Напомним, почетный работник общего образования, учитель физкультуры школы №101 Евгений Терентьев уволен. По официальной версии, ему запрещено заниматься педагогической деятельностью из-за того, что 20 лет назад он был осужден за драку. Однако в этой истории далеко не все так однозначно. «ГиГ» выяснил подробности.
От тюрьмы да от сумы
Поправки к Трудовому кодексу, не допускающие к работе с детьми лиц, когда-либо подвергавшихся уголовному преследованию, были внесены в 2010 году. В детских учебных заведениях отныне не имеют права работать даже дворниками все, кто имел столкновение с законом, в том числе по нетяжким статьям УК. Даже если судимость давно погашена, а человек за многие годы показал себя добросовестным работником. О том, что Терентьева могут уволить за грехи юности, стало известно еще в конце 2012 года. В школу №101, где Евгений Анатольевич работал два десятка лет, пришла справка из ГУВД края о наличии у него судимости.
Никакой Америки этот документ не открывал – многие знали, что Терентьеву пришлось когда-то вкусить арестантских щей. Молодой учитель физкультуры имел неосторожность навалять по первое число незнакомцу, вступившему с ним в конфликт. Для Терентьева эта история закончилась одним годом зоны по статье 206 УК РФ «Хулиганство». Он, говорят, мог бы отделаться только штрафом, но на его беду потерпевший оказался сотрудником правоохранительных органов, в момент драки одетым в гражданку. По сути, Терентьев попал в тот самый мизерный процент случайных правонарушителей из поговорки «От тюрьмы и от сумы не зарекайся». Именно поэтому тогдашний директор 101-й Людмила Мозалева не побоялась принять на работу Евгения, вернувшегося из мест заключения. И не ошиблась. Педагог смог привить любовь к физкультуре и здоровому образу жизни нескольким поколениям учеников 101-й. Его воспитанники неоднократно становились победителями и призерами краевых и российских соревнований по легкой атлетике, мини-футболу, стрельбе, волейболу и баскетболу. В 2013 году бывший ученик Терентьева, Евгений Лиханов, стал чемпионом Европы по многоборью.
Снять пожизненное клеймо
«Прекрасный педагог и организатор, творческий учитель, добросовестный и ответственный работник», - так совсем недавно характеризовала опального учителя нынешний директор 101-й Елена Хоровенько. Елена Гавриловна не скрывала тогда, что ей совершенно не хочется увольнять ценного сотрудника, попавшего в жернова очистительной кампании. Надо сказать, что рвения по этому поводу не проявляла и железногорская прокуратура. Сотрудники «ока государева» прекрасно понимали: законоположения, внесенные в Трудовой кодекс, носят явно неконституционный характер. Особые правила допуска к профессии учителя, по сути, ставят на человеке, когда-то преступившем закон, пожизненное клеймо. Это посягает на само существо права на труд и приводит к утрате его основного содержания. Данное обстоятельство подтвердил и Конституционный суд Российской Федерации. В Постановлении Конституционного суда РФ от 18 июля 2013 года №19-П сказано, что безусловные увольнения лиц, имевших судимость за нетяжкое преступление, «не предусматривая при этом срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины и обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, несоразмерно ограничивают право таких лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушают баланс конституционно значимых ценностей».
Конституционный суд РФ потребовал от федерального законодателя внести в Трудовой кодекс изменения, направленные на обеспечение этого баланса. Должны быть также пересмотрены решения, вынесенные в отношении уволенных педагогов, которые обратились в Конституционный суд, сказано в постановлении.
Вынуждена выполнять?
Когда летом 2013 года вступил в силу данный документ, о ранее судимом учителе 101-й никто уже и не вспоминал. Терентьев спокойно работал: вел уроки, ездил с детьми на соревнования, готовил учеников к новым стартам и играм. И вдруг 27 октября 2014 года директор школы №101 Елена Хоровенько подписывает приказ об увольнении педагога. Неужели прокуратура все-таки заставила администрацию учебного заведения избавиться от человека с запятнанной биографией?
- Вы будете защищать Евгения Анатольевича? – спросили журналисты «ГиГ», когда узнали о произошедшем.
- От кого защищать? Я просто вынуждена выполнять закон, – почти искренне удивилась Хоровенько. – Никаких изменений в Трудовом кодексе по поводу профессиональных ограничений до сих пор нет. Пока поправки не внесены, лиц, подвергавшихся уголовному преследованию, к работе с детьми допускать нельзя.
Видимо, Елена Гавриловна совершенно запамятовала, как в конце 2012 года заявляла журналистам: она намерена бороться за то, чтобы талантливые педагоги не покидали школу из-за драконовского законодательства. По словам директора, физруку предложили на выбор увольнение по собственному желанию либо по нехорошей статье. Он почему-то выбрал последнее, да еще вынес конфликт из стен школы - рассказал о своем увольнении местному каналу теленовостей.
Но, по версии Евгения Терентьева, прокуратура на директора 101-й не давила. Евгений Анатольевич считает, что он стал неугоден администрации учебного заведения после того, как посмел вторгнуться в святая святых – распределение заработной платы.
Коса на камень
- Противостояние началось несколько месяцев назад и обострилось в сентябре этого года, - рассказал Терентьев. - В 101-й комиссия по начислению стимулирующих выплат состоит исключительно из администрации школы. Никакой прозрачности в данном вопросе никогда не существовало: кому и сколько дать, ежемесячно решалось в узком кругу, причем закрыто. Я знал, что 101-я находится практически на последнем месте по уровню зарплат учителей. На собраниях педагоги молчали, боялись спросить, почему за больший объем работы им стали платить меньше. Неудобные вопросы задавал только я.
Евгению Анатольевичу в руки случайно попал расчетный лист одного из завучей школы. Сравнив цифры, он изумился и потребовал объяснить, почему существует такая огромная разница в зарплате у сотрудника администрации школы и учителя - далеко не молодого специалиста с нагрузкой в две ставки. Разговор проходил бурно, вспоминает Терентьев. Видимо, этот инцидент и стал последней каплей.
В итоге в начале октября физрука вызвали в кабинет директора и сообщили: в его услугах больше не нуждаются. Хоровенько, похоже, не захотела иметь в коллективе смутьяна, посягнувшего на систему. То есть статья Трудового Кодекса стала не причиной, а инструментом, при помощи которого руководитель учреждения избавился от неугодного сотрудника?
Буду судиться!
Коллеги на скандал с Терентьевым отреагировали неоднозначно. Поддерживают его, как выяснилось, далеко не все. Считают, что он сам виноват в конфликте с администрацией школы. Но вот ученики и родители из-за увольнения учителя физкультуры огорчились безмерно.
«Вот иду я возле «Спутника» и вижу, как наш «никчемный» учитель на Доске почета висит. Вопрос: то ли лыжи не едут, то ли школа 101?», - написала в соцсетях одна расстроенная девочка. И это самое безобидное детское замечание. Школьный сайт пришлось срочно заблокировать - по поводу увольнения любимого учителя дети переживали слишком бурно.
Собирается ли Евгений Терентьев бороться за свое честное имя и добиваться восстановления на работе?
На этот вопрос педагог ответил утвердительно. Он будет судиться.
- Интересно, как Елена Гавриловна сможет объяснить суду, почему в 2013-м она подписала ходатайство на мое участие в конкурсе «Спортивная элита» в качестве лучшего педагога, а ровно через год внезапно сочла, что я не могу работать в школе? - размышляет Терентьев.
Он уверен, что выиграет иск. Поправки в Трудовой кодекс не сегодня-завтра внесут, а правоприменительная практика по подобным случаям, когда по рекомендации Конституционного суда решение выносилось в пользу учителя, уже есть.
Марина СИНЮТИНА