Когда-то День милиции широко отмечался всей страной - телевизионные концерты 10 ноября не уступали по размаху новогодним «Голубым огонькам». Газеты непременно публиковали парадные интервью с милицейскими руководителями органов внутренних дел. Сегодня отношение населения к людям в форме другое. Сотрудник правоохранительных органов в глазах населения давно перестал быть супергероем, который охраняет наш покой. О проблемах полиции и о специфике работы сотрудников УМВД рассказал накануне профессионального праздника начальник полиции Железногорска Николай Самарин.
Николай Анатольевич, что вас поразило, когда два года назад вы приехали работать в Железногорск?
- Я считал, что уровень преступности в закрытом городе, с учетом личного состава сотрудников органов внутренних дел, должен быть намного ниже, чем в обычных населенных пунктах. Это тихий и спокойный город, в котором живут интеллигентные люди, думал я. Но столкнулся с высоким уровнем уличной преступности. Иногда за день совершалось по 4-5 грабежей. Много правонарушений фиксировалось в местах отдыха горожан. Особенно отличались развлекательные заведения на берегу озера. Именно поэтому в последнее время основным направлением деятельности полиции Железногорска стала борьба с уличной преступностью. Я считаю, что мы с задачей справились: в городе сейчас намного спокойнее.
Какие районы считаются сегодня наиболее криминогенными?
- В сводках полиции чаще всего фигурирует поселок Первомайский, также в последнее время - старая черта города. Буквально на прошлой неделе два тяжких преступления зафиксированы на Комсомольской и Школьной. Одно из них произошло 24 октября. В доме 53 по Школьной женщина поругалась со своим мужем и в пылу ссоры ударила его ножом. Мужчина скончался. Выяснилось, что супруги перед конфликтом вместе распивали спиртное. Этот случай не является каким-то исключительным. В Железногорске большинство бытовых преступлений совершаются именно в состоянии алкогольного опьянения.
Есть ли у преступности закрытого города какие-то особенности?
- Как известно, для криминала не существует границ, поэтому структура преступности здесь точно такая же, как и во всей стране. Отличия существуют в методах совершения преступлений. К примеру, только за октябрь от телефонных мошенников пострадали полтора десятка горожан. В Лесосибирске, Ачинске и Канске за этот же период зафиксировано всего по три подобных преступления. В чем причина? На мой взгляд, в закрытом городе все было долгие годы очень спокойно, люди по-прежнему очень доверчивы, наивнее, чем в других городах. Поэтому телефонное мошенничество и приживается. Мы уделяем борьбе с этим злом много времени и сил, но число обманутых граждан постоянно увеличивается. Раскрыть такой обман сложно, вернуть потерпевшим денежные средства (сегодня счет уже идет не на сотни тысяч, а на миллионы рублей!) практически невозможно. Единственным действенным методом борьбы с телефонным мошенничеством является профилактика. Она проводится постоянно и систематически, в том числе и с помощью СМИ. Но, несмотря на все наши усилия, результаты пока неутешительные.
Интересная деталь: все потерпевшие были твердо уверены, что, заплатив «сотруднику полиции», они избавят родственника от уголовного преследования. Значит ли это, что люди по-прежнему относятся к вам, как к оборотням в погонах?
- Сложный вопрос, ведь по действиям одного-двух человек горожане судят обо всем управлении. Я согласен, проблематично за короткий период переломить негативное мнение об органах внутренних дел, но мы постоянно мониторим ситуацию — проводим анкетирование на предприятиях, в учреждениях. Судя по этим данным, доверять нам стали больше. Есть, конечно, и недовольные. По каждому такому сигналу руководство управления проводит служебную проверку, мы свои проблемы не замалчиваем. Если факт недобросовестного отношения к своим обязанностям подтверждается, наказываем не только сотрудника, но и его непосредственного начальника.
Какая, на ваш взгляд, сегодня самая главная проблема в УМВД?
- По-прежнему остро стоит кадровый вопрос. Большая зарплата, как оказалось, не является самым привлекательным фактором для людей. Даже после значительного увеличения жалования сотрудникам очередей в отдел кадров у нас нет. Не полностью укомплектованы роты ППС и ДПС, не хватает также участковых уполномоченных. А ведь от этих подразделений зависит обеспечение безопасности жителей города. Причины недокомплекта личного состава объективные.
В городе мало свободных рук, почти 2000 вакансий в различных организациях. Людей из других населенных пунктов мы не приглашаем, поскольку не можем их обеспечить жильем. Кроме того, не все желающие работать в полиции подходят нам по требованиям - для многих должностей необходимо специальное высшее образование.
Считаю, что последнее не всегда оправданно. В недавнем прошлом в органах успешно работали сотрудники, имеющие иное высшее образование. Со своими обязанностями они справлялись часто даже намного лучше, чем выпускники юрфака и школы МВД.
Вы перечислили объективные обстоятельства. Но есть ведь и другие причины дефицита сотрудников.
- Они субъективные: не всегда кандидаты могут справиться со стрессами, неизбежными при работе в полиции. Было несколько случаев, когда кандидаты, подходившие по всем критериям, после стажировки подавали рапорт на увольнение. Они не могли выдержать выплеск негативных эмоций со стороны граждан и уходили туда, где меньше платят, но где намного спокойнее. Работа полицейского действительно очень сложная, особенно в ППС и автоинспекции. Сотрудникам уголовного розыска в этом отношении немного легче — при проведении оперативно-розыскных мероприятий они заведомо знают, что имеют дело с людьми, преступившими закон. Сотрудник ДПС, остановивший автомобиль во время проведения акции ГИБДД, не может даже и предполагать, является ли водитель законопослушным гражданином или за рулем авто находится преступник. То есть, с одной стороны, от полицейского требуется предельная вежливость и корректность по отношению к гражданину, с другой - сотрудник должен постоянно находиться в боевой готовности. Такое напряжение выдерживают не все.
В нашем городе каждый друг другу кум, сват и брат. Как в таких условиях полиции эффективно выполнять свою работу?
- Проблема касается не только Железногорска, но и любого небольшого населенного пункта. Из-за этой специфики преступника, даже задержанного, не всегда удается наказать. Вот один из недавних примеров. Пенсионер, на которого среди бела дня напал грабитель, во время следственных действий вдруг отказался его опознать. А ведь когда мужчина обращалась в полицию с заявлением, был на него зол. Он хорошо его запомнил и описал. Оперативники проделали огромную работу, установили и задержали предполагаемого грабителя, но гражданин его почему-то «не узнал». Позже объяснил нам, что ему просто стало жалко молодого парня. Но следственные действия второй раз проводить нельзя. Поэтому пришлось подозреваемого отпустить. Это, конечно, не система, но подобные случаи не редкость.
Насколько ситуация в стране отражается на вашей работе? Я имею в виду недавние события в Бирюлево и теракт в Волгограде.
- Все службы УМВД Железногорска сегодня работают в усиленном режиме, проводятся дополнительные мероприятия по обеспечению общественной безопасности. Как известно, межнациональные проблемы на пустом месте не возникают. В Бирюлево они накапливались годами, но местные власти, несмотря на неоднократные обращения граждан, вопрос не решали. А когда прорвало, сотрудникам органов внутренних дел пришлось стать буфером между разъяренными людьми. Знаю, насколько страшно бывает в таких ситуациях. Я был в Нагорном Карабахе в 1989 году во время армяно-азербайджанских кровопролитных столкновений: меня и других курсантов школы милиции отправили туда для обеспечения порядка. Помню, как мы стояли длинной цепью, разделяя две толпы. Люди, вооруженные вилами и дубинами, кричали нам: «Парни, вы из Сибири? Мы не хотим вашей крови, уезжайте отсюда!» Но у нас был приказ не допустить массовых беспорядков, и мы его выполнили. Если говорить об антитеррористических мероприятиях, то в Железногорске они проводятся постоянно — специфика города такая.
Николай Анатольевич, и все-таки от трудовых будней к Дню сотрудника органов внутренних дел. Именно так сейчас называется привычный для многих День милиции. Что бы вы хотели пожелать вашим сотрудникам?
- Действующим сотрудникам я желаю здоровья, профессиональных успехов и карьерного роста. Женам полицейских - прежде всего терпения. Я прекрасно понимаю, как нелегко жить с сотрудником органов внутренних дел: домой полицейский приходит очень поздно, а уходит рано, часто работает сутками. Сегодня в управлении работает много женщин, они несут нелегкую службу наравне с мужчинами. Поэтому те же пожелания терпения их вторым половинам. Всем нашим сотрудникам, как воздух, необходим надежный крепкий тыл — семья. Когда все в порядке в личной жизни, то все хорошо и на работе.
Хочу поблагодарить за службу и добросовестное исполнение своих обязанностей всех сотрудников управления. Спокойствие горожан- это вклад каждого в общее дело.
Отдельные слова благодарности хочу сказать нашим ветеранам. Это удивительные люди, они участвовали в создании и становлении многих служб, долгие годы были тем костяком, на котором держалась вся работа городских органов внутренних дел. И сегодня многие из них не теряют связь с управлением, оказывают посильную помощь, передают свой опыт молодежи. Я желаю нашим ветеранам крепкого здоровья и всех благ.
Беседовала Анастасия ЗЫКОВА