ЕГЭ в этом году больше, чем ЕГЭ. Совсем как в еврейской мудрости – «…и последние стали первыми». Неожиданно школьники, едва-едва учившиеся на тройку, одолели итоговое тестирование очень даже хорошо. Минимальный порог единого госэкзамена по русскому языку в этом году снижен с 36 до 24 баллов. Снизилась и планка ЕГЭ по математике – с 24 до 20 баллов. В чем причина таких решений: ухудшение качества знаний выпускников или школьникам попросту не удалось списать на экзамене?
Задачки для пятого класса
В этом году впервые ЕГЭ проводились при ужесточенном контроле: во всех аудиториях, где шли экзамены, установили видеокамеры, задания доставляли фельдъегерской почтой, а разглашение ответов приравняли к должностному преступлению, которое грозило нарушителям увольнением. Меры эти вынужденные, они были приняты после прошлогодних скандалов с ЕГЭ, но они же выявили реальную горькую правду – современные выпускники с трудом справляются с заданиями по курсу средней школы.
Но перед началом экзаменационной кампании и министр российского образования Дмитрий Ливанов, и глава Рособрнадзора Сергей Кравцов неоднократно подчеркивали: школьникам не составит никакого труда справиться с обязательными ЕГЭ, так как для этого надо решить элементарные задания. Когда же экзамен по русскому языку уже был сдан, стало известно, что его минимальный порог существенно снижен. То есть результаты оказались настолько плачевными, что без принятия этого решения 20% выпускников рисковали остаться без школьных аттестатов. Это была настоящая катастрофа, ведь руководители российского образования рассчитывали, что этот процент не превысит 1,5. В итоге для тройки по русскому языку в текущем году необходимо было выполнить правильно всего 11 заданий из 29. В прошлом – 17.
С результатами ЕГЭ по математике дело оказалось еще хуже. Во всей стране на 100 баллов этот экзамен написали всего 64 человека, в то время как в 2013 году их было 536. Некоторые аналитики считают, что всему виной высокие стандарты школьной программы по данному предмету. Но так ли это?
После проведенного анализа результатов прошлогоднего экзамена в сентябре в число заданий, которые должны были выполнить выпускники средней школы, включили задачки уровня 5 класса. Для получения проходного балла необходимо было правильно решить всего 5 заданий из 21. Но даже это упрощенное донельзя испытание многим российским 11-классникам оказалось не по зубам. И тогда приняли решение опустить планку еще ниже – экзамен засчитывался при 3 (!) правильных ответах.
Любопытно, что эксперты совсем не склонны искать причину сложившейся ситуации в отсутствии прилежания школьников, к слову за многие годы развращенных схемой сдачи экзамена « +1» , а также уверенностью, что они все смогут списать. По мнению члена Общественного совета Минобрнауки РФ Евгения Ямбурга, у министерства не было другого выхода, кроме как снизить минимальный порог обязательных ЕГЭ. Дети, дескать, не должны пострадать из-за несовершенной методики преподавания предметов. Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая главную проблему низкого уровня знаний учеников видит в содержании учебников и подготовке преподавателей.
Ну да, ну да…
Хвастаться нечем
Как справились с экзаменами железногорские выпускники?
В числе 2, 5 тысяч российских 11-классников, получивших за ЕГЭ по русскому языку 100 баллов, есть и трое железногорцев. Если сравнивать полученный результат с прошлым годом, то налицо вроде бы рост качества знаний, поскольку в 2013 году в городе было два «стобалльника» по этому предмету. Но ведь и средний результат экзамена снизился – с 72, 5 до 62, 2. Удивительно также, что в списке отличников нет учеников лицеев и гимназий. Высшие баллы по русскому языку набрали выпускники простых школ - 100, 106 и 95.
Винить педагогов в том, что русский язык в Железногорске преподается некачественно, несерьезно. У нас работают те же самые учителя, что и в прошлые годы. Репетиторы тоже не поменялись. Может, все дело в ужесточении процедуры проведения экзамена? Школьникам просто не удалось списать? Но, по словам Ирины Дерышевой, главного специалиста отдела образования, ЕГЭ в Железногорске проводились всегда с соблюдением всех правил. Скорее, выпускникам действительно перекрыли кислород, когда запретили доступ к интернету, памятуя вакханалию с правильными ответами, которые выкладывали в сети в прошлом году.
Но какова была бы ситуация, если бы минимальный порог ЕГЭ остался на уровне прошлого года?
- Тогда была бы одна двойка, - ответила Ирина Евгеньевна.
Результаты ЕГЭ по математике, которые пришли позже, уже никого не удивили. В Железногорске в кои-то веки высший балл не набрал никто, самое большее – 88. Не справились с математикой два человека. Но если бы минимальный порог оставили на прежнем уровне, то количество двоечников оказалось бы в шесть раз больше.
С одной стороны, 12 выпускников, заваливших царицу наук, – это не так уж и много. В прошлые годы их количество достигало 45. Но еще раз напомним: в нынешний экзаменационный вариант по математике за курс средней школы была включена даже задача для пятиклассников. Но не было заданий по стереометрии, отделались геометрией 9-го класса.
Что касается ЕГЭ по выбору, то и тут нынче похвастаться нечем. Высший результат оказался для железногорских выпускников 2014 года не досягаем ни по одному из предметов. Самыми неудачными стали испытания по информатике – одну из девушек удалили с экзамена без права пересдачи в этом году. Выпускница пришла в аудиторию с мобильником, который зазвонил в самый ответственный момент. Напомним, сотовые на ЕГЭ строго запрещены.
Тут можно добавить несколько слов о видеонаблюдении, которое велось во время тестирования. В ход пошли и ноутбуки, и автомобильные регистраторы, поскольку выделенных федеральных средств хватило только на одну школу вместо четырех. В результате как такого онлайн слежения в аудиториях не было, все только записывалось. Возможно, при спорных ситуациях запись экзамена и могла стать решающим аргументом. Но вот с точки зрения реального и оперативного вмешательства в какую-нибудь ситуацию (ну, предположим, списывает нагло человек!) «в ту же секунду, и в тот же час» - вряд ли.
Он само совершенство
Может, от ЕГЭ уже пора отказаться, ведь он не выполняет свою основную функцию - отбор людей, способных обучаться в вузах? Но, судя по действиям правительства, идея единого экзамена может лишь «совершенствоваться», но отказываться от нее полностью никто и не собирается.
Как известно, еще прошлой осенью президент России дал поручение правительству разработать систему перехода школ на сдачу выпускного экзамена в форме сочинения. Это означает де-факто признание полного провала концепции ЕГЭ: экзамен перестает быть единым и формализованным средством оценки. Сочинение собирались вводить уже в этом году. Такое известие взбудоражило и учителей, и выпускников. Им было из-за чего переживать, поскольку навык самостоятельного написания связного текста сегодняшним ученикам придется нарабатывать с нуля. По словам одного из городских педагогов, сдать экзамен в форме тестирования намного легче, чем написать сочинение. Ведь за самую сложную третью часть ЭГЭ по русскому языку, где от выпускников требуется выдать текст в 150 слов, берутся далеко не все. Но экзамен-то им все равно засчитывается - при условии достаточной суммы баллов за другие задания.
К большому облегчению для всех участников учебного процесса в Минобрнауки решили не менять коней на переправе. Министр образования Ливанов весной сообщил, что ведомство не будет форсировать события и внедрять изменения в текущем году. Все они будут реализованы к 2015-му. Почему было принято такое решение? Возможно, чиновники поняли – за несколько месяцев невозможно научить тому, чему раньше посвящали годы. Кроме этого, пока не разработаны объективные критерии оценивания сочинения.
Так что же ждет выпускников российских школ в следующем году?
Скорее всего, примут два варианта единого государственного экзамена: стандартный и профильный. К примеру, по русскому языку стандартный экзамен станет проходить в виде теста с небольшим сочинением (приблизительно, как сейчас). Профильный русский язык обязательно будет включать в себя сочинение, а возможно, и сочинение с защитой.
Выпускники школ смогут выбирать уровень сложности экзамена в зависимости от профиля избранного института. Например, если ученик поступает в технический вуз, то он берет профильный ЕГЭ по математике и базовый русский язык. В некоторых вузах по отдельным специальностям уже давно требуется предоставить сертификаты о сдаче обязательных ЕГЭ без жестких нормативов. Забавно, но ни русский язык, ни математика не являются там профильными предметами, поэтому вообще не учитываются при поступлении.
Смогут ли выпускники 2015 года успешно сдать в новых условиях обязательные экзамены или Рособнадзору опять придется срочно понижать минимальный порог? Скорее всего, произойдет второй вариант, считают скептики, деградацию среднего образования полумерами уже не остановить.
Почему рушатся новые мосты и падают самолеты?
Но вернемся к нынешней экзаменационной кампании. Уже начался прием документов в вузы. По словам министра Дмитрия Ливанова, образовательное ведомство не планирует снижать проходные баллы для поступления. «В этой части никаких изменений не произойдет, и опасения, что в вузы будут приходить абитуриенты, неподготовленные к обучению, необоснованны»,— сказал министр. Возникает закономерный вопрос, каким же образом собираются формировать первые курсы многочисленные российские универы и их филиалы? Количество выпускников в стране падает с каждым годом, а высшим учебным заведениям необходимо выполнять планы набора. Поэтому студентами в этом году могут стать и те, кто едва преодолел минимальные пороги ЕГЭ. Понятно, что большинство из этих ребят вылетит после первой же сессии, но часть троечников все же сможет получить диплом и пополнить армию неграмотных специалистов. После этого мы еще удивляемся, почему у нас рушатся новые мосты, падают самолеты и от несложных заболеваний умирают люди.
Марина СИНЮТИНА