Противный субботний дождик только добавил мрачного настроения участникам митинга «Железногорск против тарифов». Кто хотели - все равно пришли, промочили ноги и стали еще злее. По разным оценкам на площади митинговали то ли двести, то ли триста, то ли пятьсот человек.
Я, например, насчитала порядка двухсот зонтиков. В любом случае, все равно больше, чем собрал на следующий день митинг в миллионном Красноярске. Там против яд-завода пришли кричать всего-то 120 граждан. Будем считать, что горожане гораздо социально активнее, хотя орали на площади Ленина обо всем. Началось все, не поверите, с писсуара. Организатор митинга, лидер местных соколов Алексей Кулеш сообщил, что из личных денег заплатил за аренду туалета в ДК 5 тысяч рублей за полтора часа. То есть все желающие могут. Если им надо.
Немедленный вопль толпы про пипифакс остался без ответа, зато по мокрым рядам пошла коробка с дыркой, куда было предложено засовывать купюры. Кулешу на возмещение затрат, кому сколько не жалко. (В итоге участники митинга не пожалели 2987 рублей.) Затем депутат сравнил местные выборные органы с оккупационными комендатурами, призвал народ требовать выполнения наказов, выразил надежду на достаточность заданного тона. И понеслось!
Дороги не перекрывали, и ЧОП «Стрелец» (не бесплатно), и депутат Самсонов (даром) следили за безопасностью. А Галина Ивановна (в розовой курточке, тоже на общественных началах) обеспечивала медицинскую поддержку. Слава богу, что помощь никому не потребовалась, все же средний возраст митингующих (оценка опять абсолютно субъективная!) был хорошо так за 60…
Собравшимся напомнили, как менялись тарифы, и как при этом не дорожало тепло в квартирах. Как в итоге угодило в предбанкротное состояние Гортеплоэнерго, и теперь ему не на что готовиться к зиме. Что край обещает дать денег, но вдруг не даст. И что в отличие от жителей с их социальной защищенностью, уже вовсю воют от тяжести нового тарифа предприятия и бизнесмены. От имени последних выступила Татьяна Огаркова и пообещала вложить в прейскурант своих парикмахерских услуг все те 44 тыс. руб., что заплатила в первом полугодии за коммуналку.
Строго по теме высказалась еще, пожалуй, только депутат Мамонтова. Коммунисты с либерал-демократами говорили просто в унисон. Вера Анатольевна справедливо заметила, что даже существующий тариф для населения - ноша неподъемная, о чем коммунисты уже писали и президенту, и правительству, и Зюганову, и краевому Заксобранию. Отправили более тысячи подписей, а в ответ получили издевательские отписки. Значит, правительство должно уйти в отставку, считает Вера Мамонтова, и показателен тот факт, что никто из первых лиц города на митинг не пришел.
Впрочем, все первые лица присутствовали, кроме Владимира Фомаиди. Более того, и Пешков, и Медведев выступили. Далось им это нелегко, учитывая настрой уже разогретой аудитории. «Да, тарифы стали дороже, - признал глава. - Но раньше за тепло мы не платили вообще, и об этом надо помнить. Я не хочу сказать, что нет проблем. Но мы вместе будем добиваться сокращения себестоимости тепла в городе. Мы пройдем этот путь вместе с вами. И я уверен, что мы с этим справимся». Медведева хоть как-то слушали, хотя и свист был, и вопли. Пешкову же устроили натуральную обструкцию - дедушки свистели и матерились, а бабушки топали, размахивая зонтиками. А он, между прочим, говорил-то по теме: про четыре котла ЖТЭЦ, что способны греть город только до -14 градусов, про то, что считать ГТЭ банкротом - преувеличение (как бы это кого ни расстраивало), что подготовка к зиме близка к завершению и отопительный сезон начнем вовремя.
Увы, его не слушали, видимо, не за тем собрались. А этот упрямый сити-менеджер не сдавался, благодарил вопящих собравшихся за неравнодушие: «Вот если резолюцией митинга будет направлено письмо в Минэнерго с предложением поддержать дополнительное строительство трех котлов на ЖТЭЦ, я только буду рад. Мы сможем закрыть все мазутные котельные, и только тогда мы понизим тариф. Просто росчерком пера его не понизить».
Но резолюция уже час гуляла по рядам, обрастая подписями, и никакого Минэнерго в списке адресатов не было. В итоге 387 участников митинга, «глубоко возмущенных тарифной политикой ГК «Росатом» и правительства Красноярского края», выразили недоверие высшим органам власти РФ и потребовали их отставки. Счетная палата должна проверить, как тратились деньги при строительстве ЖТЭЦ, а Росатом обязан ее достроить. Сибирские производители тепла должны получать госсубсидию, тарифы должны расти лишь в пределах инфляции, а прокуратура РФ пусть проверит расход денег США на предмет нецелевки. Как-то так.
Что еще? По традиции добрая половина ораторов просто воспользовалась удобным случаем, чтобы порешать свои отнюдь не тарифные вопросы. Еще было крайне неловко за сограждан, которые просто освистали предложение почтить минутой молчания память Владимира Тюрина, которому именно в этот день могло бы исполниться 70 лет. И еще. Пока кто-то драл глотки на площади, доказывая крушение своего личного бюджета из-за неподъемных коммунальных платежей, другие решали ту же проблему куда как кардинальней. Именно во время этого злополучного митинга неизвестные грабители разнесли витрину в ювелирном магазине «Рубин», схватили то, что смогли, и были таковы. И боже вас упаси считать это моим призывом на тему «Грабь награбленное!» Да ни в коем случае!
Татьяна ДОСТАВАЛОВА