Воскресенье, 29 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Почему Железногорск начинали строить заключенные?

22 августа 2014 / Общество / 1
Некоторое время тому назад, накануне Дня города, в «ГиГ» №57 было опубликовано несколько популярных фактов из истории Железногорска. Как оказалось, предложенная форма заинтересовала многих читателей. Отвечая на ваши пожелания, «ГиГ» продолжает тему. В основе новые ваши вопросы, которые – не скроем – нас порадовали, ведь интерес к истории ЗАТО - не что иное, как признание в любви к Железногорску.

Что такое Прижим?

- С точки зрения топонимики, «прижим» – общее название специфической местности, которое может быть применено к различным географическим объектам по условиям их природно-физического формирования и сложения. В нашем случае это относится к Енисею. Точнее, к его правому берегу между 76 и 78 километрами (за Курьей), на протяжении которых река основным своим руслом резко поворачивает влево, но часть ее стремительного водного потока по инерции продолжает движение и прижимается к обрывистому правому берегу.

С точки зрения истории нашего ЗАТО – природный речной прижим сыграл важнейшую роль в проектировании и строительстве ГХК. А началось все в 1948 году, когда Совет Министров СССР поручил специалистам ленинградского проектного института (ГСПИ-11) совместно с правительственной комиссией выбрать место для размещения секретного объекта.

В мае 1949 года в район среднего течения Енисея прибыла комплексная изыскательская экспедиция под руководством В.К.Жукова. Геологи и топогеодезисты, облетев территорию на арендованном самолете, остановили свой выбор на районе деревни Додоново. Недалеко от нее был Атамановский кряж, отрог Саянского хребта, который вплотную подходил к Енисею. Изучение физико-механических свойств грунта, прочности скальной породы, сейсмичности района, а также примыкающего к горе сложного речного участка показало, что они отвечали всем необходимым условиям. 26 февраля 1950 года И.В.Сталин подписал Постановление № 826-302 сс/оп о строительстве «комбината №815 по производству теллура-120».

В июне начались работы по прокладке по склону горы дороги к месту строительства и создания первого портала – места врезки основного транспортного тоннеля в гору. От прижима вели выемку скального грунта из горы и отсыпали им полки, на которых прокладывали автомобильную и железную дороги. Позже здесь поставили первую компрессорную станцию. На рабочих планерках не раз звучало: «Доложите, как дела на прижиме?» Диспетчеры отправляли туда машины и грузы. Водозаборные сооружения возводились на дне Енисея – тоже у прижима. Здесь же расположили базу эпроновцев, а позже – первую стоянку частных лодок местных рыбаков. Постепенно произошло преобразование топонимического термина в имя собственное, и речной прижим стал исторически значимым местным наименованием Прижим.

Отбывали ли наказание в нашем городе заключенные, осужденные за измену Родине?

- Среди книг и монографий по истории Красноярска-26/Железногорска, выпущенных музеем, как минимум две посвящены именно заключенным, принимавшим участие в строительстве производственных площадок и города. Первая – «Гранитный из 505…» - опубликована в 1994 году. Вторая – «Полянский ИТЛ (ГУЛАГ-уголовный)» - вышла в свет в 1999 году. Автор обеих – Почетный гражданин города Сергей Павлович Кучин. Вот что он пишет: «В конце октября 1949 года началось строительство железной дороги от станции Базаиха к месту будущего строительства г.Красноярска-26. К работам были привлечены заключенные лагерного отделения, расположенного на станции Базаиха, занятые в основном на строительстве ТЭЦ. Однако в декабре 1949 года строительство было законсервировано, и заключенные отправлены обратно».

Но в конце мая 1950 года МВД СССР издало приказ о создании исправительно-трудового лагеря под условным названием «Гранитный» и специализированной железнодорожной организации №505 ГУЛЖДС, передислоцированной из Монголии. Им и поручили продолжить строительство ж/д «Базаиха-Красноярск-26» и лагерных отделений. Всего их было 9. Они подразделялись на лагпункты и колонны. На 01.01.53 списочный состав заключенных составил 27314 человек, из которых 4030 – женщины. Регулярное ж/д сообщение между промобъектом и Базаихой было открыто в июне 1953 года, так что свою задачу «Гранитный из 505-го» выполнил.

Практически тогда же управление МВД Красноярского края начало решать задачу по обеспечению строительства №994 квалифицированными и физически здоровыми кадрами из числа зк. ИТЛ при строительстве «Железные рудники МВД СССР» получил наименование «Полянский ИТЛ МЮ СССР». Ликвидирован он был в апреле 1965 года.

В целом, среди осужденных были лица, отбывавшие наказания за бытовые, административные и уголовные преступления. Осужденные по политическим мотивам работали только на начальном периоде строительства железной дороги, после переведены в другие лагеря.

Как давно стали присуждать звание «Почетный горожанин»?

«Почетный гражданин» – привилегированное звание, введенное в России 10 апреля 1832 года. В нашем городе исполком горсовета под руководством Ивана Иосифовича Власенко начал присваивать звание с 1979 года. 24 августа «Почетными гражданами города Красноярск-26» стали: министр среднего машиностроения Ефим Павлович Славский, непосредственно руководивший строительством нашего города, токарь Научно-производственного объединения прикладной механики Рудольф Александрович Балюкин, бригадир столяров специализированного управления «УС «Сибхимстрой» Виталий Петрович Амелин, бригадир слесарей-монтажников треста «Сибхиммонтаж» Владилен Владимирович Бормашев, начальник цеха промвентиляции ГХК Александр Васильевич Лезин и главный педиатр МСО-51 Тамара Васильевна Стороженко.

В связи с перестройкой производственно-экономической деятельности в стране ежегодное присвоение званий в городе в 1990 году было приостановлено и возродилось лишь через 8 лет. В 1999 году горсовет внес изменение в ранее существовавшее Положение о присвоении звания. Это коснулось, в частности, наименования и количественного отношения. Отныне ежегодно могло присваиваться не более одного почетного звания, а звучало оно теперь «Почетный гражданин ЗАТО г.Железногорск».

Сегодня в Железногорске 38 Почетных граждан. В нынешнем году этого звания удостоен директор Отраслевого центра крупногабаритных трансформируемых механических систем ОАО «ИСС» им. академика М.Ф.Решетнева» Владимир Иванович Халиманович.

Какие экспонаты первыми поступили в городской музей?

- Как известно, музей открылся 27 августа 1988 года. Но Постановление бюро ГК КПСС и исполкома горсовета о его создании вышло четырьмя годами раньше. Согласно ему парткомы, профсоюзные, комсомольские комитеты, хозяйственные руководители развернули организаторскую работу по подбору актива музея и комплектованию музейных фондов. Так что первые экспонаты начали поступать от организаций и предприятий уже в 1984 году.

Интереснейшими среди письменных источников являются документы, сданные отличником советской торговли Антониной Ефимовной Черемных, она трудилась в рабочем снабжении с 1949 по 1970 год. Здесь есть справка Установского сельского совета Красноярского района Восточно-Сибирского края от 1 июля 1932 года о том, что она по социальному положению середнячка, но избирательных прав не лишена. Одно из удостоверений позволило узнать, что в тридцатые годы в стране существовала ШКМ – Школа крестьянской молодежи, где в числе прочих преподавались предметы «Кооперация и коллективизация», «Сельское хозяйство». А сдача норм ПВХО (противовоздушная, химическая оборона) в 1944 году подтверждалась актом райсовета Осовиахима!

Первая среди поступивших коллекций - собрание камней главного инженера проекта КО ВНИПИЭТ, поэта и художника Георгия Романовича Федирко в количестве 87 штук, найденных во время экспедиций по стране и краю. Важным экспонатом открывшегося музея стал кульман, принадлежавший заслуженному архитектору РСФСР Алексею Борисовичу Васильеву, награжденному премией Совета Министров СССР за проектирование и строительство микрорайона №1 в Красноярске-26.

Предметами, повествовавшими об истории города и его предприятий, стали индивидуальные почетные грамоты, значки и ленты победителей соцсоревнований, вымпелы, а также предметы домашнего обихода.

Наталья АЛТУНИНА, заведующая научно-исследовательским отделом МВЦ
Комментарии
24 октября 2020 / Память народа
А потом перед пуском все что лежало на прижиме, катушки с кабелями, техника, материальные ценности, проходческое оборудование - все пошло под воду. Тупо сбросили перед прибытием комиссий из Москвы. Потом где Чернобылская техника что хранилась на площадке возле ИХЗ Железногорска? А я вам скажу, ее продают якобы с консервации на Авито
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения