Пятница, 22 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Николай СЕЛЕЗНЕВ: «В 90-х в милиции работал высокопоставленный «крот»»

8 октября 2014 / Общество / 2
В середине 90-х из лучших железногорских оперов был создан спецотдел по борьбе с организованной преступностью. Недавний суд над Игорем Подгорным, одним из бывших фигурантов уголовного дела в отношении ОПГ «Три хохла», всколыхнул в Железногорске воспоминания о криминальных событиях. О той войне с бандитами ГиГ рассказал Николай Селезнев. С 1993 по 1997 год он возглавлял отделение по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. 6 лет такие подразделения в России уже не действуют, а зря, считает Селезнев.


- Николай Николаевич, считается, что организованная преступность в Красноярске-26 возникла немного позже, чем на большой земле.

- «Колючка» все-таки препятствовала проникновению в город криминальных элементов. Помню, первое преступление в 1990 году было зарегистрировано только в конце февраля. Всплеск преступности начался с 1992 года, причем на новом для нашего города уровне. Но в отличие от других территорий, где бандиты обложили данью даже крупные заводы, с охраняемых градообразующих предприятий выбить деньги было практически невозможно. Поэтому бандиты принялись потрошить мелкий и средний бизнес - даже бабушки на рынке вынуждены были ежемесячно платить браткам. К тем же, кто сопротивлялся, применялись жесткие меры. В 1993 году взорвали киоск возле магазина «Тайга». Нам известно, что торговую точку взорвали при помощи аммонала – взрывчатки, которая применялась при проходе туннелей Горно-химического комбината. Судя по всему, это был акт устрашения, поскольку инцидент произошел ночью, и никто не пострадал. Преступление по сей день осталось нераскрытым. Другому предпринимателю преступники «в воспитательных целях» выстрелили ночью в окно квартиры. У пули, извлеченной из стены, оказалась любопытная особенность - нарезка против часовой стрелки, что характерно для ствола иностранного производства.

- Неужели люди не обращались в милицию за помощью?

- Обращались, просили защитить, но когда предлагалось оформить все официально и провести соответствующие мероприятия, отказывались. Все боялись, ведь в городе почти открыто хозяйничали бандиты. Сотрудники милиции тогда ходили только в «гражданке», потому что в форме появляться стало опасно не только для здоровья, но и для жизни. Разгул преступности был такой, что грабили уже среди бела дня. Как-то к складу за баней на Октябрьской, где один из коммерсантов хранил телевизоры, подъехали крепкие парни. Они сунули под нос сторожу красные корочки и заявили, что имущество арестовано. Подогнали машину, быстро загрузили весь товар и исчезли. Подобных фактов было много - милиция металась, часто не успевая на вызовы.

- Люди-то не доверяли милиции, считали, что она куплена криминалом.
- Часть сотрудников, действительно, не противодействовала преступникам. Более того, восхищалась ими.
Знаю ряд моментов, когда наши сотрудники, ставшие впоследствии большими начальниками, получали от бандитов дорогие автомобили. Видно было, что люди преданы той стороне больше, чем профессии. Но преступниками я их назвать не могу, поскольку никто из них не наказан, не осужден. А когда сотрудники ГАИ оформляли экспроприированные бандитами автомобили по липовым документам? К доверенности на управление приклеивали вырезанную из другого документа нотариальную печать и прокатывали лист на ксероксе. И в ГАИ такие документы принимали, хотя даже на первый взгляд они должны были вызывать сомнение в подлинности. После служебных проверок кое-кому из гаишников пришлось со службой распрощаться, но под статью никто не попал, поскольку доказать корыстный умысел в их действиях было невозможно. Не доглядели, оправдывались они.

В этих условиях мудрым решением стала организация в 1993 году подразделений по борьбе с организованной преступностью и коррупции. Их создали во всех краевых и областных центрах, а также в 10 «атомных» городах. Отделение в Красноярске-26 состояло из 5 человек, перешедших из уголовного розыска. У нас была невиданная ранее самостоятельность и большие права. По указу Ельцина мы имели право задерживать подозреваемых в причастности к ОПГ на 30 суток без решения суда. Спорность соответствия этого уникального указа Конституции, конечно, очень большая. Но мы пользовались этой возможностью и эффективно, замечу я.

- Самый страшный период в городе относится к 1994-1995 годам, когда произошло несколько заказных убийств. Как раскрывались эти преступления?

- Первоначально в Красноярске-26 возникло 4-5 мелких группировок. Потом они начали бороться за власть - сильные пожирали слабых. В итоге сформировалась одна банда, в которой был свой «совет директоров». По их фамилиям уголовное дело и получило название «Три хохла». Первой жертвой криминальной войны стал главарь одной из групп Вячеслав Прутовых. По показаниям очевидцев, его забрали из кафе «Бригантина» и вывезли в поля за Додоново, где застрелили из охотничьего ружья. Труп сбросили в Енисей. Тело Прутовых так и не нашли. Преступление раскрыли, но непосредственный исполнитель убийства Козлов к тому времени уже сам был убит.

Личность этого киллера весьма любопытна. Когда он появился в городе после очередной отсидки, то стал рассказывать, что мотал срок за убийство. Вел себя агрессивно и дерзко. Именно поэтому его взяли в боевой отряд группировки, где он стал исполнять заказы. Хотя на самом деле Козлов сидел за изнасилования, а последний раз - за надругательство над малолетней, что на зоне считается нехорошей статьей. Об этом рассказал местным бандитам житель Иркутской области Гончаров, в то время тесно общавшийся с городским криминалом. За свой длинный язык он скоро и поплатился. Козлов его застрелил и сбросил труп с высокого обрыва в Енисей. Это место убийца называл бухтой затонувших кораблей – там стремительное течение.

А потом ему поручили убрать Дениса Кравченко, которого подозревали в сотрудничестве с милицией. Ни Кравченко, ни Гончарова не искали. Их тела обнаружили совершенно случайно далеко вниз по Енисею, и сначала эти убийства между собой не связывали. Но к тому времени мы уже знали, кто убил Прутовых, не хватало только доказательств. Когда опера приехали на квартиру Кравченко, то и обнаружили там… Козлова. Он пояснил, что приятель разрешил ему пожить у себя. Где он сам, ему неизвестно.
Судебно-медицинская экспертиза потом показала, что стреляли в Кравченко из «мелкашки», причем нарезы на пуле были против часовой стрелки, как у пули, извлеченной из стены квартиры предпринимателя. Учитывая, что иностранного оружия у нас мало, можно было предполагать, что они выпущены из одного ствола. Погиб Кравченко от выстрела в сердце, но уже в мертвого в него стреляли еще пять раз – в голову. Как потом выяснилось, киллер привез труп в гараж, чтобы заказчики удостоверились в выполненной работе. В голову казненного они стреляли, чтобы повязать себя кровью.

В ОПГ сложилась своя иерархия, но борьба за власть продолжалась уже внутри банды. Один из боевиков убивает киллера Козлова. Тогда же происходит преступление, не имеющее связи с предыдущими убийствами, – ограбление кассы геолого-разведывательной партии и убийство сторожа. И через некоторое время погибает Юсупов – один из лидеров банды, организатор других убийств. Он стал подозревать, что следующим отправят на тот свет его, поэтому решил убрать «трех хохлов». По нашим сведениям, их должны были расстрелять из автомата у ресторана «Тель», где обычно обитали бандиты. Мы знали об этом автомате все, вплоть до того, что у него сломанный приклад и какой изолентой он перемотан. Только, где хранится оружие, не знали. Оперативники установили жучки в дверном проеме заведения и стали следить за входом в ресторан из окон библиотеки, находящейся напротив. Но «хохлы» опередили Юсупова. По их приказу жертву захватили и вывезли за Лукаши, где долго и мучительно убивали. Причем местные жители слышали крики и стоны, но никто в милицию не позвонил.

- Получается, преступники вас постоянно опережали на полшага?

- К сожалению, появился в милиции высокопоставленный «крот». Тогда впрямую говорили: предатель. Уверен, что именно из-за утечки информации погиб еще один человек из группировки. Он тоже стал сотрудничать с правоохранительными органами, и был застрелен у подъезда дома Лениградский, 103. Стали подозревать начальника криминальной милиции после одного интересного телефонного разговора, который произошел между ним и одним авторитетом. Кое-кто до сих пор пытается обвинить нас в том, что мы прослушивали телефонные переговоры сотрудников. Я заявляю, прослушивались только бандиты. Но как было не узнать голос твоего ближайшего коллеги, который просит фигуранта о встрече! Как в шпионских романах, мы стали ему лишь дозировано давать информацию. Главное скрывали.

- Каким образом можно это было сделать, ведь начальник криминальной милиции должен был быть в курсе происходящего?

- Дело в том, что подразделения по борьбе с организованной преступностью не подчинялись начальнику криминальной милиции и уголовному розыску тем более. Мы не должны были отчитываться даже перед начальником ОВД! Нашу деятельность курировало специальное ведомство в Москве. Этот факт вызывал большое раздражение - подразделение было костью в горле у некоторых наших руководителей. Но по большому счету, именно благодаря такой самостоятельности, мы и смогли раскрыть преступления банды «Три хохла». По указанию из Москвы после всего случившегося мы подготовили материал о том, как это все происходило. Первая фраза звучала примерно так: «Когда мы начали заниматься этим делом, то перестали кому-либо докладывать, что делали».
Когда стало окончательно ясно, что утечка информации происходит от начальника криминальной милиции, ему предложили уйти из органов по собственному желанию. Доказать корыстный умысел и прямую связь с бандитами так и не удалось.

- На вас оказывали давление?

- Руководство ОВД пыталось вызвать на совещание, задать конкретные вопросы, как ведется расследование убийств. Серьезное противодействие было и со стороны бандитов. Сначала определенные и вполне осязаемые попытки подкупа. К примеру, предлагали автомобиль. «Что вы Николай Николаевич ездите на «копейке»? У нас есть «Тойота»! Я отказался и через некоторое время мне передали, что могут быть проблемы с близкими, если будем глубоко копать. Дело дошло до того, что мы перестали сдавать оружие - в нарушение инструкции уносили его домой. На нас кто-то настучал. Пришлось писать объяснительную: мол, забыл, работу поздно закончил... Не мог же признаться, что мне было просто страшно за себя и за свою семью. Вместе с коллегами тогда получил выговор.

- Известно, что после того как закончилось дело «Трех хохлов» ваше отделение ликвидировали.
- Это произошло по указанию генерала Лебедя, возглавлявшего в то время Совет безопасности РФ. Для усиления московской милиции потребовались штатные единицы. Они были найдены путем сокращения штатов транспортной милиции и ликвидации подразделений по борьбе с организованной преступностью в закрытых городах. Часть наших сотрудников ушла со службы, остальные перешли в другие подразделения милиции. Не могу сказать, что отношение к нам со стороны коллег было доброжелательным, ведь и по сей день кое-кто считает, что дело «Трех хохлов» было сфабрикованным. Дескать, смогли договориться с судьей, прокурором и следователем - и состряпали дело. Но у нас имелись веские доказательства, подтвержденные уникальными экспертизами, которые проводились в крае.
Например, следы крови погибшего Кравченко были найдены в машине, в которой перевозили его тело, только через год после убийства. Тем не менее, их удалось идентифицировать. Сейчас подобные экспертизы уже не проводятся, нет специалистов.

- Подразделения по борьбе с организованной преступностью окончательно упразднили в 2008 году. С высокой трибуны тогда заявили: организованной преступности в стране больше нет.

- На самом деле, криминальная ситуация в стране сегодня уже стала напоминать лихие 90-е, поэтому говорить о том, что ОПГ остались в прошлом, было бы как минимум преждевременно.
 
Анастасия ЗЫКОВА
Комментарии
9 октября 2014 / Гений
Как изменилось сознание уголовного наказания у бывших ментов: если нельзя доказать умысел, то неподсуден, но в законе угодовная ответственность возникает и за преступно-небрежное отношение к своим обязанностям.
9 октября 2014 / Медведь
Что же вы не называете фамилию "высокопоставленного крота", или боитесь? Им является Бруданин Сергей Алексеевич 16.06.1967 г.р. Сейчас он заместитель начальника Сибирского Линейного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте.
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения