Дороги или направления?
Трасса Железногорск-Красноярск
Первым объектом стали дороги. Бывшую «трассу смерти» край приводит в порядок. И содержать ее тоже краю. Самый железный аргумент даже не кластер. По ней везут детей в наши лагеря. Так что разметку и отбойники до «Орбиты» и «Горного» делал край. Глава Железногорска убежден: надо отдавать все, что дальше 20 км от города. Чтобы не ездить нашему КБУ за десятки километров откачивать лужи. Дорога отходит краю частями, на реконструкцию которых деньги уже есть. В этом году освоили еще 200 млн. И с Березовкой договорились: мы получаем 18 млн из дорожного фонда, ремонтируем и передаем поселку его участок.
Улица Промышленная
«Посмотрите направо, - перебивает сам себя Медведев. - Промышленная улица вся разбита. На ГХК огромная стройка, тяжелая техника туда не по воздуху летает. Плюс в промпарке работа до марта шла круглосуточно без выходных, чтобы успеть до распутицы. И ИСС строит новые корпуса. Объемы стройки колоссальные. Соответственно количество транспорта огромное. Не хватает у нас сил содержать дорогу в надлежащем состоянии, как того требует закон. Но город уже приготовил три проекта ремонта и прошел экспертизу». Кроме того, ремонт Промышленной Медведев успел обсудить и в Росатоме, с первым замом Кириенко, и с руководством Спецстроя России. Что логично.
Железногорску край отдает львиную часть дорожного фонда. Ну и правильно, уверен Медведев. Потому что Железногорск для края - промышленная, технологическая и научная столица. Проект «Дороги» ценой свыше 1 млрд руб. и в кластерную программу входит, и в программу развития города. Для сравнения: ровно миллиард на свои дорожные ремонты из федерального бюджета получает Красноярск, но как город-миллионник.
Улица Матросова
Первые вопросы зазвучали, когда пазик добрался до Элки: «Кто принимает такие дороги и отвечает за качество? Лишь бы подешевле?» Глава объясняет: куратор - УКС, из 23 млн по этому договору заплачено всего 7. Дошло до суда, а платить за брак город точно не будет. Что касается дешевых, но нерадивых подрядчиков - иной законной возможности у города не было. Теперь входим в контрактную систему: можно добавлять обязательства по качеству и цене. «Некачественных работ сегодня нет ни на одном объекте, я подтверждаю», - добавляет Медведев. «Почему все дорожные работы уходят под зиму?» - спрашивают его. Потому что мало иметь строку в бюджете. Конкурс на проведение работ объявляем, когда краевой Минфин пришлет нашему казначейству подтверждение финансирования. Раньше ни-ни.
Т-образный перекресток на Южной
Смотреть Т-образный перекресток экскурсия не поехала из соображений безопасности: там работает тяжелая техника. Пассажиры пазика узнали, однако, что это еще советский проект, автор - наш ВНИПИЭТ. Смысл - пустить транспорт с Ленинградского в город и на промплощадку мимо Элки, избежав пробок. Строим за свой счет, все идет по графику, и в декабре уже откроем движение. А вот расширить Южную нереально. Реально - привести ее в порядок, все-таки дорога в город. Недешевый (200 млн руб.) проект готов.
Доехав до развязки на М-53, наш пазик поворачивает назад. «Посмотрите: огромная стройка, прекрасная дорога. Ее строит край, но она все равно наша. В следующем году ее доделают до Терентьево, - сообщает Медведев. Экскурсанты послушно вертят головами, слушая своего гида. - Основные транспортные узлы развязаны, теперь на повестке КПП-1. Его реконструкцию с ГХК уже обсудили. И дальше будем вести в город современную трассу с остановками, освещением. Потому что въезжать в Железногорск должно быть приятно». И Медведев просит взглянуть направо – там жуткий монумент из ржавых авто и прочей металлоломной дряни торчит над забором. И это наше лицо, центральный въезд в город, по которому складывается первое впечатление. Будем менять! Поехали дальше.
Первомайский как класс
Ржавая куча, впрочем, уже второе впечатление. Первое все же КП. Народ, оценив возможности «красного» пропуска главы, интересуется: почему стало так непросто оформлять документы на въезд? Мэр как раз на днях провел совещание, где договорились о переходе на электронную подачу заявок. Сейчас, когда ЗАТО стало для соседей донором и по работе, и по зарплате и еще 1114 вакансий в городе открыты, нагрузка – 1,5 тысяч в неделю. Но, подчеркивает Медведев, принцип тот же: статус ЗАТО сохранить. Теперь заявки рассматривают дважды в неделю, и все происходит быстро, если человек в базе данных. Нет - запрос идет в соответствующее ведомство, и времени уходит много.
Пазик сворачивает на Девятку. Выясняется, что это очень перспективный район. Для тех же приезжих кадров. Тут готовая инфраструктура, есть школа и училище. Власть, КБ-51 и ФМБА обсуждают переоснащение здешней поликлиники. Постров блок для начальной школы, можно вернуть городу общежитие. И вообще, если продуманно застроить поселки, считает Медведев, спрос обязательно будет: люди оценят шаговую доступность. И это есть в планах городских властей. Можно войти и в программу переселения - как источник обновления жилфонда. Потому что двухэтажные «деревяшки» давно на ладан дышат. За счет муниципалитета их здесь уже сносили, расселяя людей в новостройки, объясняет глава так называемый маятниковый способ переселения.
Здесь же получили квартиры специалисты-бюджетники, приехавшие в ЗАТО. Сейчас очередь на квартиры - 1400 человек, у которых ни жилья, ни доходов. Таких граждан, как правило, после первых новоселий решили больше вместе не селить. Почему? Потому что еще ключи вручали, а новоселы уже лезли с другой стороны из окон, бежали за водкой. Медведев признается: увидев такой «социальный дом», о многом задумался. Людей, которые хорошо трудятся и нуждаются в жилье, по закону поддержать напрямую нельзя. Значит, надо больше строить, и город максимально будет помогать всем, кто заинтересован в строительстве жилья. Построит дом ИСС на 35-м квартале - в освободившееся общежитие уйдут сотни нуждающихся, аренда в городе подешевеет.
Квартирный вопрос
Тема жилья то и дело упоминалась по ходу экскурсии. Наверное, есть смысл собрать вместе все, по этому поводу сказанное, держа при этом в уме наш кадровый дефицит. Не хватает поваров, нянечек, учителей, станочников, инженеров, врачей, шоферов и кондукторов. Если завозить, надо давать жилье - дешевые общежития и малогабаритки. А их город не строил десятки лет. Проект ИСС в северных кварталах упоминали. Новый микрорайон за озером построили всего за три года. Первые дома появились по инициативе молодых специалистов и благодаря соглашению Спецстроя, ИСС, администрации и Сбербанка. Квартиры там недорогие: 28 тыс. руб. за кв. м. Рядом растут здания поярче, подороже. «Этот дом облицовывают керамогранитом, - показывает Медведев очередную аккуратную новостройку. - Мы со Спецстроем договорились, они пошли на удорожание за счет внутренних резервов. Хочется, чтобы новые дома выглядели эстетично».
Не все так гладко, впрочем. Недавно молодежь того же Спецстроя спросила главу про участки под ИЖС на берегу Енисея: когда будут коммуникации, чтобы начать строить? А ответить нечего: «Стыдно было. Землю раздали, не думая, что дальше. В первую очередь у нас Саянская - надо закрыть в этом году, деньги на нее край нам добавил. Дальше Мира и Ленинградский. А потом Заозерный и так далее, так что неизвестно, когда мы на берег придем».
И на Царевского, где по плану - молодежный поселок, который мэр так любит, пока стоит лес, и непонятно, что будет в итоге. А вот вопрос по льготе на землю для многодетных семей должен решиться до конца года, уже и до Госдумы дошли.
Благоустройство как оно есть
Вместе с жильем постоянно всплывает тема дворов и парковок. Проведенное недавно межевание внутри кварталов народ воспринял как очередную уловку властей, мечтающих повесить на шею населению еще и ремонт дворов. Об этом Медведева и спрашивают.
- Перемежеваться, конечно, можно. Но мы старались избежать тех конфликтов, какие видим в Красноярске. Получилась общая территория, что отвечает образу жизни горожан и не дает без них принимать какие-то решения по двору. Я, как и вы, прекрасно понимаю, что собрать с жителей деньги на полноценный ремонт двора нереально. Мы начинаем работу над новым бюджетом и обязательно будем думать, как помогать. И чтобы больше работ провести по благоустройству. В этом году те 200 млн, что удалось вЫходить в краевом Минфине на благоустройство, ушли на погашение роста оплаты за тепло бюджетным учреждениям и на повышение зарплат бюджетникам.
Что касается парковок, глава напоминает: по числу машин на одного жителя мы уже обогнали Красноярск, и показатель этот растет. Нереально сегодня поставить весь транспорт на официальные стоянки. Да, много машин увозят на штрафстоянку, и за парковки в неположенных местах за год составили 240 протоколов. Но мэр просит делать это без фанатизма: простые на первый взгляд решения не всегда самые правильные. Лучше планировать дополнительные парковочные карманы, как на Мира. И вообще делать как можно больше стоянок. Строить свои парковки, машин так на тысячу, как делает это ИСС, убирая транспорт из центра города. Подземные парковки у нас вряд ли появятся: место там обойдется в 300 тысяч. Вы поставите туда свою машину за такие деньги?
А еще Медведев мечтает о… радиальной планировке, чтобы из любой точки города был прямой и свободный доступ к озеру. Хоть пешком, хоть на машине, велосипеде или роликах. И даже с архитекторами про это уже говорил.
Академия с нуля
Своеобразной кодой поездки стала остановка возле кладбища. Там все лето боролись с оползнем – про него и про заброшенные могилы экскурсанты и начали спрашивать. Но глава просит всех подойти к обрыву. Панорама с горы лучше всяких слов демонстрирует, чего и сколько сделано в Железногорске за последние пару лет. Это прекрасно понимает Медведев, приберегший на сладкое академию МЧС, в которую федерация вложила 4,5 млрд руб. Похоже, никто из профактива этого еще не видел. Притихли, в глазах – изумление.
- Смотрите! Помните, что тут четыре года назад ничего не было? Здания без пола и потолка и пустые железобетонные пятиэтажки. И оцените размах. Говоря, что город строится, я всегда уточняю: если руки развести - их не хватит, чтобы показать масштаб нашей стройки. И это мы еще ГХК не видим, где огромные работы. А тут окраина нашего города, но ведь Питер и Питер! Там внизу - подсветка, розы. Это уже не филиал, а самостоятельная академия. Территория ее охвата - от Урала до Приморья. 500 ребят на дневном, 700 на заочном. Таких ярких красок в жизнь города добавили! Они ведут за собой, задавая иной темп жизни. Вот этот огромный корпус будем сдавать осенью. Есть бассейн, и Шойгу отметил, что горожане смогут им пользоваться. В планах строительство здесь крытого катка. В этом году сдали дом на 100 квартир для преподавателей. Значит, у нас будет больше педагогов, они будут работать не только в академии. Мы один город и живем все вместе. Это непременно скажется на развитии всего Железногорска. Условно говоря, мы тут не просто кусок асфальта сделали. Мы сегодня с вами закладываем основу дальнейшего развития нашего города. На долгосрочную перспективу, что очень важно. И мы, когда где-то выступаем, говорим, что Железногорск будет все престижнее для проживания, престиж этот будет расти не только в крае, но и за его пределами. То, что вы сегодня уже посмотрели, примеры тому.
Промпарк для труда и обороны
Впрочем, самое-самое главное экскурсия еще не видела. Хотя наверняка все ее участники про промпарк хоть что-то да слышали. Туда и едем. Заметно уставший глава (говорит уже почти два часа) рассказывает:
- Идея в чем? Рядом с таким гигантом, как ИСС, разместить предприятия, которые хотят участвовать в его производственной цепочке. Шаговая доступность очень важна: всегда можно пообщаться. Корпус для первой фирмы сдаем уже в 2014 году. Это инжиниринговый центр - группа, занятая организацией от идеи до воплощения. Его формируют СибГАУ и ИСС. Коллектив уже работает, в ближайшее время на 140 млн грантовых рублей приобретем оборудование: станки с 3-D моделированием и все, что нужно. Будет самое современное интеллектуальное производство.
Обдумывая размах (25 га!), народ притих. Нет, спешит уточнить охрипший мэр, все, что нарисовано на картинке, мы сами строить не будем. Здесь и без того огромная работа. За счет бюджета город организует саму площадку, сети, первый корпус. Сюда же встает подстанция «Город», уже готов фундамент под трансформаторы, и через год получим первые мощности. ИСС сносит недостроенную котельную. И 25 га у нас готовы, но только под конкретных партнеров: обеспечены инфраструктурой, четко организованы, вынесены за город. Здесь предполагаются не только производственные корпуса, но и бизнес-центры, банки и страховые компании. Почти еще один Железногорск.
Тут уже есть автостоянка, через железную дорогу - крытый проезд для пешеходов и машин. Пока на 300 автомобилей, будет еще на тысячу. А через Т-образный перекресток транспорт попадет сюда, минуя центр. И вокруг тоже стройка. Вот монтажно-испытательный корпус ИСС. В декабре сдача первого этапа, это 6 млрд руб.
- Мы с вами как опорная точка для космодрома «Восточный» и для восточного направления всей отрасли, - улыбается усталый Вадим Викторович. - Вот какое значение у Железногорска. Это к вопросу, куда едут машины и что строим.
Кластер или флаг?
Уже вернувшись на площадь, профактив никак не расходился по домам. И Медведев снова рассказывал, как федерация сокращала дотации закрытым городам, воплощая идею Минфина: убрать специфику ЗАТО, уравняв их с прочими городами. Что, придя к власти, новая команда задумалась, как получать больше денег и жить лучше многих. Глава Железногорска пошел в Росатом. Там помогли привлечь специалистов из Санкт-Петербурга, тему обсуждали в Минэкономики РФ. Условием утверждения планов развития ИСС стало решение краевого правительства быть партнером Роскосмоса и привести в город мощности, которые позволят строить. Вот так, шаг за шагом, вышли на проект «Развитие Железногорска до 2020 года», так родилась тема кластера.
И теперь мы со своими планами и амбициями даже не краевого уровня проект, а федерального. Всего 15 территорий в России имеют тенденцию к интенсивному росту за счет современных производств: кроме нас и Сарова, только города-миллионники - Казань, Питер, Самара… И то воплощение планов, которое мы сегодня увидели, нам позволяет просто флаг поднять, убежден мэр. Деньги, вложенные в Железногорск, помогают всему краю: через заказы, взаимодействие науки и производства, подготовку специалистов.
Насколько опасен для железногорских планов развития обещанный бюджетный секвестр, ведь первыми всегда режут новые проекты развития? Медведев не стал уходить от ответа на этот самый важный сегодняшний вопрос. Да, опасность такая есть, поэтому очень важно держать темп реализации проектов, демонстрируя успешность. Если ты ни рыба ни мясо, кому ты интересен? Поэтому мы привозим депутатов Заксобрания, Госдумы, правительство края, чтобы они были с нами, видели своими глазами и были нашими соучастниками в этом процессе. Чтобы понимали, что это общая задача. Если сможем предложить стране что-то полезное и значимое, то сможем претендовать на внимание и ресурсы. И в перспективе это обязательно скажется на росте уровня жизни всех железногорцев. «Я просто верю в будущее нашего Железногорска, потому что иначе и быть не может. Но на все это надо время. Мы два года подходили к этой работе. Надо все время помнить: дорогу осилит идущий!» - и окончательно охрипший глава попрощался с экскурсантами.
Татьяна ДОСТАВАЛОВА
Кстати
200 млн рублей
освоено в этом году на реконструкции трассы Красноярск-Железногорск
1 млрд рублей
стоимость проекта «Дороги», входящего в железногорский кластер
1114 вакансий
открыто сегодня в Железногорске
140 млн рублей
получит на закупку современного оборудования инжиниринговый центр