Про оптимизацию школьного образования слышали многие. Первый звонок на очередную большую школьную перемену прозвенел в начале учебного года – когда вступил в силу новый российский закон «Об образовании». А по сути все началось с утверждения нового краевого бюджета на 2014-й и его перспективных показателей на два последующих года. Так как поговорить есть о чем…
Оптимизация пошла
Напоминание о том, что Железногорск гордится своим уровнем школьного образования на протяжении десятилетий, давно стало обязательным атрибутом любого местного материала на тему «школа». Ограничимся им и поговорим на этот раз не про егэшные баллы и итоги олимпиад, а про экономическую составляющую образовательного процесса - в отдельно взятом ЗАТО, в котором на образование в этом году намерены потратить половину годового бюджета. Почему «отдельно»? Потому что по пути школьной оптимизации наш город хоть и отправлен вместе со всем краем, но своим, отличным, путем.
Главная новость последних дней – все краевое образование получило своего рода передышку в виде переходного периода. Но подготовка идет. Недавно на депутатской комиссии по социальным вопросам об этом рассказывала Евгения Титова, руководитель отдела образования городской администрации. По ее словам, оптимизация в наших школах уже стартовала: еще на этапе формирования бюджета по каждому учреждению была изъята половина средств, предназначенных на текущие ремонты. А сразу после Нового года «приведены в соответствие» (уменьшены на 10%, - Т.Д.) нормативы текущих расходов по самым разным статьям, финансируемые из местного бюджета. При этом закрывать железногорские школы (например, ту же вечернюю) не планируют. Как уточнила чиновница, нет для этого пока законных оснований в виде краевого регламента экспертизы последствий таких шагов. Но он появится, уверена Титова.
Запас прочности ограничен
Пока коллеги переваривали эту информацию, депутат Владимир Дубровский (уж ему-то ситуация с железногорскими школами известна не понаслышке!) выразил свою крайнюю обеспокоенность по поводу зарплаты в школах. Упала, говорит, она в январе у кого на две, а у кого и на все 12 тысяч рублей. «На 11-17%», - уточнил его коллега по депутатскому корпусу, он же – директор лицея №102 Виталий Лесняк. У Титовой цифры тоже были, но называть она их почему-то не стала. Зато Лесняк своими проблемами поделился щедро. Текущую ситуацию в лицее он охарактеризовал как глубокий финансовый провал. «Запас прочности» - месяца два-три от силы. Потому что на сегодня лицей №102, во-первых, имеет 3-миллионный дефицит по фонду оплаты труда. Во-вторых, расторгает все договоры по текущему обслуживанию и ремонтам всевозможной техники: от компьютеров до теплосчетчиков. Не замерзнуть этой зимой получилось исключительно за счет денег уже следующего отопсезона. Но ведь и он наступит, а деньги уже потрачены! И непонятно ему, депутату и директору, почему так называемые нормы во всех наших школах разные: на воду, на дворника, на техничку, на деление классов при изучении иностранного языка и на уроки физкультуры и даже на количество директорских заместителей…
Кстати, приведение всех школ в крае к единому знаменателю – основополагающая идея очередной общешкольной оптимизации. Куда уж справедливей - сколько детей в школе, столько и денег она получит из краевого бюджета на зарплату педагогическим работникам: учителям, педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам… Только почему-то не попали в этот список ни директора школ, ни завучи, ни воспитатели, ни лаборанты с библиотекарями. Они отныне причислены к обслуживающему персоналу и должны финансироваться из местного бюджета наряду с техничками, дворниками, бухгалтерами, гардеробщиками и пр.
Библиопедагогика
Нормативно-подушевое финансирование школ и раньше применяли во многих городах. Но мы-то всегда стояли особняком! И поэтому на фоне общего уменьшения количества детей в Железногорске вместо трех учреждений допобразования стало шесть. Появилось муниципальное казенное учреждение «Управление образования» со штатом под сотню. Школы обзавелись дополнительными ставками. Восемь классных воспитателей в школе №92, 33 классные дамы в гимназии №91, дополнительные педставки в 96-й и 98-й – всех их законодательно закрепили в уставах и финансировали. Ничего подобного теперь делать не получится. Во всяком случае, за местный счет, на который по новому закону надо относить всех этих дополнительных педагогов и воспитателей. Железногорского бюджета, при всех его несомненных и весьма жирных плюсах (ведь на образование уйдет целых 50%), на всю эту роскошь просто не хватит. Так что ФОТ на местном уровне уже урезали всем городским школам.
Все причитающееся из края финансирование «на образование» мы получили до последней копеечки. Ровно столько, сколько положено на количество наших учеников. Но уже при распределении на местном уровне некоторые школы получились как-то ровнее: денег им перепало побольше, с учетом неких поправочных коэффициентов. Речь идет о гимназии №91 и лицее №103: тамошние дополнительные ставки надо как-то финансировать, не уволишь же людей в одночасье! Получится форменное нарушение трудового законодательства. Вот им и добавили, отщипнув у остальных по чуть-чуть.
Но так как все директора на свете живут давно, а эта реформа - далеко не первая на их трудовом пути, выход многие уже нашли. Ну, почти. Например, библиотекарь. Финансируется из местного бюджета. Но если библиотекаря перевести в педагоги, ему зарплата пойдет уже из края. И не придерешься: по-прежнему будет выдавать книжки и, допустим, проводить иногда какие-то библиографические уроки. Завучей пачками переводят в методисты. Пока, правда, не придумали, как быть с лаборантами и директорами. И нюанс с потерей педагогического стажа тоже очень актуален. А в гимназии №91 пройдет, например, большое выездное совещание с привлечением корифеев краевой педагогической науки. Цель – обосновать и доказать необходимость существования института классных дам.
Общий же вектор в российском образовании уже хорошо просматривается: вместо очередной реформы в школах стартовало очередное соревнование «кто кого обманет». Которое, похоже, давно стало наиглавнейшим всероссийским нормативом.
Городить огород
Все школьные директора регулярно ходят в суд. Нет, они не воры, не наркодилеры, не злостные алиментщики. Они всего лишь не выполняют предписания надзирающих органов. В массовом порядке. Например, у того же лицея №102 есть 13 эвакуационных выходов. Все они должны отвечать требованиям пожарной безопасности: иметь перила и козырьки. Но выполнение этого вполне понятного предписания пожарных требует денег. А так как средств на текущий ремонт нет вообще никаких – ни федеральных, ни краевых, ни местных, директор его не выполнит. И он готов к суду с пожарными. Еще он готов к суду с СЭС, так как не заменил окна. И к суду по ограждению, которое всякая школа обязана иметь, но которого у лицея имени Решетнева нет и не предвидится - в нарушение федерального закона. Как и камер видеослежения по периметру.
При этом обратите внимание: практически все школы в России огорожены, у всех есть пандусы для инвалидов и пожарные выходы с козырьками и перилами. Но ни за какие коврижки ни один школьный директор не признается, на какие деньги он это умудрился соорудить. В лучшем случае расскажет что-то про некие целевые районные программы типа «Забор – всем!» и «Пандус-2012». Но ведь любая целевая программа, даже если пролоббировать ее создание, потребует денег, которые взять можно, только забрав у кого-то.
За справедливый норматив!
Что полностью и скрупулезно выполнить все требования многочисленных законов и нормативных актов в России просто нереально, знает любой чиновник. «На реальные нормы, если их ввести по всем правилам, никаких денег вообще не хватит. Даже если их будет в пять раз больше!» - это цитата от Евгении Титовой. Так что в суд директор Лесняк пойдет по любому. Представит документы, что запрашивал средства на окна, на лестницы и на забор. Что получил отказ на то, на другое и на третье. Обычная российская практика. В Железногорске многие школьные директора с судейскими на улицах раскланиваются: ведь встречаются с периодичностью месяца в два-три, как подходит время очередных предписаний.
- Но меня больше расстраивает даже не судебная перспектива, - признается Виталий Лесняк. - Мои депутатские обещания выполнены лишь частично. Я добился установки светофора, арки и пандуса в школе. Не сделал окна в лицее и ремонты во дворах, потому что нет денег. Но моим главным депутатским наказом был местный школьный норматив. Чтобы закрепить конкретный персонал за каждой школой с учетом количества детей и площади. Тогда не надо будет тупо срезать по 10% всем, а кому-то, может, придется и добавить. Вот в школе №101 – 450 детей, у директора четыре заместителя. В лицее №102 - 850 детей и три заместителя. Где логика? Как депутат я намерен добиваться этого местного норматива. Справедливого.
Пожелаем Виталию Анатольевичу удачи. Титова на вопрос депутатов про местный норматив отмолчалась, а профильный замглавы администрации уверен: на его разработку у Железногорска уйдет года три, не меньше. А сколько лет смогут железногорские педагоги поддерживать на прежнем (хотя бы) уровне знаменитое качество образования? И какой ценой?
Татьяна ДОСТАВАЛОВА
[комментарий]
Анатолий НОВАКОВСКИЙ
председатель депутатской комиссии по социальным вопросам
- В 2014 году Железногорск переживает переходный период оптимизации всей сети социальных учреждений, в том числе и образовательных. С моей точки зрения, сейчас необходимо проанализировать эффективность расходования бюджетных средств во всех образовательных учреждениях. Надо провести внутренний и внешний аудит расходов. И только потом, после тщательного анализа, предлагать какие-то решения. Ни в коем случае нам нельзя делать никаких резких движений.
Между тем
За счет краевых субвенций зарплату отныне получают учителя, педагоги-психологи, учителя-логопеды, преподаватели ОБЖ, старшие вожатые, социальные педагоги, педагоги-организаторы и педагоги дополнительного образования. Остальным платит местный бюджет.
На 11-17% снизилась зарплата педагогов в январе 2014 года.
3 миллиона рублей – дефицит фонда оплаты труда в лицее №102.