2012-й отметился на туристическом рынке крахом старейших операторов, чередой разорений более мелких, судами и изменением профильного законодательства. «Такого количества банкротств в России еще не было, - комментировали итоги года в Ростуризме. - Проблемы огромных кредитов, незаполненных собственных чартеров и гостиниц, которые туроператоры вынуждены проплачивать чуть ли не за полгода вперед, демпинга, жесткой конкуренции игроков рынка тихо зрели около 17 лет». Созрели. Эпидемия банкротств скосила таких динозавров, как «Капитал тур», «Ланта-тур вояж» и ITC. Последняя перед кончиной продавала авиабилеты, теряя на каждом по $700. Убытки хотели покрыть из оборотных средств. Чудовищный кассовый разрыв привел к банкротству.
Мелочь («Миллениум туризм», «Глобал-трэвел-интернешнл», «Эль-вояж», «Черри-тур», «Вокруг света», «Идеальный мир») погибала шумно, хотя в большинстве случаев гарантии покрыли требования всех потерпевших. Ну и государство пару раз вмешалось. Оценивая это моровое поветрие, эксперты единодушны: и эти, и еще предстоящие банкротства - итог ожесточенных демпинговых войн, не видных за глянцевыми обложками рекламных проспектов. Причины везде одни: работа в долг – раз, кредиты – два и, как следствие, невозможность обслуживать собственные долги – три. Банкротство готово. Причем системное.
Конец света
На прошлой неделе железногорка Фаина Ф. испытала шок, когда московский оператор сообщил, что ее долгожданная поездка в Карловы Вары отменяется. Ни в какую Японию не попали на днях еще две жительницы нашего города, сумев добраться лишь до Хабаровска. А семья из Красноярска только в Москве узнала, что дальше в желанную Италию она не полетит. Потому что железногорское турагентство «Свет» не оплатило ни первый, ни второй, ни третий тур. Клиенты в ярости, и их легко понять, даже не читая письмо, которое они отправили в редакцию «ГиГ». А в офисах «Света» с прошлой пятницы работает ОБЭП. Изъяты уставные документы, договоры, кассовая отчетность. Владимир Хохлов, представляя дирекцию ООО «Свет», признается: еще неделю назад и не предполагал ничего подобного. С февраля 1996 года фирма успела заработать в родном Железногорске доверие и уважение. Сейчас, не теряя надежды на более-менее счастливый исход, всем своим клиентам Хохлов предлагает обратиться в офис агентства за гарантийными письмами. Обязуется вернуть деньги «по нормализации финансового состояния». Как, за счет чего и когда – вопросы открытые. С 18 июля агентство «Свет» свою деятельность приостановило на три месяца.
Железногорский «Свет» померк по типичному российскому сценарию. Первый большой кредит взяли лет пять назад. Чтобы его погасить, пришлось брать еще два. В 2009 году, когда в отрасли отменили лицензирование, как грибы появились конкуренты, а с ними – демпинг. Но окончательно ситуацию добила мировая политика. Волнения вокруг деревьев в парке Гези на стамбульской площади Таксим вдвое сократили спрос на турецкие туры в самый разгар сезона. В Египет люди тоже не больно-то едут, опасаясь вооруженных бедуинов, чихавших на туристический бизнес. И курс валюты подрос довольно ощутимо.
Строительство пирамид
Сейчас, в разгар сезона, в турбизнесе гадают о несостоятельности одних и слиянии других операторов. Точно просчитать, кто умрет, просто невозможно. Агенты, продающие туры, сформированные операторами, правду о финансовом положении своих партнеров не знают. Те тщательно скрывают даже схемы работы. «По-серому» действуют многие: только часть туристов проводят по «белой» бухгалтерии, остальные идут по подпольным спискам. Так уходят от налогов. Реальное количество клиентов можно считать по числу страховок, но их налоговики не проверяют. Иностранные операторы, честно платя все налоги, уходят из России, не выдержав конкуренции. А у россиян далеко не у всех получается следить за главным – сколько денег сгорает у компании.
Неэффективная оценка прибыли и убытков существенно вредит отрасли. Вечная гонка, оплата за сезон вперед вынуждает операторов покрывать прошлые траты бОльшими объемами на следующий год. Получается типичная пирамида товарища Мавроди: ожидания не оправдываются, убытки растут вместе с кредитами.
В нашем случае радует хотя бы уже то, что железногорский «Свет», сберегая остатки своей прежде безукоризненной репутации, не пытается никуда убегать и прятаться от разгневанных клиентов.
Что дальше
Кризис и элементарная жадность породили раскол. Операторы открывают представительства, минуя свои турагентства: экономят комиссионные за продажу туров. Вообще-то у оператора масштабная работа: формирование туров, гостиницы, чартеры. Задача агентства - хорошо продать сформированный пакет. Это два разных бизнеса, не терпящих дилетантства. Сейчас же точка продаж туроператора не может качественно обслужить своего же клиента, и чем крупнее оператор, тем ниже сервис. Впрочем, печальный опыт «Ланты» и «Капитала» заставил хотя бы операторов договариваться, они совместно заполняют чартерные авиарейсы. Но системные проблемы остались, и в новых банкротствах уверены практически все.
В Ростуризме полагают, что число операторов сократится на 10-20%. Бизнесмены от туриндустрии более радикальны. Коммерческий директор одной из туркомпаний считает: «Первая десятка гигантов умрет, первая тридцатка уже банкроты. Останутся только те, у кого есть финансовая подпитка со стороны, у кого терпеливые банки. После всех слияний и банкротств в России будет 5-7 операторов». Агентства же никто и не считает. Их на сегодня только в крохотном Железногорске аж 15 штук, так что будут схлопываться, следуя общей тенденции. Любой бизнес – вещь жестокая, и туристический не исключение.
Татьяна ДОСТАВАЛОВА