В этом году представительная ветвь власти Железногорска отмечает свое 60-летие. «ГиГ» начинает цикл публикаций, посвященных юбилею. В качестве героя для первого интервью мы единогласно выбрали Владимира Пилипенко, сейчас он помощник депутата Заксобрания. Сам депутатом не был, работал как в исполнительной власти – дважды вице-мэром, так и в представительной - возглавлял аппарат горсовета почти два десятка лет. Так что знает об органах местного самоуправления больше, чем кто-либо другой.
Владимир Петрович, первый горсовет в Красноярске-26 и нынешний Совет, в чем их принципиальное различие?
- Это две большие разницы! Первый был «вмонтирован» в машину государственной власти, являлся ее частью, второй появился благодаря закону о местном самоуправлении в Российской Федерации, принятому в начале 90-х годов. Позже появился Закон Красноярского края «О местном самоуправлении в Красноярском крае», в соответствии с которым тогда город и провел выборы в свой первый Совет - первый представительный орган местного самоуправления на территории ЗАТО.
Что ж, до этого в Железногорске не существовало представительной власти? Одна исполнительная?
- Да, была. Но ведь что интересно: между городским Советом советского периода и нынешним парламентом был еще один - Совет народных депутатов. 180 человек в него входило! В народе тогда шутили – горсовет сформирован по принципу «от каждого подъезда по одному депутату». Управлять такой массой людей невозможно, консенсус найти трудно, у каждого свое мнение, и его надо обязательно высказать. Что вы хотите - заря демократии! Считалось, что чем большее представительство имеет народ, тем вернее депутаты будут отстаивать народные интересы. Один из депутатов этого большого Совета в составе государственной делегации как-то посетил Нью-Йорк. Там проживало 10 млн человек, а депутатов было всего 11. Когда американцы узнали, что у нас в Совете 180 человек, они задали вопрос: «Сколько же у вас человек тогда проживает в городе?» Это уже потом пошли ограничения по количеству. Когда Алексей Клешко возглавил в ЗС края комитет по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества, то для парламентов всех городов определили и соответствующие названия. А то у нас и в Сосновоборске было Законодательное собрание…
Как формировался первый Совет в Железногорске?
- В него в 1996 году вошло 15 человек. Очень мощный состав был – в основном его представляли не теоретики, а практики! Первая сессия состоялась 31 декабря 1996 года. Из 15 депутатов тогда избрали 13, еще предстояло провести повторные выборы в двух округах. Но Совет был правомочен и мог приступить к своей деятельности. Сессию открыл и председательствовал на ней глава городской администрации Сергей Воротников. Рассмотрели тогда, помню, всего два вопроса: о результатах выборов в органы местного самоуправления и о создании временной комиссии по регламенту городского Совета. Для проведения первой сессии создали рабочую группу для подготовки временного регламента по принятию решений на сессии, порядка ее проведения. Ведь было непонятно, как проводить сессию. Как голосовать? Когда считать решение легитимным, а когда нет? Создали временную комиссию по разработке такого регламента. В нее тогда вошли 5 депутатов: Владимир Батухтин, Борис Беллер, Виталий Куканов, Владимир Фомаиди, Вадим Шевченко. Это первое решение, принятое представительным органом местного самоуправления в ЗАТО.
На второй сессии утвердили структуру городского Совета и провели выборы председателя. Им стал Борис Беллер. У председателя было два зама: Владимир Батухтин («Демократический выбор России») и Вадим Шевченко (КПРФ). Тогда, кстати, Беллер победил с раскладом голосов 8:6. И один из победных голосов принадлежал мэру Железногорска Сергею Воротникову, который хоть и был руководителем администрации, но имел право голосовать. Помнится, депутат Михаил Анучин даже в суде пытался опротестовывать результаты того голосования. Ну, а после развернулась работа над регламентом - основополагающим документом всей деятельности этого органа местного самоуправления. Вместе с первым регламентом был принят и первый Устав. Наивные были тогда, ужас! Помню, Борис Григорьевич (да и другие народные избранники) сначала думал, что сможет совмещать депутатскую деятельность и основную работу. Но за полгода убедился в обратном. И в том Совете, кстати, треть депутатов работала на освобожденной основе. Возникла также и необходимость в создании аппарата парламента.
После количество депутатов опять увеличилось, почему?
- Законодательство федеральное, краевое изменились. Изменялся и Устав, и структура Совета. Последние поправки в законах привязали численность Совета к количеству населения на территории. Закон потребовал, чтобы на освобожденной работе могли трудиться не более 10% депутатов из состава депкорпуса. Прижали и аппарат Совета от излишнего разрастания. Некоторые местные парламенты отдавали всю оргработу администрациям, так было, например, в Зеленогорске. Но наши депутаты посчитали, что такое чрезмерное решение усилит исполнительную власть.
Чем отличались созывы друг от друга?
- В первую очередь по количественному составу, по полномочиям, которые то расширялись, то передавались на федеральный либо краевой уровни. Если говорить о цифрах, то, например, 1-й созыв Совета в 1996 году образовывали 15 депутатов (председатель Б.Беллер), 2-й созыв в 2000-м - 24 депутата (председатель О.Боков); 3-й в 2005 году – 26 депутатов (председатель В.Тюрин); 4-й в 2010 году - 30 депутатов (председатель В.Медведев). Работа всех созывов была (и есть!) интересная. По ней можно отследить, как менялась жизнь в стране, а вслед за нею на местах.
Взять хотя бы политические блоки и объединения накануне выборных кампаний - какие только не создавались! Местное отделение Сибирского межрегионального общественно-политического движения «Союз ради будущего», городское местное отделение Общероссийской политической общественной организации «Отечество», Общероссийское политическое общественное движение «Честь и Родина», Красноярское региональное отделение общероссийской общественной организации «Консервативная партия предпринимателей», избирательный блок «За честную власть», избирательный блок «За Родину – Единый край, за достойную жизнь». На местном уровне была запрещена фракционность, но блоки партий и движений разрешались. И они регулярно на местном уровне объединялись для принятия того или иного решения. Бывали и экспрессивные депутаты, которые вместо аргументов предъявляли сплошные эмоции.
Кажется, даже объявляли боксерскую дуэль?..
- Было дело. От греха подальше стеклянные бутылки с водой пришлось заменить на пластиковые, так как некоторые депутаты могли ими замахиваться на оппонентов.
Я помню, как Владимир Батухтин на одной из сессий вставлял колкие шуточки по любому поводу до тех пор, пока председательствующий Беллер не прикрикнул на него: «Да ты мне дашь сессию вести или нет?»
- Это еще спасибо выдержке Бориса Григорьевича! Депутаты ведь могут все, ответственности за сказанное практически никакой, говори, что хочешь. Первый созыв отличался страстью к полемике. Особенно, «яблочник» Виталий Куканов, он возглавлял комиссию по собственности. На сессию Куканов подготовил серию своих вопросов. Один докладывает, а сам уже головой вниз - ищет следующий. Беллер тем временем ведет голосование: «За? Против? Воздержался?» Куканов раз воздержался, второй, на третий Борис Григорьевич не выдержал и бахнул на весь зал: «Виталий Иванович, ваши вопросы приняты, и ваше воздержание уже никому не нужно». Эти выражения тогда коллекционировал и публиковал в «Городе и горожанах» главред Григорий Янушкевич.
Что запомнилось еще?
- Помню, как мы намаялись с городским флагом, а особенно с синей полосой на нем. На обсуждении депутаты потребовали полосу на флаг внести как символ Енисея, который отделяет от основной территории ЗАТО поселок Шивера. Федеральный закон требует, чтобы ЗАТО имело одну четко обозначенную территорию. А у нас Подгорный - отдельно, Шивера вообще на другом берегу реки. В Москву пришлось ездить несколько раз объяснять это. В общем, Указ президента о границах Железногорска единственный в своем роде: состоит из трех частей, по каждому населенному пункту – отдельный обосновывающий абзац…
Работа с депутатами, где у каждого свое мнение и принципиальная позиция – вечный стресс. Ни о чем не жалеете?
- Мы сегодня с вами больше вспоминали в основном 1-й созыв Совета, первый представительный орган местного самоуправления на территории нашего муниципального образования. Хотя мне судьба подарила возможность работать со многими людьми в начале пути становления народовластия в ЗАТО. И каждому созыву, каждому депутату отдана частичка сердца, жизни. Надеюсь, что не напрасно. С другой стороны, эти люди оставляют неизгладимый след в твоей жизни. Так или иначе, депутаты - это, как правило, активные личности, состоявшиеся люди, с определенной жизненной позицией.
Владимир Петрович, как считаете, прав ли был Ильич в своем знаменитом утверждении – «Каждая кухарка может управлять государством»?
- Ну, во-первых, у Владимира Ильича нет такого утверждения. Его выражение дословно звучит иначе. Тут, скорее всего, подошли бы слова из поэмы Маяковского: «…Мы и кухарку каждую выучим управлять государством…» И, во-вторых, все-таки отвечая на ваш вопрос: может! Если ее изберут.
Беседовал Михаил МАРКОВИЧ