей в свое сердце и практически становимся многодетными мамами. Переживаем за каждого ребенка, хотя и понимаем, что мы не сможем сопровождать его всю жизнь. Порой у педагогов и на своих детей сил и времени не хватает, ведь живем на работе в режиме «двадцать четыре на семь». И все же, повторю, даже гениальный педагог не заменит кровных родителей. Детям нужна семья, забота взрослых. И я обращаюсь к жителям города: если вы чувствуете силы и потребность стать наставником для ребенка-сироты или оставшегося без попечения родителей, смелее обращайтесь к нам, специалистам Железногорского детского дома и органов опеки. Даже самые наши лучшие условия не заменят опыт реального проживания и общения в семье. В ваших силах – помочь детям обрести внимание, семью и дом!
Марина ПАНФИЛОВА