Вторник, 24 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

К мошенникам не зарастет народная тропа

7 августа 2013 / Общество / 1
В «ГиГ» прошел очередной круглый стол. На этот раз темой разговора стало социальное мошенничество. Почему, несмотря на многочисленные предупреждения со стороны полиции и СМИ, число горожан, обманутых аферистами, не уменьшается? Что необходимо предпринять, чтобы не оказаться жертвой жуликов? В обсуждении проблемы приняли участие начальник следственного отдела УМВД г.Железногорска Алексей Щербаков, член Общественного совета при управлении Валентина Попова, заведующий психоневрологическим диспансером КБ-51 Александр Макаров, руководитель дополнительного офиса Сбербанка Галина Кузнецова, председатель Союза пенсионеров России по ЗАТО г.Железногорск Николай Иванов и член Союза Анна Роденкова.

- Почти каждую неделю в криминальных сводках появляются сообщения о новых случаях социального мошенничества. Горожане выкупают из полиции попавших в беду родственников, переводят на счет преступников деньги для разблокирования банковских карточек, приобретают у подъездных коммивояжеров товары сомнительного качества и пытаются разбогатеть, вкладывая средства в финансовые пирамиды. Чем можно объяснить такое активное стремление железногорцев расстаться со своими деньгами?

Щербаков: Преступники изобрели много схем для отъема денег у добропорядочных граждан. Железногорцы в основном становятся жертвами так называемых телефонных мошенников. Только за шесть месяцев текущего года по этим фактам было возбуждено 25 уголовных дел - на два больше, чем за аналогичный период прошлого года. В 12 случаях жулики выдавали себя за сотрудников кредитных организаций и предлагали людям совершить определенные операции в банкомате, чтобы разблокировать карточки. В девяти случаях представлялись сотрудниками органов внутренних дел, сообщали, что родственник абонента совершил ДТП либо виновен в гибели человека. Чтобы не возбуждать уголовное дело, предлагали заплатить большие деньги. На удочку преступников, как правило, попадались люди пенсионного возраста.
 
- Возможно, в этих ситуациях главным фактором, играющим на руку мошенникам, является недоверие горожан к правоохранительным органам? Пенсионеры даже не сомневаются в том, что выручить из беды родственника можно, только подкупив полицейских.

Макаров:
Дело здесь в другом. С возрастом люди становятся более чувствительными, сильно переживают за родственников и часто сами сообщают преступникам имена своих близких. Мошенники бьют по самому больному и используют фактор внезапности - звонят в основном ночью. Спросонья пожилому человеку трудно правильно отреагировать на сообщение о беде. Самый верный шаг в такой ситуации - сказать: «Я вам перезвоню» и повесить трубку. Таким образом, прервется связь мошенник-жертва. Потом необходимо позвонить своим родными и уточнить информацию.
Попова: Не все пенсионеры от испуга вспомнят, как нужно действовать. Надо составить специальную памятку, как правильно реагировать на внезапный звонок. Лучше, если она будет лаконичной и находиться на виду. Мне тоже как-то звонили мошенники, предлагали 360 тысяч рублей в качестве компенсации за купленный по почте товар, если я заплачу определенную сумму.
Роденкова: К сожалению, слова «компенсация и «субсидия» действуют на некоторых пожилых людей магически. Буквально две недели назад был такой случай. Позвонила мне слабовидящая женщина. Рассказала, что к ней постучались в дверь две девочки якобы из соцзащиты, сказали, что слепым дают деньги: «Ой, вы знаете, вам нужно получить субсидию - тысячу рублей. Как ваша фамилия? Вы же не ходите? Сейчас мы вам вручим деньги». Говорю: ни в коем случае никому не открывайте дверь! Я периодически провожу с членами общества беседы и предупреждаю: когда вам звонят из Пенсионного фонда или соцзащиты, сразу связывайтесь со мной. Если какие-то деньги и дают, то вручить вам могу их только я.
 
- Вот такой выход из положения предлагает один из наших читателей: «Пенсионерам вообще деньги не нужно давать. А давать талоны на жизненно необходимое: продукты и одежду. Не могут они деньгами распоряжаться. То в матрас зашьют и на нем от голода помрут, то в пирамиду зафигачат, то приборов лечебных «от всего» накупят. А потом жалуются!»

Макаров:
Это дикое предложение, оно нарушает закон. Так поступают только с человеком, лишенным по суду дееспособности. Если этого не произошло, мы не можем ограничивать право пенсионера распоряжаться деньгами по своему усмотрению.
 
- Еще один читатель «ГиГ» спрашивает : «Есть ли какие-то внешние признаки, по которым родственники могли бы заподозрить у пожилого члена семьи склонность к приступам доверчивости?»

Макаров: Любой человек склонен к доверчивости. Обмануть можно практически каждого, не только пожилого. Преступники владеют определенными знаниями и техниками. С помощью правильно построенной фразы они могут заставить жертву действовать в своих целях. По сути, ее зомбируют. Неслучайно после того, как человек переводит все свои деньги на чужие счета, он сразу понимает: его обманули. Многие люди после того, как приходят в себя, жалуются на слабость и сильную головную боль. Это показатель того, что их сознание подверглось психологической атаке. Один из признаков звонка мошенника – быстрое и нечеткое произнесение имени. Либо они вообще никак не представляются. Нужно попросить собеседника повторить имя, чтобы его записать. За секунды, когда позвонивший будет повторно произносить свое имя, зомбирующая связь нарушится.
Кузнецова: Существуют золотые правила пользования банковской карточкой. Нельзя перезванивать на телефонные номера, не совпадающие с номерами службы поддержки, они нанесены на оборотной стороне каждой карточки. Необходимо запомнить наизусть персональный идентификационный код к вашей карточке. Если это невозможно, нужно хранить его отдельно от карточки. Ни в коем случае нельзя придумывать пароль, связанный с датой рождения или номером паспорта. Мошенники легко могут его вычислить. Телефоны службы поддержки нужно занести в свою записную книжку. Если преступникам удастся завладеть вашей карточкой, вы можете успеть ее заблокировать. При совершении операции через Интернет следует обязательно проверять интернет-сайты, так как мошенники используют похожие названия. Никогда не стесняйтесь прикрывать клавиши в банкомате рукой, ведь это ваша безопасность. В случае любого сомнения всегда обращайтесь к сотрудникам банка. У нас недавно был случай, когда пенсионер уже перевел мошенникам деньги, но вовремя опомнился и вернулся в банк. Мы успели заблокировать операцию и сохранили деньги клиента. Правда, временной люфт должен быть не более пяти минут.
Щербаков: Я считаю, что детям и внукам нужно больше общаться со своими пожилыми родственниками. И, может быть, даже проводить для них своеобразные тренинги. Пусть вашему родственнику позвонит ваш коллега и сообщит, что вы попали в беду. Посмотрите, как близкий человек будет реагировать. И если действительно побежит отдавать деньги - надо провести с ним еще одну беседу.
 
- Не закончатся ли такие тренировки вызовом неотложки?

Макаров: Вполне возможно, поэтому подобные тренинги могут проводить только специалисты. Человек должен знать, что это тренинг. У него вырабатывается нужная реакция на звонок, когда он видит незнакомый номер. К сожалению, возможности организовать подобные занятия в городе пока нет. Я думаю, нужно периодически напоминать пожилому родственнику: если тебе позвонят с незнакомого номера по любому поводу, сначала свяжись со мной.
Попова: В Университете среднего возраста мы обязательно проведем для пенсионеров несколько занятий, посвященных этой теме. Но охватить мы можем немногих. Предлагаем во всех средствах массовой информации провести акцию «Будьте бдительными!». Но, конечно же, здесь на первый план выходит проблема взаимоотношений поколений. Нужно больше общаться друг с другом.
Кузнецова: Эту проблему можно решить с другой стороны. Практически все платежи, которые осуществляют наши пенсионеры, проходят через крупные кредитные организации и Почту России. Что касается Сбербанка, то мы проводим индивидуальную работу с каждым сотрудником. При осуществлении платежей клиентом они интересуются в корректной форме, кому и за что он собирается отправить деньги. Пенсионеры нормально реагируют на такие вопросы. Благодаря этому только в моем офисе мы предотвратили недавно два случая мошенничества. То есть социальное мошенничество можно предотвратить лишь при комплексном подходе - совместными усилиями сотрудников банков, Почты России, правоохранительных органов и, конечно, с помощью родных и близких пожилых людей.
 
- В случаях с телефонным мошенничеством, связанным с мнимыми ДТП, деньги жуликам часто передают таксисты. Что может сделать полиция в таком случае?

Щербаков: У перевозчика одна цель - заработать. Если его попросят переправить деньги из одной точки в другую и получить за это пару тысяч, мало кто откажется. Правда, были факты, когда таксисты предотвращали преступления, но это скорее исключение из правил. Причем доказать, что они являются соучастниками, практически невозможно, они всегда могут заявить, мол, ничего не знали о готовящемся мошенничестве. Поэтому мы можем только взывать к порядочности сотрудников фирм-перевозчиков и не более.
 
- Обратимся еще раз к сайту «ГиГ»: «Неужели вам непонятно, что сращивание криминала и правоохранительных органов вышло на новую высоту? Если явно из тюряги уголовники умудряются дурачить людей, то ясно, что это уже не просто крышевание, а прямо-таки работа под прикрытием пенитенциарной системы».

Щербаков: Комментировать ситуацию я не могу, поскольку осужденными занимается не МВД, а другое ведомство. Думаю, коррупция на каком-то этапе там действительно есть, ведь телефоны в колонии появляются явно с ведома ее сотрудников. Пока ни одного случая, когда мошенники звонили бы из колоний Красноярского края, у нас не зафиксировано. Звонки обычно поступают из Новосибирска, Кургана, Самарской области. Видимо, там в этом отношении не все благополучно.
 
- Реально ли потерпевшим вернуть свои кровные?

Щербаков: Если вы отдали жуликам деньги, забудьте про них! В прошлом году сотрудники УМВД раскрыли два телефонных мошенничества - двое осужденных звонили железногорцам из колонии. Пока еще идут судебные тяжбы, но если суд и примет решение возместить потерпевшим ущерб, то все будет происходить очень длительно - взять с осужденных нечего. Именно поэтому самым действенным способом борьбы с преступлениями является профилактика.

Подготовила Марина СИНЮТИНА
Комментарии
14 апреля 2014 / Селоустьев Владимир Вячеславович
Щербаков А.И. сам организовал в следственном отделе крышевание, и работу под прикрытием пенитенциарной системы подчинённых ему следователей, которые не приобщая к материалам уголовных дел все вещественные доказательства, присваивают их себе, т. Е. открыто похищают (грабят ст.161 УК РФ). Сам Щербаков защищает таких следователей, очевидно часть похищенного следователи отдают ему. Пример: похищение сотового телефона «LG» в корпусе чёрного цвета IMEI 358688043202415, с симкартой ЕТК. Два консервных ножа в корпусе желтого цвета и зелёного цвета отверстия чёрного цвета. Две пары перчаток белого цвета. Одни перчатки черного цвета складной нож ручка черно-белого цвета, 70 рублей мелочью по 10 рублей следователями Радченко И.А., Фроловой И.А. и оперативником Кононовым М.В.
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения