Воскресенье, 22 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Анатолий КОНОВАЛОВ: «Народ доверил нам тяжелый груз, его и несем»

12 сентября 2013 / Общество / 0
Вице-спикер Совета депутатов Анатолий Коновалов рассказал ГиГ, какие приоритеты у железногорской «Единой России» накануне нового политсезона.

Анатолий Иванович, обычно стартом нового политического сезона считают осень. В этом году - исключение?

- Политические игры начинаются, когда картошка уже в закромах. Пример – революция 1917 года. В этом году из-за красноярских выборов лето не стало мертвым сезоном. Железногорск рядом, и от всплесков политической активности к нам волны тоже доходили. Тот же митинг по тарифам – отражение политической борьбы, что идет в Красноярске, в том числе и в Заксобрании. Тема весьма благодатная для политических спекуляций. Иных послушаешь - у нас из-за тарифов полная экономическая катастрофа, краевое правительство надо немедленно отправить в отставку, катастрофа сразу кончится, и мы заживем. Ядерный могильник – из той же оперы. Почему ее авторы не говорят, что в Железногорске продолжительность жизни всегда была выше красноярской? Знаете главный закон пропаганды про полуправду?
 
«Стержень пропаганды - ложь»? Маркиз де Кюстин не одному русскому вольнодумцу мозг разложил. За двести лет и маркиза забыли, и вольнодумцев, а закон работает.

- Если что-то рассказывать, сознательно при этом не договаривая, выйдет ложь. Среди всех мазутных котельных края у СТС (ранее котельная №1 ГХК) самый низкий тариф - 3155 рублей за гигакалорию, потому что Росатом провел там реконструкцию. В Дивногорске – тариф 3535 рублей, в ЗАТО Солнечный - 3529, в Канске - 3641. Примерно такой же у муниципальных мазутных котельных. С учетом тарифа на тепло от Железногорской ТЭЦ (1829 руб.) и применяя котловой метод, Гортеплоэнерго снижает дорогое мазутное тепло до 2604 рублей. В СССР мазут, побочный продукт нефтекрекинга, был дешевле угля, а теперь это стратегическое сырье, производится его мало, так как изменилась технология перегонки нефти. Отсюда и высокая цена.
 
И где же выход?
 
- Снижение тарифа административным путем либо уничтожит ресурсопроизводящие структуры, либо приведет к бесплодным поискам дотаций на возмещение затрат по производству тепла. Снизить тариф можно, изменив техническую сторону нашей энергетики. Главный вопрос решен: Железногорск гарантированно обеспечен теплом. Ведь не от хорошей жизни реактор остановлен до пуска ЖТЭЦ! Была рискованнейшая ситуация: город зимовал с одной котельной, ГХК выполнял абсолютно не свою задачу, взяв на себя все убытки и всю ответственность. Теперь мы не замерзнем ни при каком раскладе: есть ЖТЭЦ и резерв - мазутные котельные.
Чтобы уйти от дорогого тарифа, необходимо уйти от мазута, а чтобы уйти от мазута, надо расширить мощности ЖТЭЦ. По проекту там надо строить энергоблок. Но он давал только электричество. Принято другое решение: достраивать там теплопроизводящие котлы, которые позволят нам избавиться от мазутного тепла. Это единственный путь снижения тарифов.
 
Как дожить до той прекрасной поры?
 
- Очень сложная тема тарифов решается не пустословием, а системно и кропотливо с участием Росатома, федеральными министерствами и краевым правительством. Любое решение этого вопроса предполагает дополнительные деньги в бюджете. В нашем случае это около 1,2 млрд рублей. И вот на митинге говорят: нам не дали обещанный миллиард! Да, на весенней сессии ЗС решали вопрос о возмещении средств по теплу, и не только нам – по краю необходимо 4,5 млрд рублей. Но надо было выполнить указ президента: повысить зарплату педагогам, работникам культуры и социальной сферы. Сделать и то, и это денег не хватило. Тогда собрали всех ресурсопроизводителей и сумели договориться: как бы тяжело ни было, работать за счет оборотных средств и никаких штрафных санкций и судебных исков не предъявлять. Там же цепочка: сырьевики могут предъявить счет ЖТЭЦ, та – ГТЭ, ГТЭ – ГЖКУ. А ГЖКУ скажет, что население не платит. Все! Договориться до такой согласованной политики разным предприятиям разных форм собственности с разных территорий и с разными интересами было очень непросто. Работа велась через Заксобрание, и получилось всех убедить действовать именно так ради блага всего региона.
 
Мы со своим кластером вписываемся в объявленное президентом урезание бюджета?
 
- На сегодня самый высокотехнологичный город в крае - Железногорск. Красноярск превратился в центр логистики и торговли. Но история показывает: такой простой способ существования (купил – продал - разницу в карман) неэффективен для развития территории. Край видит в нашем ЗАТО локомотив для краевой экономики нового типа, и готов вкладывать в нас деньги. На них мы строим дороги и многое другое: канализационный коллектор в Новом Пути, водовод в Додоново, реконструировали тепломагистраль по Кирова. Строим подстанцию за 1 млрд рублей, которая даст возможность провести все экономические новации ГХК и ИСС. Сам бы город это не осилил. Край готов инкубировать у нас инновационные технологии и производства, которые можно будет использовать не только в ядерно-космическом кластере. Уже зарегистрировано порядка 20 производств, готовых здесь заниматься не каким-то копирайтом, а новыми разработками, без них невозможны ни эволюция, ни успехи в конкурентной борьбе. Из местных будут «Алюком», КЗТИ. Приезжающие – известный проект совместного российско-французского предприятия. К сожалению, из-за закона «О ЗАТО» размещен он будет не у нас. Но французы идут на сотрудничество и при таких условиях, что говорит о высоком уровне доверия. Ряд фирм Санкт-Петербурга, которые не только поставляют комплектующие для ИСС, но и заняты конструкторскими разработками.
 
 «Единую Россию» называют партией власти, а власть в России всегда любят ругать. Не надоело отвечать на нападки?

- Мы всегда уточняем: мы не узурпировали власть, нас выбрал народ! Так что, «Единая Россия» – партия большинства. Народ доверил нам тяжелый груз, его и несем. Это большая ответственность. Железногорские единоросы пришли в 2010 году в Совет со своей системной программой, рассчитанной до 2020-го. Идем по плану: развиваем экономику, социальную сферу, город. Сумели войти в число 15 инновационных территорий России, что стратегически крайне важно. Сумели объединить ведомства на основе кластера – Росатом и Роскосмос. Нашли большую поддержку в правительстве края. Убедили федерацию, что именно у нас можно заложить формат инновационной экономики. И при всех разговорах скептиков и вечных критиков, что все плохо, мы убеждены - город идет вперед и развивается. У ГХК и ИСС серьезнейшие государственные задачи: ГХК станет завершающим элементом замкнутого цикла воспроизводства ядерного топлива, а ИСС развивает национальную платформу спутникостроения. И то, что к нам едут не единицы, а десятки и сотни молодых специалистов, подтверждает: Железногорск – территория экономического развития.
 
Нельзя развивать одну экономику. В социальной сфере задач не меньше.

- Конечно. Наша первичная организация работает по долговременному плану развития города, где на первом месте – экономика, а на втором - социальная инфраструктура. Без образования, здравоохранения и системы досуга высокие технологии не заработают. Наши школы продолжают быть достаточно успешными. Мы создали в городе новую форму обучения — кадетское образование, в которое когда-то мало кто верил. Теперь есть скептики и по поводу Мариинской гимназии, а она откроется в следующем учебном году. ПТУ везде по стране закрывают, а мы их оставляем и модернизируем под задачи Росатома и Роскосмоса.
Проект «ЕР» «Безопасные дороги России» единоросы завернули сюда, в город. Дорога первого класса Красноярск-Железногорск успешно строится. Добиваемся ее продления до площадки промпарка. Развиваем внутреннюю инфраструктуру города, изыскивая средства, чтобы транспортный поток обошел Заозерный через перекресток по улице Красноярской. Часть этих идей не нова, но именно мы нашли средства для их реализации и воплощаем в жизнь. Планируем в 2014 году начать очистку озера. Проект прошел экспертизу, он стоит порядка 100 млн рублей. Теперь надо войти в федеральную программу поддержки водных объектов России. А это происходит исключительно через институты власти и общественные институты. У нас налажено хорошее взаимодействие с ЗС края, с фракцией ЕР и депутатом от нашей территории Петром Гавриловым. Когда в январе возникла проблема с семьями, которые могли потерять субсидии ЖКХ, меры были приняты оперативно. Население обеспечили защитой, несмотря на значительный рост тарифов с нового года.
 
А в целом по ЖКХ какие задачи у железногорской «Единой России»?
 
- В решениях нашей июньской конференции записано: ЖКХ и благоустройство, в том числе и тарифную политику, установку общедомовых приборов учета, лифтовое хозяйство, сбор и утилизацию мусора считать приоритетными. Мы планируем развивать программу «Чистый город», приняли Положение о ТБО и осенью заслушаем на Совете, как оно выполняется. Нельзя, чтобы наш город превращался в свалку. Очень надеемся на конкурс «Наш двор – наша забота», который должен активизировать население. Это крайне важно: без самоорганизации жителей мы не сможем достойно распоряжаться собственностью, которой владеем. Воспитывать людей, меняя их менталитет, еще сложнее, чем снизить тарифы. Но надо преодолеть эту инертность, как бы трудно это ни было. Мы поставили задачу создания домовых комитетов, которых пока всего 80 на 700 домов. Не участвуй сам, если не хочешь, но отдай свои полномочия тому, кто хочет этим заниматься.
 
 А у городского жилищного строительства есть перспективы, как вы считаете?

- Мы поддерживаем партийный проект «Земля многодетным семьям». Нашли участки в районе улицы Щетинкина. Первомайский, если построить там микрорайон «Южный», то он станет центром новой современной застройки и даст фору Ленинградскому. Это ведь тоже гарантия развития предприятий – когда семье приехавшего молодого специалиста есть, где жить и работать. На 60 лет ВЛКСМ построены два дома, там половину квартир отдали молодым специалистам. Микрорайон 3а застроили буквально за несколько лет. Вводится дом для в/ч 3377. Вводит дом МЧС, продолжая строить академию в городе. Проект просто фантастический: мы стали центром для Сибири и Урала по подготовке спасателей высшего звена. Шойгу в свое время оценил потенциал нашего города, решив, что здесь можно создать завод роботов для нужд МЧС. Кстати, в ноябре мы принимаем всероссийский конкурс робототехники – отборочный этап международных соревнований.
 
Вас послушать, так в городе сплошной позитив!
 
- А многие привыкли говорить о плохом, критиковать – вообще святое дело. О хорошем – вроде как и неудобно, не принято - дескать, само собой все развивается, и деньги на ремонт дорог и дворов, строительство домов, промпарк, в конце концов, сами волшебным образом приходят в город. Такая тактика удобна нашим политическим оппонентам, хотя за каждым проектом – федеральным, краевым, городским – стоят конкретные люди из железногорской «Единой России». Представителей других партий среди добытчиков для города что-то я не припомню…

Татьяна ДОСТАВАЛОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения