Пятница, 27 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Нет, это не ФЭС!

28 февраля 2014 / Общество / 0
1 марта исполняется 95 лет со дня образования экспертно-криминалистических подразделений в системе МВД. Накануне юбилея службы эксперты УМВД Железногорска пригласили журналистов городских СМИ на экскурсию.
 

Знакомство с экспертным отделом началось в довольно тесной комнатке, заполненной оборудованием, которое на взгляд любителя сериала «След» совсем не предназначено для проведения криминалистических исследований. Вовсе не в стиле хай-тек металлический комодик со множеством ящичков и странный агрегат, очень сильно смахивающий на самогонный аппарат, откопанный в залежах чердака заброшенного садового домика.
 


- Это аппарат для изготовления дистиллированной воды, очень нужной в нашем деле, - пояснил заместитель начальника 10 отдела «Железногорский» ЭКЦ ГУ МВД России по Красноярскому краю Константин Цуриков.

- А лет-то ему сколько?

- Он точно постарше, чем я, но до сих пор работает безотказно, - ответил Цуриков.
 


Кроме раритетного оборудования в комнате находится слесарный верстак с самыми разнообразными инструментами. Для чего они здесь?
 
- Чтобы определить, вскрывался ли замок при помощи отмычки, его нужно разобрать, - говорит Цуриков. - Здесь мы этим и занимаемся. Потом детали замка отправляют на исследования под микроскопом. Дело в том, что любое прикосновение оставляет свой след на предмете. Например, после выстрела на пуле остаются следы нарезов ствола – валики и бороздки, рисунок которых неповторим у каждого оружия, как и папиллярный узор на пальцах. Все индивидуальные признаки при большом увеличении отображаются. Именно поэтому у человека берут образцы отпечатков пальцев и ладоней, а с оружия - образцы отстрела: пули и гильзы.
 


В этом же помещении происходит обработка вещественных доказательств, которые изымаются с места происшествия. К примеру, на улице шел дождь, поэтому нож, которым ранили человека, оказался мокрым - с него невозможно было снять отпечатки пальцев.

Здесь же по постановлению следователя в рамках уголовного дела граждан дактилоскопируют, проще говоря, снимают образцы отпечатков пальцев. И происходит эта процедура точно так же, как сто лет назад: при помощи валика и краски. Хотя в УМВД есть специальный сканер для дактилоскопирования, специалисты по-прежнему используют традиционную схему. Эксперт Евгения Кравцова заявила, что электронная копия никогда не заменит живой рисунок - отпечаток пальца, измазанного краской. Видимо, краска и валик еще долго останутся незаменимыми атрибутами экспертов.
 

- Дактилоскопия - это основа основ криминалистики, - уверена
Евгения. - Самое первое, что мы изымаем, это пальчики, пальчики, пальчики! Кто хочет стать подопытным кроликом?
Журналисты вытолкнули вперед корреспондента муниципального радио Славу Новаковского. После минутного замешательства он согласился испачкать правую руку.

- У нас тут и мыло душистое, и полотенце пушистое есть. Отмоешь, - успокоили нашего коллегу эксперты.

- Ну все, Вячеслав, вот ты и попал в полицейскую картотеку, - шутили зрители, пока Кравцова аккуратно откатывала пальчики Новаковского.

- В нашей базе данных есть не только отпечатки пальцев рук и ладоней лиц, представляющих оперативный интерес, - рассказал Цуриков. – Обязательную дактилоскопию проходят сотрудники силовых структур, а с недавнего времени и частных охранных предприятий, то есть все, кто имеет дело со служебным оружием. Что касается дактилоскопического сканера, его применяют, когда снимают образцы отпечатков пальцев у задержанных по административным правонарушениям и возможных подозреваемых. Эту процедуру проводят сотрудники дежурного отдела полиции.

Криминалисты хотели показать, как снимаются образцы подошв обуви. Предварительно нас предупредили, что нужно захватить с собой ботинки, которые не жалко испачкать. Но, поскольку никто старых башмаков не принес, этот вид исследований остался за скобками.

Зато мы узнали, каким образом снимают отпечатки пальцев на месте преступления. Для этих целей обычно используются специальные порошки. Во многих фильмах о правоохранителях есть эпизоды, где показано, как криминалисты колдуют на месте происшествия. Сотрудник смазывает кисточкой поверхность, например, дверного косяка и через минуту радостно потирает руки: «А вот и пальчики!»

Именно такую процедуру нам и продемонстрировали. Бутылку, которую до этого держал в руке Константин Цуриков, мазнули кисточкой, и на стекле волшебным образом проступили темные пятна - отпечатки пальцев замначальника отдела. Такой след можно сфотографировать или зафиксировать на дактилоскопическую пленку.
Потом с дактилопленкой работают на специальной станции «Папиллон». Как действует умная машина? Компьютер обрабатывает отпечаток и сравнивает его с имеющимися в базе данных. Но техника не может полностью заменить человека, подчеркнула Евгения Кравцова. Все погрешности и неточности, выданные техникой, исправляет специалист. Поэтому времени, которое тратится на идентификацию отпечатка, требуется намного больше, чем это показано в пресловутом сериале «След». Только на дорисовку папиллярного узора одного пальчика у Евгении ушло минут 20. И еще несколько , чтобы на мониторе появился результат: отпечаток на бутылке принадлежит Константину Цурикову.

Станцию «Папиллон», на которой работают все криминалисты России, сотрудники мифической организации ФЭС никогда не используют, в сериале совсем уж фантастическое оборудование. Хотелось бы, чтобы в идеале все происходило как в кино, шутят железногорские эксперты, но пока это нереально. Технический прогресс в криминалистических исследованиях шагает далеко не семимильными шагами.

Тем не менее следы сегодня можно снять практически с любой поверхности, даже с денежных купюр. По словам полицейских, более четкие отпечатки получаются на тех, которые трогали недавно. Если подозреваемый касался банкнот продолжительное время назад, то деньги обрабатывают специальным составом. Предварительно у следователя берется разрешение на то, чтобы изменить вещественное доказательство: купюры после химической обработки могут прийти в негодность. Когда отпечатки хорошо выявятся, криминалисту нужно успеть сфотографировать их и как вещественное доказательство приложить фото к исследованию.

Всего сотрудники подразделения проводят шесть традиционных видов экспертиз: кроме продемонстрированных журналистам дактилоскопической и трассологической, в этом ряду - почерковедческая и баллистическая, а также экспертизы холодного оружия и документов. Последние три года в отделе занимаются компьютерной экспертизой и исследованиями на наркотические вещества растительного происхождения. Возможности для исследования на «синтетику», которой сегодня заполнен криминальный рынок, есть только в крае.

Сотрудники отдела экспертно сопровождают все подразделения УМВД и помогают следственному комитету. Работают здесь всего семь человек. Ряды железногорских криминалистов заметно поредели после реформы МВД – штат отдела тогда сократили сразу на 30%. Остались те, для кого установление истины - главная задача жизни, ведь именно вывод эксперта является решающим в судьбе человека. Он не подлежит сомнению, поскольку основан на специальных методиках и признаках, проверенных десятилетиями.

А как же героическая ФЭС, сотрудники которой, судя по сериалу, за пару минут устанавливают личность преступника? Это всего лишь фантазия, совершенно оторванная от жизни, где реальные криминалисты используют допотопное оборудование, смахивающее на самогонный аппарат.
 
Анастасия ЗЫКОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения