Работники ГХК жалуются: не успевают они по утрам на работу, на электричку опаздывают. Жители Элки тоже недовольны: домой не могут добраться часами. Да и среди прочих железногорцев сложно найти тех, кому нравится работа нашего общественного транспорта, что внутригородского, что межгорода. Хочется узнать, что делают в данном общественно-транспортном направлении лица, за него отвечающие. Или опять надо Медведева привлекать?
Для начала депутатская комиссия по социальным вопросам – с подачи депутатов от ГХК – решила заслушать руководство ПАТП на одном из своих заседаний.
В 2012 году балансовая комиссия признала хозяйственно-экономическую деятельность муниципального перевозчика неудовлетворительной. В прошлом году отчет ПАТП решили не заслушивать – там только-только сменилось руководство. Но прошло уже девять месяцев, как новый директор рулит предприятием, дескать, пора бы что-нибудь и родить.
- Коллектив ПАТП составляет 405 человек, из них водителей – 141, и число это уменьшается с каждым годом, - сообщил депутатам Сергей Плотников. - Немаловажное уточнение: местных всего 72, то есть половина – гастарбайтеры. А вообще предприятию не хватает 46 водителей. И с кондукторами ситуация похожая.
На балансе предприятия 136 единиц техники, в том числе 104 автобуса. Депутаты узнали, что каждый второй железногорский автобус имеет пробег свыше 800 тысяч км. 22 просто законсервированы в гаражах, и на маршрутах в городе ежедневно работают максимум 50 единиц. Все остальные обслуживают межгород. У половины машин возраст перевалил далеко за 20 лет. И эта изношенность автопарка, помноженная на его разношерстность (по улицам колесят автобусы четырнадцати марок, запчасти к которым не найти днем с огнем нигде), плюс кадровые проблемы – вот главные причины срывов выходов на маршрут и огромных интервалов в движении. Да, они в разы отличаются от расписаний, вывешенных на остановках.
Директор признается: на самом деле интервалы составляют 15-25 минут, хотя с ним готовы спорить на что угодно те, кто ждет этот свой чертов автобус минут по сорок пять. Например, житель Элки Виталий Лесняк настаивает именно на таком графике движения маршрута №6, особенно воскресными вечерами. Да и по утрам тоже. Но писать правду – хоть лесняковскую, хоть плотниковскую – на этих табличках, оказывается, нельзя. Там должно быть указано то, что целиком отвечает положениям муниципального контракта.
В 2013 году краевая субвенция на пассажирские перевозки для МП ПАТП составила 66 млн рублей. Но предприятие не сумело освоить все выделенные деньги, не выполнив муниципальный заказ и на три четверти. Парадокс, но при этом переработка водителей оказалась более 37 тысяч часов. Субвенция-2014 составляет свыше 73 млн, и директор выражает уверенность в полном освоении выделенных средств. Ну, или почти полном. Удивительно, но факт тем не менее: этот странный Плотников, пожалуй, сегодня единственный на все ЗАТО Железногорск руководитель, который настаивает, что денег у него предостаточно:
- Благодаря помощи администрации с финансами сейчас нет никаких проблем. В феврале подняли зарплату, и теперь у водителей она без переработки превышает 31 тыс. рублей. До повышения примерно такую же сумму люди получали с учетом вынужденной (кадров-то не хватает!) переработки в 30%. И есть основания говорить о том, что народ пошел на ПАТП: уже приняли шесть человек.
Но дело даже и не в зарплате, уверен директор. Кадровые работники во многом уходят еще и потому, что сил больше нет бесконечно чинить свой автобус, руки просто опускаются. Чтобы не методом тыка искать неисправности, чтобы своевременно их устранять, в ПАТП собираются покупать диагностическое оборудование. Уже получилось сменить резину и перейти на те виды ГСМ, которые в наибольшей степени подходят автопарку предприятия.
До него, считает новый руководитель, техническая эксплуатация велась с нарушениями, их последствия до сих пор продолжают сказываться на качестве пассажирских перевозок. Но чтобы действительно наращивать выполнение муниципального заказа, по мнению Плотникова, надо менять автопарк на новый. И железногорское ПАТП, сумев в этом году попасть в краевую программу обновления подвижного состава, теперь рассчитывает на 18 новых автобусов. Не исключено, что первые из них могут прийти к нам уже в мае, хотя напряженность краевого бюджета заставляет быть осторожнее при любых прогнозах.
Пока же суть да дело, на предприятии пересмотрели саму концепцию подготовки и техосмотра транспорта. Если раньше автобус начинали чинить только после того, как, например, у него прямо на маршруте отваливалось колесо, то теперь ежедневный осмотр перед выходом на линию стал обязательной процедурой. При этом тормозам и рулевой тяге уделяется самое пристальное внимание, подчеркнул директор свое собственное осознание сумасшедшей ответственности.
Минимизация расходов в случае с ПАТП тоже очень интересная тема. Получилось сэкономить треть затрат на отопление, а главное - понемногу снижаются убытки от межгорода, которые были оценены в 14 млн рублей. Снижение идет благодаря оптимизации расписания. То есть потому, что автобусы в Красноярск стали ездить реже и народу в каждый из них набивается больше. Хотя и сейчас загрузка междугородных рейсов не превышает, по данным ПАТП, 40%. А для достижения рентабельности нужно, по подсчетам экономистов предприятия, вдвое больше - 75-80. Но достичь такого показателя можно, лишь убрав еще какое-то количество рейсов и ликвидировав немалое транспортное плечо: те самые злополучные заезды на Ленинградский, где садятся в автобус межгорода по-прежнему не более двух-трех, редко - четырех пассажиров. Немалая гиря – содержание огромного здания автовокзала - 6 млн рублей, ведь гораздо выгоднее было бы платить аренду.
Но еще выгоднее вообще отказаться от междугородных перевозок и отдать их частнику. Тем более что данной услуги нет в муниципальном заказе. Так что ПАТП вполне себе может совсем отказаться от межгорода и стать не просто рентабельным предприятием, но приносить прибыль. Однако помимо юридического права и даже вопреки экономическому смыслу есть еще нечто такое, что этого ему не позволяет… А вот если бы все-таки сделать да еще от нескольких городских маршрутов избавиться, передав все это добро частникам… Было бы куда как легче не просто выживать, а и жить бы начали. Как тот Печкин с велосипедом.
Что же касается экономических планов на текущий год, то МП ПАТП стремится сохранить показатели года прошлого. Хотя бы. Потому что, как признались уже в самом конце разговора гости членам социальной комиссии Совета депутатов, происходит на предприятии какой-то совершенно необъяснимый катаклизм: ушел прежний директор, за ним – очень много людей, а выполнение муниципальной программы упало до уже озвученных показателей…
Так что решение народные избранники вынесли предсказуемое и единогласное: надо-таки собирать новое совещание. И, конечно, с участием главы.
Татьяна ДОСТАВАЛОВА