У большинства населения срок в девять месяцев вызывает вполне понятные ассоциации. Но только не у людей особой, экономическо-бухгалтерской касты. Им пора подводить итоги исполнения бюджета. Пусть предварительные, зато очень красноречивые. И опять же о планах не забывайте.
Закрытый город по-прежнему спасают федеральные дотации, и потом - Железногорск и сам развивается благодаря двум градообразующим предприятиям. Поэтому и в крае с нами считаются. На ту же дорогу до Красноярска денег могли бы и не давать, но нам помогли отремонтировать даже тот участок, что будет передан Березовке, потому как эта трасса ведет к нам. А Железногорск – инновационный центр, промпарк, и он ближе всего к столице края, так что всех гостей везут к нам.
Следующими в краевом списке бюджетной обеспеченности идут Ачинск и Канск. При этом их отставание существенное – около полумиллиарда рублей.
Весьма показательным всегда получается сопоставление бюджета нынешнего с предыдущими годами. На этот раз сравнивать весьма приятно, считает председатель контрольно-ревизионной службы железногорского Совета депутатов ЗАТО Владимир Лифанов:
- В 2013-м 3,344 млрд рублей доходов, почти на 300 млн больше факта аналогичного периода прошлого года. По расходам вообще 595 млн прирост по сравнению с 2012-м, когда было не очень хорошее исполнение - имелись большие остатки по федеральным средствам. Даже если вычесть 92 млн заимствований, которые мы не будем осуществлять, получаем прирост свыше 500 млн.
Если пойти дальше и вспомнить расходы и доходы предыдущих бюджетов, то 2012 год получается вообще самым лучшим. Хотя по доходам лидирует 2009-й. Кризис тогда еще не успел коснуться атомных городов, федерация исполнила все свои обязательства, и Железногорск имел 3,221 млрд рублей.
Еще один важный показатель нынешнего года - исполнение наказов депутатов. Их за девять месяцев выполнено на 23,156 млн руб. А, например, в 2011-м - 61,3 млн, это был самый удачный год. В 2012-м уже 21,3 млн. Возможностей становится меньше, так что парламентариям советуют на будущее выбирать приоритеты.
Теперь об основных сценариях бюджета-2014. Его называют бюджетом эффективного использования: фонд оплаты труда в бюджетной сфере оставляют на уровне 2013 года, а вот текущие расходы предлагается урезать на 10% - во избежание возможного дефолта в 2015-м. Такой прогноз сегодня выдается первым вице-мэром Сергеем Проскурниным довольно осторожно, но, как финансист, он не может не предвидеть, что возникшие дефициты бюджета (2013 г. – 92 млн, 2014 г. – 100 млн, 2015 г. – не меньше 100 млн) в итоге могут привести к тому, что через полтора года придется секвестировать «по живому и на ходу». Не лучше ли провести оптимизацию спокойно и постепенно - ставит вопрос Проскурнин - при тех сценарных условиях, что есть?
В первую очередь речь идет об эффективности в бюджетной сфере. Сеть раздута в культуре и образовании – это мнение, наверное, можно считать субъективным, но Проскурнин приводит цифры: из 5400 вакансий реально заняты лишь 3800. Если из двух зол выбирать меньшее, то сокращение свободных ставок – это как раз тот самый безболезненный вариант. Который – это известно любому мало-мальскому руководителю - повлечет за собой реальное сокращение экономии фонда оплаты труда, а именно из нее «родом» все премиальные и бонусы. Однако, оппонирует первый вице-мэр, в бюджете закладываются следующие сценарии: с начала 2014 года на 10% увеличится зарплата работников культуры, а с 1 октября зарплата бюджетников повысится на 5%.
Кроме того, все социальные обязательства бюджет Железногорска сохраняет. В 2014 году на социальные отрасли планируется направить 2618 млн рублей - это 77% от общего объема расходов бюджета. Около 21% (708,7 млн рублей) составят расходы на дошкольное образование.
Общие параметры бюджета на 2014 год:
доходы - 3314 млн рублей
расходы - 3414 млн рублей
дефицит - 100 млн рублей.
Елена ГЛАЗУНОВА,
Татьяна ДОСТАВАЛОВА