Садовые автобусы и специальные люди
До любого из садовых кооперативов Железногорска на автомобиле можно доехать за 15-20 минут. На автобусе дорога занимает, конечно, больше времени, но все же это не те расстояния, которые вынуждены преодолевать красноярцы. Тем порой, чтобы добраться до любимых грядок, нужно два часа промучиться в душной электричке, а потом еще пилить от железнодорожной платформы пару-тройку километров. Часто - в горку. Но что значат эти трудности по сравнению с радостью от лицезрения огурчиков-помидорчиков, тучно колосящихся в теплицах? Свое! Без нитратов и пестицидов!
На автобусную остановку для садоводов, что на площади Победы, мы приехали будним утром. Ожидали увидеть толпу недовольных пенсионеров, томящихся в ожидании транспорта, а потом и штурмующих автобус. Но реальная картина резко отличалась от воображаемой.
«У платформы» стоял садовый автобус в ожидании. Заглядываем – а в салоне свободные места! А где же распаленные долгим ожиданием транспорта огородники, с боями отвоевывающие себе место в автобусе?
- Никаких давок при посадке нет, – рассказала дама в кружевной панаме, сидевшая на втором сидении. – Все спокойно заходят в автобус в порядке очереди.
- Проблем с доставкой в сады никаких нет, - подтвердил ее сосед.
В этот момент в салон зашла еще одна пассажирка. Она протянула в окно водителя пластиковую карточку. Пискнуло считывающее устройство, и оплатившая проезд женщина, устроилась на свободном сидении. Пенсионеры давно оценили преимущества пластика при поездках на дачи – теперь нет необходимости беспокоиться о наличии мелочи.
Правда, предъявлять карточку контролеру с недавних пор нужно не только при входе, но и при выходе из автобуса, но к этой процедуре уже все привыкли.
- Напишите, пожалуйста, что у нас очень хороший водитель: внимательный, вежливый,– попросила одна из пассажирок. - Мы им довольны.
Под козырьком остановочного павильона четыре женщины обсуждали новейшие агрономические приемы. Подходим и спрашиваем - долго ли они томятся в ожидании транспорта? Огородницы поясняют, специально пришли заранее и заняли очередь. Автобус должен подойти через пару минут.
На ту же самую остановку приехали в следующую субботу утром, но никакого ажиотажа при посадке в автобусы не наблюдалось и на сей раз. Возможно, проблемы начнутся вечером, когда люди поедут обратно? Перемещаемся на конечную остановку в УЭМоских садах. Автобус №18 уже на месте. И тоже не полупустой.
- Неужели никаких проблем с садовыми автобусами вообще нет? – не поверили мы.
- На работу транспортников грех жаловаться. Автобусы ходят регулярно. Бывает, правда, они ломаются - не без этого. Видно же, что техника совсем старая. Но при поломке всегда присылают другой автобус, поэтому уехать в сады и вернуться обратно можно без труда, - отвечают нам.
Может, просто день такой выдался? Или люди такие специальные?
Дорожные ямы чинят матрасами
Садовые кооперативы, окружающие Железногорск, - это, по сути, второй город со своими проспектами, улицами и переулками. Но содержатся ли они в чистоте и порядке?
Ежегодно перед началом садоводческого сезона возникает одна и та же проблема – Госавтоинспекция не разрешает открывать автобусные маршруты из-за плохого состояния дорог. В некоторых кооперативах, например, за Косым переездом, серьезных претензий к дорожному полотну нет, но на других участках сплошные ямы, как после бомбежки. Большие выбоины автомобилисты латают подручными средствами – обломками кирпичей, цементным раствором, оставшимся от строительных работ на своем участке. Кто-то однажды яму на садовой дороге заделал старым матрасом.
Спрашивать за содержание дорог садоводы могут только с председателей своих кооперативов – городские власти к этой проблеме отношения не имеют.
Много претензий по дорогам к председателям кооперативов и со стороны пожарной охраны – все садовые улочки заужены так, что по ним с трудом проезжает спецтехника. Спасатели утверждают, что наказать за данное нарушение пожарной безопасности садовода невозможно – нет такого закона. Шансы спасти садовый домик при пожаре практически нулевые, но убедить владельцев участков сдвинуть свои заборы хотя бы на полметра пока еще никому не удалось.
«Ресторан» для медведей
Проиграна и борьба с несанкционированными свалками в садах. Они, как расползающиеся язвы, захватывают все новые и новые территории.
У конечной автобусной остановки 18 маршрута огромную помойку безуспешно пытаются ликвидировать несколько лет.
Иногда она приобретает такие гигантские размеры, что мешает движению транспорта. Мусорная куча и на этот раз была на месте, правда, не столь внушительная. А на земле отчетливо видны следы тяжелой техники.
- Давно свалку убирали? – спросили мы продавца здешнего киоска.
- Три дня назад здесь все вычищали, - ответила девушка. – Но видите, сколько уже всего понатаскали!
Старый телевизор, валенки, какие-то коробки, доверху набитые рухлядью. И, конечно, пакеты с пищевыми отходами, которые уже разорвали и растащили местные собаки. На ржавую табличку, запрещающую в этом месте выбрасывать мусор, прикрепленную СЭС, видимо, еще лет 30 назад, никто давно не обращает внимания.
Сразу за поворотом метрах в ста еще одна помойка. Хозяин ближнего участка, уже давно устал бороться со свинством соседей. Чтобы отодвинуть от своего домика свалку, он прирезал клочок земли, где пытался выращивать картошку, и посадил возле изгороди кусты. Но воспитать людей ему не удалось. Сегодня эта земля заросла бурьяном, а свалка никуда ни делась, кормит стаи беспризорных собак и крыс, которых в последние годы расплодилось в садах огромное количество.
Собаки и крысы - далеко не самая страшная головная боль, которой теперь вынужден заниматься город. Запах гниющих отходов привлекает медведей. Хозяева тайги и раньше забредали на огороды, но лишь в те, что находятся рядом с лесом за КПП-3 и 3а. А в последние годы медведи не боятся заходить и за зону. И не таежные пожары и бескормица этому причина. Садоводы своими руками, прикармливая хищников, по сути, открывают им дорогу в город.
Марина СИНЮТИНА