Свои предложения по изменению городской среды на этой неделе высказал генеральный директор ООО «Институт территориального планирования «Урбаника» (Санкт-Петербург) Антон Финогенов.
- Тенденцию оттока кадров из Железногорска мало кто сегодня будет отрицать, - говорит Финогенов. - Молодежь хочет большего от среды обитания. Инновационный город без кадров не проживет. Иначе он скоро станет промышленным центром, а потом пригородом с дешевым жильем. За деградацией города деградирует и население. Чтобы заманить сюда молодежь, необходимо, чтобы жизнь в Железногорске воспринималась как бонус, а не дополнительное обременение. Сейчас все наоборот! И ситуация обостряется.
Растет конкуренция между инновационными центрами. Они чаще всего расположены в крупных городах либо являются центрами агломераций с позитивной автономностью. У Железногорска близость к Красноярску - агломерационный плюс. Тот же Зеленогорск о маятниковой миграции может только мечтать.
- Что она дает?
- Самое простое - возможность для самореализации. В инновационном городе непосредственно в инновациях работает не более 20% населения. Далеко не все хотят связывать свою деятельность с высокими технологиями. Вместо физики они выбирают лирику - малый бизнес, юридические услуги, кафе, да что угодно. Сегодня в Железногорске в этом вопросе наблюдается диссонанс. Мальчик с улицы не может устроиться на градообразующие из-за отсутствия квалификации. И он уедет из города, хотя бы в Красноярск, и пополнит его рынок труда.
Другой диссонанс Железногорска - получение удовольствия от жизни в городе. 1 кинотеатр, 1 боулинг и три-четыре кафе-ресторана удовлетворить городские потребности не могут. Понятно, что можно махнуть в Красноярск, но это создает ощущение периферийности. И когда настанет момент принятия решения об улучшении своей жизни (обычно сначала покупают подержанную машину, и только потом новую), вы вряд ли станете покупать квартиру в Железногорске.
И последний крупный диссонанс вашего города. По уровню зарплаты Железногорск гораздо богаче Канска, Ачинска и остальных городов края. А по объему оборота розничной торговли, оборота общественного питания, предоставления сервисных услуг уступает им. Это значит, что ваши деньги перекачиваются в Красноярск, там пополняют казну, создают рабочие места и так далее.
- Зато в ЗАТО гарантировано место в детском саду, у нас фантастическая тема дополнительного образования, причем бесплатного, а в том же Красноярске 50 тысяч детей никогда не попадут в садик.
- Объем социальных услуг - это, несомненно, ваше конкурентное преимущество. Даже риэлторы подтверждают, что красноярцы стараются купить здесь квартиру. Но что будет, когда ребенку стукнет 17 лет? Срочно продадут жилье, чтобы уехать!
- Ну почему же? Маму сюда переселят, чтобы она пользовалась остатками социалистического рая.
- А за счет каких бюджетных источников вы будете поддерживать этот рай? Уже сейчас большинство объектов не в идеальном состоянии. Непонятно, кто заменит качественный, но возрастной персонал. И есть понимание, что бюджет города и корпораций социальной нагрузки не выдержит. К тому же такой уровень соцблаг привлекает потребителей - детей, молодежь и пенсионеров, а вовсе не экономически активное население. И мы видим, как издержки растут, а доходы не увеличиваются. В итоге у вас не хватает средств на косметические ремонты, а уже пришло время капитальных…
- Выход?
- Первое - качество благоустройства. В историческом центре и микрорайоне распространен формат застройки «лес в городе». Устаревшие детские площадки, нерегулярная парковка, невозможность в межсезонье пешком пройти через дворы, плохая освещенность. При этом городской бюджет уже отдал поддержание внутриквартальных территорий населению, которое еще не осознало, сколько это стоит.
Второе - привлечение малого бизнеса. В Железногорске его характеризует слово «неразнообразен», а по качеству он находится еще ниже. Транспортная схема города такова, что занятость отсутствует в новых кварталах. И две дороги, ведущие в старый город, гарантируют пробки 100-тысячному поселению. Жилой фонд приходит в негодность, то же самое с инженерными сетями. Все это следствие стратегии советских времен.
- Какие изменения городской среды предлагаете вы как урбанист?
- Есть несколько политик. Создать условия для притока малого бизнеса в сервисные услуги. Формировать торгово-развлекательные коридоры за счет первых этажей. При этом жестко регламентировать все виды воздействия на жилой фонд и реконструкцию прилегающих территорий. Необходимо общественное пространство. Надо уплотнить городскую ткань с точки зрения качества, сделать ее более событийной. Не надо ждать, что на «Ракушке» среди разбитого асфальта вырастет что-то хорошее. Общественным пространством надо управлять. Тогда там смогут возникнуть корпорации развития маленьких территорий.
Необходимо решить вопрос с железнодорожным сообщением и вокзалом. Стройте конгресс-центр, который одновременно будет деловым центром и вокзалом. Ваше здание ТЭА все равно не загружено и на 50%. Превратите его в деловой хаб. Пусть он будет режимным, и без пропуска выйти в город из него будет нельзя. Тогда бизнес-партнеры не будут лазить в Железногорск через «дырку». Решите вопрос пешеходной доступности линии Ленинградский - старый город, особенно в межсезонье и зимой. Кусок тайги, который вы называете парком, вряд ли зовет кого-то прогуляться в нем в 6 вечера 5 февраля.