Рамки развития кластера инновационных технологий в Железногорске гораздо шире, нежели просто строительство промпарка на болоте. Потому что не корпуса с новейшим оборудованием и даже не миллиарды финансирования под все это дело – главное.
Главным, ради чего, собственно, и возникла эта самая кластерная идея, являются, как это ни банально звучит, люди. Причем не какие-то там полумифические потомки, которым «предстоит жить при…», а самые обычные железногорцы. Первый пусковой комплекс промпарка должны построить уже к концу 2014 года. То есть меньше года осталось. И в ходе недавнего Совета по инновационному развитию Красноярского края при губернаторе глава Железногорска Вадим Медведев совершенно не случайно уточнял, что городу пора смещать акценты с развития материальной базы на развитие творческой атмосферы.
Интеллектуальный потенциал закрытого города, которым одни продолжают гордиться, а другие считают неиссякаемым источником для перманентных упражнений в остроумии, в очередной раз доказал правоту первых. Факт: в этом году в лицее №102 ЕГЭ по математике прекрасно сдали не только спецклассы с математическим уклоном. Средний балл по параллели – 72, и он на 20 пунктов превышает прошлогодние показатели.
Понятно, что такой результат случайным быть не может. Столь головокружительный взлет математических достижений железногорских лицеистов ректор красноярского педуниверситета Ольга Карлова без ложной скромности считает результатом работы преподавателей и профессуры своего вуза. При всем уважении к железногорским учителям, занятия с вузовскими педагогами, которые практикуют в лицее имени Решетнева, это уже иной уровень. И итоги, соответственно, тоже иные. При этом Карлова понимает абсолютно все последствия таких успехов: «Мы рискуем, давая нашим детям такую подготовку: они потом едут поступать в Москву и Питер, а не в Красноярск. И вот тут крайне важна роль ИСС с их программой целевой подготовки и партнерскими отношениями с техническими вузами страны: выпускники потом возвращаются на предприятие, отучившись по целевому набору. И мы понимаем, ради кого и чего мы работаем».
Карлова, на днях побывав в Железногорске, пообещала приезжать часто: и пропуск уже есть, и задач совместных немало. Одна из основных – обсуждение итогов первого этапа проекта «Инженерная школа», который реализуется как раз на базе лицея №102. Проект придумали и запустили в прошлом ноябре, соглашение о совместной работе педуниверситет и Железногорск подписали в феврале. Настала пора показывать первые достижения, считают идеологи раннего инженерного развития юных железногорцев. Они уверены: такие возможности можно сформировать у детей очень рано, и это открывает перед ними совершенно иные перспективы по мере взросления. Публичный дебют новой модели инженерной подготовки «Детсад-школа» намечен на эту осень. В краевом фестивале «РОБОТЕХ-2013», который пройдет в Железногорске, помимо привычных старшеклассников, примет участие и малышня: детсад и начальная школа.
Сотрудничество с педуниверситетом отнюдь не сводится для нашего города лишь к этому, пусть и очень симпатичному, проекту. Его, кстати, будут широко тиражировать в городе. Кроме этого, специалисты университета щедро делятся своими наработками в преподавании точных наук, учитывая специфику того пути, по которому идет в свое светлое будущее закрытый город Железногорск. Проводят раннюю диагностику способностей наших ребятишек, чтобы, не дай бог, не просмотреть случайно нового Королева или Курчатова. Уже скорректировали процесс подготовки педагогических кадров в своем местном филиале. Здесь будут готовить новых специалистов для наших детсадов, учитывая слова губернатора: «Детсад – это не камера хранения для ребенка, а место, где он должен развиваться».
И, возвращаясь к теме подготовке технических кадров для ИСС – конечной цели всей той пирамиды, которую строит у нас краевая педагогическая наука, опираясь на детские садики и школьную началку. Выбрав самых технически одаренных детей, специалисты будут сопровождать их развитие до окончания школы, обеспечат им обучение в лучших вузах страны, а затем их с огромным удовольствием примет наша звездная фирма. Так что и тема образовательного кластера, и тема РОБОТЕХа, и тема проведения фестиваля одаренных детей, который тоже планируется осенью, – все это вместе позволит создать правильный круговорот кадров в природе, если уж придерживаться до конца педагогической терминологии.
Татьяна ДОСТАВАЛОВА