Пятница, 22 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Интернет и СМИ: кто кого?

4 сентября 2014 / Общество / 0
Социальные сети сильно изменили информационное пространство и жизнь всех СМИ. Прошлой осенью у «ГиГ» появились группы в Фейсбуке, «Одноклассниках» и «Вконтакте», и это коренным образом перевернуло редакционную жизнь.

Пора в путь-дорогу

Тиражи газет падают – это общемировая тенденция. Переход печатного СМИ в интернет – скорее необходимость, чем прихоть. Таких примеров уже масса. Однако по статистике в Железногорске интернетом владеют процентов 50-60 от всех жителей, а активную жизнь в сети ведет преимущественно молодежь. Поэтому перед газетой встала задача привлечь эту аудиторию, а заодно и простимулировать к продуктивному взаимодействию со СМИ местный средний класс. Но как это сделать?

Надо вливаться в социальные сети. Отдельные сайты – уже прошлый век. Даже такие монстры российской журналистики, как «РИА Новости», «Известия» и «Коммерсантъ» (у которых есть свои авторитетные порталы), завели странички в соцсетях. Все потому что среднестатистический пользователь не хочет лишний раз напрягаться, чтобы найти информацию. Он хочет, чтобы вместо этого она сама валилась на него со всех сторон, а он только выбирал бы: это мне надо, это не надо, это интересно - лайкну, а это скучно – в игнор. Примерно так в соцсетях и происходит. Человек подписывается на множество групп и пабликов в зависимости от своих интересов, а потом лениво так (желательно с презрительным и всезнающим выражением лица) пролистывает новостную ленту, где все ему, как на блюдечке с золотой каемочкой, уже подано.

В ноябре прошлого года и мы решили – пора! Первый шаг сделать было сложно, аналогов нашей группе на железногорском уровне просто не существовало. Не считать же те, что состоят исключительно из частных объявлений или просто перетягивают информацию с городских сайтов, не создавая ничего своего. Как и всяким первопроходцам, спросить совета нам тогда было просто не у кого. Учились на своих же ошибках. Боялись спама, боялись мата, боялись банальной агрессии – кто знает, какой контингент тут обитает? Решили не закрывать комментарии - пусть народ общается на здоровье онлайн, а газете опять же важна обратная связь. Радовались, когда подписчиков «Вконтакте» перевалило за сотню, прыгали до потолка, когда набралась первая тысяча. А теперь, 10 месяцев спустя, нас не удивляют и без малого 5 тысяч участников группы, хотя это немногим меньше всего тиража газеты! Обычное дело для интернета, это мы уже поняли.
 

«ГиГ» стал первым информационным ресурсом среди городских СМИ в соцсетях и потому прочно занял свою нишу. Ближайший конкурент - паблик «Время местное» (ТВ редакция городских новостей в сети ГТС), почти одновременно с нами начавший свою деятельность, насчитывает подписчиков на 2 тысячи меньше. У свежесозданных групп же просто нет шансов повторить успех «ГиГ», если только они не предложат пользователям нечто совершенно новое.
 

Мы будем жить теперь по-новому!

«Что случилось, почему возле Балтийского все перекрыто?», «Зачем на площади военная техника стоит?», «Почему утром выла сирена?», «Что за авария произошла на Ленинградском?», «Для чего рубят лес на Восточной?» - железногорцы живо интересуются жизнью города. До вечерних местных новостей целая вечность, до выхода газетных еженедельников – еще больше. Жизнь пабликов «ГиГ» в социальных сетях показала - людям действительно важны новости о Железногорске, важны ответы на их вопросы здесь и сейчас. Такая у нас мобильная жизнь настала! Да, падают тиражи газет, да, мало кто смотрит телевизор. Но это не оттого, что людям стало все равно, просто изменился формат подачи информации. Ни одно обычное СМИ сегодня просто физически не поспевает за интернетом, стремиться его обогнать – чушь. А вот поставить возможности виртуального пространства на службу газете можно.

Как оказалось, паблик и газета спустя короткое время стали тесно связаны, они взаимно дополняют друг друга. Формат любого еженедельника – накапливать новости за неделю, аккумулировать их и представлять читателю какой-то итог – выводы, анализ, разные точки зрения и прогноз дальнейших событий. В паблике, казалось бы, совсем иная ситуация – ближе к формату работы телевизионных редакций – новости собираются оперативно, появляются практически сразу, времени на анализ нет, главное - быстро донести информацию по горячим следам. Спокойная и размеренная редакционная жизнь газеты перевернулась с ног на голову – мы и сами стали более мобильными, каждый день в паблике помимо газетных статей публикуется от 5 до 10 новостей, и они появляются быстрее, чем по телевизору. Этот опыт пригодился – содержание газеты стало тесно перекликаться с информацией из сети.
Статьи в паблике тут же получают отклик и иногда даже продолжение. В газету из соцсетей тоже многое пришло: информация о событиях, жалобы или обращения подписчиков, даже фотографии - например, все снимки последствий августовского потопа после ливня мы взяли из паблика «Вконтакте» (с указанием авторства фото, естественно!). Интересные комментарии некоторых пользователей нет-нет да и становятся частью какого-нибудь материала в газете. «А меня в «Горожанке» напечатали! Куплю, покажу всем своим знакомым», - с гордостью заявляет потом очередной подписчик.

Я очевидец

Группа росла, и с определенного момента подписчики начали делиться уже своими новостями. Так мы перешли к народному формату из серии «Мобильный репортер».

«По субботам катаемся на радиоуправляемых автомоделях с 17.00 до 19.00 на песочной площадке за домами по Ленинградскому, 22,24! Заезд через остановку. Приходите поучаствовать и просто посмотреть».

«Жители Железногорска! А давайте сделаем одно очень хорошее дело... Поможем пацану пойти в школу! Докажем, подарив хотя бы по тетрадке и ручке, что мы умеем не только заботиться о себе, но и просто быть людьми:)».

«Хочется поделиться проблемой, может, кто с этим сталкивался или кто посоветует, как ее решить. Сын закинул деньги на телефон. Через день, у него все деньги кончились…»

«Французский бульдог! Нашли на Восточной. Кобель, окрас черный, белая грудка. Хозяева, ау».

В здании ТЭЦ рухнули потолки, на автомобиль упало дерево, городской автобус протаранил заправку – что бы ни произошло, а в паблике уже выложены фото или видео, очевидцы пересказывают случившееся.
 
Раньше их приходилось днем с огнем искать, да и не каждый соглашался поговорить с журналистом. На все про все уходили часы и дни. В интернете это же появляется за минуты. И, что самое замечательное, абсолютно никто не стесняется высказаться по теме - в рамках приличия, конечно же. Вся нецензурщина оперативно удаляется администраторами групп, а те, кто продолжают настаивать на ненормативной лексике, вносятся в черный список пабликов без права просматривать новостную ленту.

Когда нас стали атаковать просьбами опубликовать новость а-ля «продам гараж», мы поняли – пора создавать отдельную площадку для желающих разместить в паблике «ГиГ» свои объявления. Для этого, например, в «Вконтакте» в разделе «Обсуждения» теперь создана отдельная тема. Откликнувшись на многочисленные просьбы, мы также выложили все необходимые документы по программе «Молодая семья» - нам это совсем не сложно.

Но одно из самых больших наших открытий – интерес молодежи к архивным фото Железногорска. Той молодежи, что, казалось бы, ничем на свете не интересуется, особым патриотизмом не страдает и живет современными технологиями и ценностями. Но зато с упоением разглядывает старые снимки, пытается узнать знакомые места или просто вздыхает, как же здорово жилось тогда, лет 50 назад, когда самой ее, молодежи этой, еще и в проекте не было!

Кто что кушает

Еще одна тема- это аудитория пабликов. «ГиГ» в Фейсбуке – это продвинутая городская интеллигенция. В обсуждениях участвуют люди постарше, помудрее, да и что греха таить – покомпетентнее: специалисты предприятий, общественные деятели, политики, руководители всех уровней. Если «Вконтакте» новость об очередной депутатской сессии не вызовет никакой реакции, кроме: «И чо?», то в ФБ, количество подписчиков там 217 человек, все наоборот – целая аргументированная дискуссия. В «Одноклассниках» (1500 подписчиков) основной наш контингент – люди семейные, больше всего женщин. Поэтому там и любят добрые новости о хорошем и позитивные фотоконкурсы – с видами любимого города и детьми.

«Вконтакте» публика иная. Здесь как раз и собирается вся молодежь – как культурная, так и не очень. Средний возраст подписчиков – 23-30 лет, в большинстве опять же женщины. А вот в обсуждениях чаще участвует мужской пол. Даже сформировался основной костяк комментаторов, которые не пропускают ни одной новости без того, чтобы не вставить свое «фи». Все жутко смелые, резкие в оценках. Иногда выходит очень забавно!
 
Например, вот такая переписка завязалась под статьей о резком повышении цен:

Johnny: Думаю, нужно организовать митинг.
Федя: Митинг - это прошлый век, нужен флешмоб, чтобы все собрались в каком-то месте, собравшиеся точно по расписанию начинают кудахтать и кукурекать, а потом резко прекращают и расходятся, эффекта ноль, зато весело.

«Вконтакте» всегда в почете темы погорячее: кого-то залечили до смерти, возле санаторной школы видели эксгибиционистов, парень после попытки убийства выбросился из окна, мать бросила в лесу новорожденного...
 
Иногда обсуждение завязывается практически на голом месте – срабатывает механизм «Покажи всем, какой ты умный!» Кто бы ожидал полсотни комментариев под новостью о благотворительной выставке-продаже картин? Это вам скучно, а для диванных критиков и троллей - пища жизни! Кто-то, конечно, при этом высказывается грамотно и четко, а кто-то и всякую чушь несет, лишь бы его заметили. Девушки, которые все-таки в большинстве, выходят из тени, когда речь заходит о детях, кружках и секциях, помощи людям и животным. В перепалках дамы принимают участие редко. Регулярные всплески числа подписчиков вызывают фото и видео с ДТП, конкурсы и розыгрыши.

Профессиональная этика в сети

По пути создания пабликов в соцсетях пошло большинство городских СМИ – деваться-то некуда, если не хочешь терять свою аудиторию. Но вот стратегии у них разные. Кто-то честно строчит новости и статьи, а кто-то, за неимением времени или попросту способностей, копирует чужие посты. Понять это даже можно – все-таки в одном информационном пространстве живем, причем достаточно ограниченном. Волей-неволей приходится поднимать одни и те же темы или сообщать об одних и тех же событиях. С развитием интернета главное, кто сообщит о событии первым. В «ГиГ» судя по количеству подписчиков в сети, с этим проблем нет. Наши новости с удовольствием копируют, постят, воруют. и это тоже, извините, результат.

Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения