Воскресенье, 22 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Как поднимали с колен совхоз «Енисей»

19 сентября 2013 / Общество / 0
Бизнесмены вместо тракторов покупали себе «Порше-Кайен»
 
Три месяца назад на территории ЗАТО произошло одно событие, которое широкой общественностью оказалось вообще не замеченным. 27 июня в суд было направлено заявление о признании банкротом ООО «Совхоз Енисей». Сельское хозяйство в очередной раз доказало, что оно является самой рискованной отраслью для инвестиций. Хотя все оказалось не так просто, как это подумалось обывателю.
 
ПУТЬ ВНИЗ

Созданный в далеком 1968 году совхоз изначально выполнял свое прямое предназначение - наполнял паек заводчан достаточным количеством белков, жиров и углеводов. До начала перестроечных времен с этой задачей хозяйство справлялось. Потом пришла смута: пить оказалось легче, чем работать. Поголовье племенного стада колебалось от 1300 до 600 коров, а по всем документам хозяйство продолжало проходить как молочно-мясное. Именно устойчивость специализации могла обеспечить «Енисею» уж если не цветущее, так хоть какое-нибудь будущее.

Предпоследним этапом падения совхоза стал 2004 год. Все основные средства - скот, машины и механизмы, корма и прочее - были переданы от прежнего собственника в образованное ООО «Совхоз Енисей», причем по смешным ценам. И даже расчет за это имущество отложили, чтобы помочь хозяйству в новых условиях встать на ноги и уж тогда вернуть деньги.

У предприятия дела пошли тем же манером, что и прежде. Примерно раз в год на экранах городских телевизоров появлялась душераздирающая картинка: измученный от бескормицы скот и отчаявшееся от безденежья население ближнего заколючья. Помочь деревне и ООО никто не мог.

Трудно поверить, но совхоз за это время дважды умудрился стать темой научно-исследовательских работ. Не помогло! Оба автора-аналитика пришли к одинаково оригинальному выводу: хозяйство могло бы стать прибыльным при условии вложения в него серьезных денежных средств. Наличие под боком гарантированного рынка сбыта, максимально короткое транспортное плечо и собственная переработка молока должны были стать залогом успеха. В общем, совсем как в учебнике. Так, да не так.

ДЕНЬГИ ЛЕЖАЛИ НА ЗЕМЛЕ

В 2011-м у ООО «Совхоз Енисей» сменился собственник, им стал гражданин Ж. Человек деловой во всех отношениях, он, наконец, озаботился судьбой сельхозпроизводителя на всех мыслимых и доступных ему уровнях. Тем паче, поддержку села в то время провозгласили очередным приоритетом развития края, и отрываться от общего направления было попросту нельзя. Регион как раз принял долгосрочную целевую программу поддержки агропромышленного комплекса. Начиная с 2009 года, ежегодно в нее вваливалась сумма порядка 4 млрд рублей. Это, безусловно, хорошее дело, но гражданин Ж. не стеснялся обращаться и к заемным организациям. Правда, чтобы облегчить некоторые процессы, ему пришлось на всякий случай создать, скажем так, интересные цепочки. Подобные схемы часто используются в бизнесе, когда сам у себя покупаешь, а потом сам себе и продаешь. Увлекательнейшее, а главное - чертовски прибыльное занятие!

Когда эксперты взялись за проверки первых результатов работы нового менеджера хозяйства, они обнаружили весьма любопытные факты. Так, общество с ограниченной ответственностью «Совхоз Енисей» оказалось не одиноким заемщиком, а целой корпорацией. В группу вошли ООО «Красноярскагропромэнерго», ООО «Сибирская инженерно-строительная компания», ИП Почкаев С.В., ООО «Торговый дом «Надежда», ООО «Животноводческий комплекс «Додоновский», ООО «Совхоз Енисей» - итого 6 организаций и лиц, по-разному называвшихся, но явно действовавших в интересах одной организации.
 
Иначе зачем бы ООО «Совхоз Енисей» накануне посевной 2011-го года продало 26 автомобилей (считай, весь автопарк) и еще больше тракторов и комбайнов ООО «Красноярскагропромэнерго»? Причем 35 миллионов рублей продавец любезно согласился подождать. И оплата действительно была проведена во втором квартале 2011-го, но не собственными, а уже занятыми у Сбербанка деньгами. Особую прелесть первой сделке придает договор, который эти же фирмы заключили ровно через 5 месяцев. Всю проданную технику бывший владелец брал теперь в аренду (!) с платежами по 400 тысяч рублей в месяц. Кажется, в каком-то кодексе подобные действия называются «вывод кредитных средств с предприятия»...

ЧТО МОЖНО КУПИТЬ НА 150 МИЛЛИОНОВ?

Все-таки до чего был прав Евгений Шварц в своем «Убить Дракона»: «Папа говорил - уничтожай архивы»! Читаем документы, оказавшиеся в распоряжении редакции. 24 августа 2011 года 51 миллион кредитных денег падает на счет ООО «Совхоз Енисей». Ровно через сутки 9 миллионов хозяйство направляет на покупку сельскохозяйственной техники. У кого покупаем? - стесняемся спросить. У ООО «Сибирская инженерно-строительная компания». Открываем спецификацию к договору и узнаем, что лучший приобретенный комбайн - это автомобиль PORCHE CAYENNE стоимостью 2 миллиона рублей.

Оставшиеся деньги тоже не пропали. Впоследствии 3,4 млн из них вернется на счет ООО «Совхоз Енисей» в виде займов. Львиная доля - 42 миллиона - уходят ООО «Красноярскагропромэнерго» также за сельхозтехнику. И там, среди различных веялок и сеялок, аккуратно присоседился автомобиль Mersedes-benz. Позднее, проверяя документы бухотчетности ООО «Красноярскагропромэнерго», контролеры Сбербанка выяснили, что стоимость основных средств предприятия на момент покупки составляла всего около 380 тысяч рублей. Получается, никакой техники на момент оплаты у ООО «Красноярскагропромэнерго» и не было. Кто ж ее реально проверял, ведь банки работают с документами. Однако сомнения с течением времени все же появились, коль скоро к сельскохозяйственным угодьям прибыли специалисты службы безопасности Сбербанка и не обнаружили на заявленных площадках тракторов и комбайнов. Собственники предприятий легко объяснили отсутствие техники: все на полях, работают люди.

Очередной кредит в 18 миллионов в октябре 11-го года должен был уйти на покупку оборудования у ООО «Торговый дом «Надежда» (общая сумма по договору купли-продажи 16,3 млн руб.). По странному стечению обстоятельств это же имущество было куплено «Торговым домом» у ООО «Животноводческий комплекс «Додоновский» за 9,4 млн руб., - цена оказалась почти вдвое меньше. Любой экономист легко разъяснит, как можно поиграть на разнице НДС и не остаться с пустым карманом. Было еще много разных бизнес-акций у наших аграриев, такие, как перекредитование - уже и не в счет.

В общем, в результате ООО «Совхоз Енисей», которому была открыта невозобновляемая кредитная линия с лимитом в 120 миллионов рублей для финансирования затрат по расширению и модернизации сельского хозяйства, сумел выйти за рамки, и только одному Сбербанку осталось должно 149,34 млн рублей!

КОРОВЫ НЕ ВИНОВАТЫ, ЧТО ЛЮДИ ТАКИЕ СВИНЬИ…

Получая кредиты, новоиспеченные аграрии на «Мерседесах» не забывали жаловаться на непростую предпринимательскую судьбу, непосильные выплаты в бюджеты, дорогую арендную плату. (Кстати, так ни разу и не внесенную в казну ЗАТО.) Настоящие же работники - скотники и доярки - частенько сидели без зарплаты. Сигналы о нестабильности в сельскохозяйственном предприятии валились в надзорные органы систематически. И однажды даже были услышаны. Господина Ж. наказали по решению суда на 1 тысячу рублей «за задержку выплаты зарплаты».

Легенды, рассказываемые кредиторам, что вот-вот сейчас и даже завтра средства начнут возвращаться, приносили свои плоды почти два года. Причем какой-то из банков даже пролонгировал сроки возврата кредита и снизил процентные ставки. Но сельское хозяйство от этого не получило ни копейки. В настоящее время жизнь предприятия практически замерла - ООО «Совхоз Енисей» находится в стадии ликвидации. Подготовка к зиме не ведется, кормов не хватает, надои резко снизились, из хозяйства выжимаются последние соки, основное стадо готовятся пустить под нож. На сайте суда ООО «Совхоз Енисей» в качестве ответчика фигурирует едва ли не каждый день. Деньги с него требуют работники, требует ГХК, которому общество с ограниченной ответственностью задолжало за тепло, требует арендную плату администрация города. (Есть информация, что аналогичную схему господин Ж. реализовал и в ООО «Гладковское». Правда, там главным пострадавшим станет лишь один из крупных коммерческих банков.)

Таким образом, констатируем: развалено одно из последних хозяйств территории. По-современному говоря, оно банкрот, о чем и заявили его владельцы в суде. Ну, не заладился бизнес, что поделать! С кем не бывает…

Законом на этот счет предусмотрена особая процедура. Будет введено конкурсное управление, чтобы расплатиться с кредиторами. А что в реальности ждет совхоз? Активы, то есть то, что осталось от предприятия, продадут с торгов. Конкурсному управляющему явно не с руки будет содержать коров; в первые же дни после введения банкротства их пустят под нож. Технику и недвижимость реализуют позднее. Хотя, скорее всего, покупателей на имущество как комплекс не найдется - кому это надо? Если только в очередной раз не появятся доброхоты поднять сельское хозяйство с колен.

* * *
Вы спросите, а что же будет с главным героем нашего повествования? А ничего! Переход в банкротство через ликвидацию - достаточно распространенная, абсолютно законная и действенная схема ухода от ответственности, так как формально пройдя подконтрольную самому должнику процедуру банкротства, предприятие ликвидируется, долг считается погашенным. Господин Ж. будет отвечать как поручитель, руководитель и собственник должника, однако за такими лицами, как правило, имущество не числится. Мы точно знаем, что Сбербанк по факту незаконного получения кредита подал заявление в правоохранительные органы. И если они таки усмотрят там признаки состава преступления, вопрос об уголовной ответственности данного лица будет решен. Или не будет.

Во всей ситуации больше всего жалко даже не работников «Енисея», а их подопечных. Тех самых коров, которые здесь ни при чем. Животные перенесли все тяготы и мучения, которые обрушил на них предприимчивый аграрий. «Коровы же не виноваты, что люди такие свиньи», - грустно заметил как-то один из бывших работников многострадального совхоза…

Михаил МАРКОВИЧ

[МНЕНИЕ]

Мы спросили экспертов, что можно было сделать с такими деньгами, если реально заниматься сельским хозяйством, а не покупать PORCHE CAYENNE?
 
150 МИЛЛИОНОВ - ЭТО:
 
1500
ПЛЕМЕННЫХ КОРОВ
(исходя из стоимости племенной коровы 100 тыс. рублей)
Или

ПОСТРОИТЬ 6000м2 КОРОВНИКОВ
С ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ОБОРУДОВАНИЕМ
(принимая стоимость 1 м2 коровника с учетом оборудования - 25 тыс. рублей)

Или

КОРМА, КОТОРЫХ БЫ ХВАТИЛО, ЧТОБЫ СТАДО ДОЙНЫХ
КОРОВ В КОЛИЧЕСТВЕ 500 ГОЛОВ ПИТАЛОСЬ БЫ В ТЕЧЕНИЕ 10 ЛЕТ

Или

ТЕХНИКИ
В КОЛИЧЕСТВЕ 75 ШТ.,
(исходя из стоимости одной единицы
транспорта 2 млн рублей)
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения