Дни закона о госзакупках сочтены. Знаменитый 94-ФЗ, который дружно поносили чиновники, бизнесмены, эксперты и прочая общественность, прикажет долго жить с первыми глотками новогоднего шампанского. Что взамен?
Давно назревшая реформа
Пресловутый закон доулучшали до того, что стал важен не результат, а просто освоение денег. Как осваивали? В 2009 году президент Дмитрий Медведев в 1 трлн руб. оценил ежегодную нецелевку при исполнении госзаказов. Воровство - около 15% всего объема госзакупок, негласная норма вилки отката - 20-50%. Но даже передача ушлому дяде пухлого конверта не гарантирует качество продукции или услуги. Критерий-то - минимальная цена. В России уже семь лет закупают самые дешевые макароны для школьных столовых, самые малобюджетные автобусы для муниципалитетов и заключают самые дешевые строительные контракты. Стройка - вторая отрасль РФ (после нефтегазовой), это 40% всех заказов в системе госзакупок. 94-ФЗ позволяет любой организации (даже без опыта работы) выходить на конкурс по строительству сложного объекта. Сценарии все знают.
- Возьмем ремонт улицы Матросова, - рассказывает первый вице-мэр Железногорска Сергей Проскурнин. - Там цену уронили на 40%, всех нормальных подрядчиков выдавили. Сделали. Экспертиза показала: качество работ - на три года, не больше. Хочется, чтобы хотя бы лет десять после ремонта простояло. Почему мы должны снова это делать? А в итоге нас обвинили во всех смертных грехах, написали в правоохранительные органы, какие мы тут все взяточники-перевзяточники, что мы с них все время что-то вымогали… И эта эпопея еще не кончилась и не скоро кончится.
Но не только в отношении стройки не прошел проверку электроникой 94-ФЗ. Любой ITшник знает, как заказчики искажают свои извещения на сайте закупок, используя латиницу, пробелы и орфографические ошибки. Непосвященный такую «слепую» закупку не отыщет нипочем. А если вдруг и найдет, его быстренько отсечет грамотный сисадмин, который держит под контролем электронный аукцион. И сошлется на случайные перебои в работе провайдеров. А уж в защиту информации Единого общероссийского интернет-портала госзакупок даже школьники не верят.
В борьбе с откатами
За идею нового закона взяли Федеральную контрактную систему и все лучшее от 94-ФЗ. Итог - 44-ФЗ. Электронные аукционы остались основным способом закупок, но теперь цена - критерий не единственный: заказчик может добавить срок службы, затраты на эксплуатацию и сервис. То есть больше не заявятся из невесть каких гаражей победители конкурса на проведение лесоустроительных работ в администрацию с вопросом «Где тут ваш лес и что с ним надо сделать-то?», как было недавно в Железногорске. К конкурсу допустят только специалистов, причем с деньгами и оборудованием. 44-ФЗ будет регулировать не только размещение госзаказа, но и его планирование, мониторинг и оценку эффективности. Госструктуры обязаны обосновать начальную цену контракта и способ определения поставщика.
Чиновники тихо звереют, обзывая новую федеральную инициативу «ручным управлением». Сергей Проскурнин признается - в реальность происходящего верит с трудом:
- Теперь абсолютно все закупки независимо от их цены, условно – те же шариковые ручки и туалетная бумага, должны сначала появиться в плане, а потом разместиться на электронной площадке. Требуется в течение месяца после принятия бюджета разместить все эти планы-графики. Как этот вал выдержит электронная площадка? 17 декабря мы собираемся принимать бюджет. Допустим, мы его сразу опубликуем. И тогда примерно до 20 января все (!) наши планы закупок на 2014 год должны быть размещены на электронной площадке. Это колоссальный объем работы!
А если условные ручки-кнопки купить с первого раза не выйдет, надо будет проводить вторую закупку, снизив цену до 10%. Опять нет желающих - запрос предложений (самая свободная форма). Интересно, считал ли кто-нибудь из ФАС или Минэкономики затраты на все эти бесконечные планы, графики и конкурсы по закупкам одноразовых стаканчиков для министерских кофе-машин и резиновых сосок для домов малютки? Не выйдет ли в итоге тот самый триллион, который не хотят позволить украсть авторы нового закона?
- Вместо такого мощного, пристального и централизованного внимания к бюджетным деньгам я бы предложил общественный контроль, - продолжает Проскурнин. - Конечно, когда садоводы проверяют кардиологов - это перегиб! Но за расходами бюджетных средств (тот же договор с КБУ) пусть лучше смотрят общественники. Тайны там нет, и логика простая: местному самоуправлению нужна качественная услуга и за меньшее количество денег.
Общественный контроль новый закон, кстати, предусмотрел. Но только в отношении закупок дороже 1 млрд рублей, их будут публично обсуждать. Видимо, те самые садоводы - всякие там томографы и кардиостимуляторы, что любят закупать чиновники от медицины.
Чуда не произойдет?
«Новый закон более современный, но нужны переподготовка кадров и нормативная база, - говорят наверху. - Пока есть 32 нормативно-правовых акта, еще полсотни примут до 2015 года. Так что 1 января 2014-го революции не будет». А на местах хватаются за голову - оперативное управление деньгами теряется полностью. В Железногорске под новый закон угодят все казенные и бюджетные учреждения, и уже 1 января все должно быть сделано по закону: дети накормлены, лампочки вкручены и так далее. Как это все соединить и отрегулировать, чтобы ни город, ни горожане вместо Нового года не угодили в безвыходную ситуацию?
- Если законодатель ставил главной задачей либерализацию рынка (пожалуйста, все на рынок!), то она, скорее всего, будет выполнена. Именно в этом направлении мы теперь и будем двигаться, - подводит итог обсуждению нового закона Сергей Проскурнин. - В январь мы входим спокойно. Принимаем в декабре как можно раньше бюджет. Соблюдаем процедуру, все графики закупок сделаем вовремя, учреждения их опубликуют. Чтобы в январе нам не сорвать то же питание детей в школах и детсадах и прочее, мы пойдем по 94-ФЗ – это разрешено. И весь первый квартал точно так же.
Татьяна ДОСТАВАЛОВА