Вы стали коммунистом полвека тому назад и остаетесь им до сих пор, в отличие от тех многих, что предпочли поменять свою политическую ориентацию. И сейчас критики КПРФ называют ее партией пенсионеров, зацикленных на прошлом. Согласитесь с таким утверждением?
- КПРФ - не совсем партия пенсионеров, есть у нас и молодежь, которая понимает: идеалы советских времен годились для всех - и для молодых, и для ветеранов, и для людей среднего возраста. Как и сейчас в России, в СССР было и хорошее, и плохое. Хотя я считаю, что тогда все было хорошо. Учеба, медицина, жилье, работа - пожалуйста, все было! Армию я отслужил в Германии и в 1962 году приехал сюда. Через два года женился, родились дети. Когда появилась первая дочка, мне дали комнату на подселение. Через три года я получил двухкомнатную квартиру. Потом - трехкомнатную. При советской власти воспитал и выучил детей.
Вас земляки уже третий раз подряд выбирают в Совет. Получается, верят жители Подгорного своему депутату? Это ведь дорогого стоит, особенно в поселке, где не помогут пиар и политтехнологи. Тут все на виду.
- Насчет доверия надо, наверное, самих людей спрашивать. Никакого пиара у меня нет. Бахвалиться не хочется, но считаю, что для своего поселка я сделал много. И даже то, что обещал, идя на последние выборы, уже практически сделано. Год назад, как только Медведев стал главой, он предложил: «Давай назначим приоритеты по Подгорному!». Назначили. В итоге на ремонт садика 35 млн рублей выделено, на ремонт клуба - 30 млн, 12 млн - на ремонт школы. И еще на бассейн. Его еще при Катаргине обследовали, и он тогда сказал: «Михалыч, надо 12 млн на ремонт». Я ему тогда возражал - за такие деньги можно новый построить! И нынче, когда выделяли уже 37 млн, я не раз вспомнил, как не послушал Андрея Васильевича…
А как вообще вам работалось с нашими главами?
- Катаргин для меня был авторитетом, честно скажу. Хотя и с Баховцевым работали нормально: сумели практически во всем поселке перекрыть крыши, в Новом пути заменили окна в садике. Медведев как глава очень доступный, но даже мне, депутату, сложно его поймать. Потому что он в кабинете не сидит. Я ему как-то прямо на сессии пенял: «Вы не города Железногорска глава, вы - глава всего ЗАТО». А про то, что наш Подгорный - это Железногорск в миниатюре, я говорю всем и всегда. У вас озеро большое, у нас - маленькое. У вас церковь большая, у нас - чуть-чуть поменьше. У вас спортзалы, а у нас есть крытый лед, которого у вас нет. И мы - не деревня! Того же Медведева спрашиваю: «Вот вы строите молодежный поселок, а почему бы и в Подгорном не построить молодежную улицу?». Он загорелся: «Давай будем разговаривать!». Правда, тут же напомнил: «Смотри, кто у вас в социальном доме живет!». А там действительно далеко не самые бедные люди поселились, достаточно на припаркованные машины взглянуть. Сумели достать люди нужные документы.
Как обстоят дела с жильем в Подгорном? Тоже Железногорск в миниатюре?
- Меня жилищный вопрос очень интересует. Выполняя требования Жилищного кодекса, мы выкинули из социальной очереди всех малообеспеченных, оставив только малоимущих. Сейчас требуют вернуть всех, причем по дате подачи заявления. Будет еще около 400 человек с ГХК, ИCC, Спецстроя… В жилотделе общую очередь до сих пор не сформировали, но думаю, где-то на 500-600 человек она увеличится. Все пододвинутся. Наших, из Подгорного, там около 200 человек. Сейчас здесь формируют свою очередь, при заводе. Я что предлагаю? Если дом строится здесь - железногорцы на него пусть и не претендуют. Ну, а наши, соответственно, не претендуют на квартиры в городе. Это же логично и справедливо! А строительство в Подгорном социального дома я буду пробивать обязательно! Повторяю: Подгорный - это Железногорск в миниатюре.
На прошедшем Красноярском экономическом форуме достаточно много говорили о будущем промпарке на территории Химзавода. Вы что по этому поводу думаете?
- Все это пока лишь планы. Конкретно еще ничего нет, но, как говорит директор Химзавода, если все пойдет так, как задумывается, появится больше 2500 новых рабочих мест. Часть будет на площадях Химзавода, часть - на площадях Железногорска. «Где же их всех селить-то?» - я тут же поинтересовался. «Будем думать», - ответил Клешков. Но на заводе это станет чужеродным телом. Будет частный собственник, к Химзаводу не имеющий никакого отношения. Только по площадям. Военное производство придется отгораживать глухой стеной.
Зависимость Подгорного от Химзавода во времена СССР была стопроцентной. А как сейчас?
- Да, раньше мы просто не знали, куда деньги девать. Конечно, у Химзавода сейчас свои проблемы. Завод в принципе стареет. Сегодня там работает около 800 человек, а раньше было 2,5 тысячи. Хотя есть нормальный госзаказ, и есть новые заказы, так что до 2015 года с оборонкой все будет нормально. Ну да, в прежние времена бывало и по два испытания в сутки. Теперь гораздо меньше, но «военка» все равно будет жить хорошо. По производству малотоннажной химии получается перерабатывать пока порядка 30 тысяч тонн в год; с перспективой - после закупки нового оборудования - 70 и 150 тысяч. А конечная цель - 300 тысяч тонн. И хотя на рентабельность пока не вышли (идут по-прежнему кредиты), переработку нефти завод бросать не собирается. Производство полипропиленовой тары, в которое при Катаргине вложили 16 млн бюджетных рублей, тоже продолжается. Этот кредит в бюджет Химзавод уже вернул. Мелкие мешки не пошли, а вот на большие спрос есть. Ни шатко, ни валко, но работает. Я, конечно, за завод и душой и телом; мы все равно не пропадем, если что. Подгорный будет отличным спальным районом и спортивным центром. Краевой центр спортивной подготовки на «Факеле» сделал все коттеджи. Уже есть искусственное футбольное поле с подогревом - я по нему даже босиком походил, так здорово! Работы идут в рамках подготовки спортсменов к сочинской Олимпиаде. Здесь все у нас хорошо.
И ледовый дворец теперь, говорят, загружен с утра до ночи.
- Точно. Постоянно проводятся не только тренировки, но и игры, турниры, в том числе и детские (в Железногорске-то нет своего льда). Три или четыре команды юных хоккеистов работают. Есть и массовое катание для всех желающих. Тепло, раздевалка, душевые - очень комфортно. Цена доступная: около ста рублей вместе с прокатом. Я сколько бьюсь, чтобы мы и в городе ледовый дворец построили. Вот 6 млн рублей на проект выделили. Я воевал, воевал - как будто договорился на 700 зрительских мест. И тут узнаю: а нам край дает только на 300. Это у нас в поселке такой! Что такое для стотысячного города дворец на триста мест?! Ну, на 500 все равно сделаем! Те, кто возражает против ледового дворца, говорят, что деньги, мол, слишком большие. Но основные деньги-то от края, от нас лишь софинансирование!
Подгорный несколько лет назад лишился КПП. Страсти по этому поводу первое время кипели нешуточные, а сейчас шум поутих, можно подводить какие-то итоги.
- У нас сейчас стало как в Новом пути и Тартате. Залетные всякие забегают теперь и сюда. Гаражи стали чаще вскрывать, число краж увеличились. Мы раньше практически ничего не запирали - так, символически. Подгорный привык жить беспечно: выпустил ребенка во двор и нисколько не переживаешь. А сейчас страшно. Так что очень плохо, что зону убрали. Благо, частная охрана к нам зашла, теперь есть тревожные кнопки в школе, садиках, клубе и на водозаборе. А вот милиции у нас мало: сейчас осталось всего пять сотрудников, в том числе трое участковых. Это на 5800 населения. Когда были свои ППСники, им сказал адрес - они моментально на месте. А теперь из города пока доедут, да потом еще ищут - где у вас тут Боровая, 7, например. Гаишников вообще нет. Хочу про них с Чебыкиным поговорить. Ведь они как работают?! Приехали, набрали нарушений, сколько им надо, и уехали.
На озере непонятно что летом творится. Приезжают отдыхать железногорцы, ставят палатки, костры жгут. Начинаешь замечания делать - дескать, тут же пляж, что вы творите?! А они в ответ: это у нас в городе - пляж, а у вас тут - просто озеро! История как в Новом пути, один в один. И уже есть красноярцы, которые готовы там навести порядок и следить за его соблюдением. Пляж останется доступным для всех, нас просят выделить территорию, чтобы поставить торговые палатки. Готовы даже строить там гостиницу.
В программу «Безопасный город» вы так и не попали?
- Когда ее принимали, я говорил: надо менять название! Я же со своим поселком выпаду оттуда! Меня тогда все успокаивали: ни в коем случае! А тут приезжает к нам Анышев знакомиться и заявляет, что все камеры наблюдения предусмотрены только для города! Я сразу написал депутатский запрос. Вот на улице Мира у нас пешеходная зона, мамы с колясками гуляют. Там стоят знаки, запрещающие всякое дорожное движение, а машины все равно летают! Так что камеры мне пообещали выделить. Поставим на улице Мира и возле школы.
С транспортом в поселке какая ситуация? Легко ли добираться в Железногорск и обратно? Или, допустим, в Красноярск съездить?
- Сколько людей, столько и мнений по этому поводу. Автобус ПАТП ходит регулярно в Железногорск, делает несколько рейсов и никогда не бывает переполнен. Насчет Красноярска… Внучка ездит каждый день в медакадемию, и никаких проблем. Все автобусы, что идут в Красноярск, обязательно заезжают в Сосновоборск. Моя задача была договориться с администрацией и организовать движение так, чтобы студенты могли доехать до места учебы и потом вернуться домой. «Газели» ходят через тридцать минут. Говорят, что они переполнены. Да, но только в воскресенье утром. Так что я считаю, что с транспортом вопрос решен нормально. Раньше-то автобус был у нас в 7 утра, днем в 14 и вечером в 19 часов. И жили как-то!
Каковы особенности этого созыва Совета депутатов? Чем он отличается?
- Вот говорят, что политика - это дело грязных рук. Неправильно, хотя часто она действительно делается именно грязными руками. Но я политикой считаю нормальные отношения. И меня, коммуниста, не тяготит ни та же «Единая Россия», ни еще кто-нибудь. Вспомните: Куканов был «яблочник», Батухтин - от СПС, и я с ними всегда спокойно мог работать и дружил. Как сейчас не хватает Куканова в Совете… Работоспособный, умный, спокойный и знающий был. С предыдущими коллегами мы очень часто собирались неформально: в волейбол играли, в футбол… Все были активные и легкие на подъем. А сейчас… Вот вроде и молодежь пришла! Предложил: давайте, я вам лед найду, клюшки, форму; в хоккей погоняем, потом в баню сходим… Нет! Так что я считаю себя там самым молодым. По крайней мере, душой!
Татьяна ДОСТАВАЛОВА