Воскресенье, 22 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Розы из навоза

12 ноября 2014 / Общество / 0
Как показывает жизненный опыт, сколько мусорное ведро ни трамбуй, выносить его все равно придется. И от того, что Новый Путь встал дружной стеной и не позволил устраивать поблизости от своих домовладений новую законную свалку, проблема утилизации твердых бытовых отходов сама собой не рассосалась, испугавшись народного гнева. Отодвинутая на время, она сделала единственное, что могла. Усугубилась.

То, что город привык считать свалкой или, если угодно, полигоном ТБО, не является на самом деле ни тем, ни другим. Серьезно. И если город будет продолжать валить туда мусор, платить ему экологические штрафы - не переплатить. Результаты изысканий показали: на территории ЗАТО Железногорск места, пригодного для размещения новой, уже абсолютно правильной свалки, просто нет. Зато выходов из этой ситуации есть целых три. Валить, куда валили, и тем самым нарушать закон дальше, зарабатывая огромные экологические штрафы. Возить за пределы ЗАТО - это немалое транспортное плечо и опять деньги. Или строить свой завод по переработке мусора.

Вариант №1 настолько противоречит действующему законодательству, что его в мэрии просто не рассматривают.
 
Даже вариант №2 - с вывозом за пределы - реальней. Правда, профильный замглавы администрации Юрий Латушкин стоит насмерть: нет, ни за что город не пойдет на повышение мусорного тарифа - а это неизбежно, учитывая возросшие транспортные расходы, если машины с нашими отбросами поедут за пределы ЗАТО. «А куда мы денемся-то?» - пожимает плечами глава города Вадим Медведев.
 
Потому что сравнительно недавно он имел возможность своими собственными глазами убедиться, в какую суперпомойку моментально превращаются окрестности, если власть прислушалась ко всем «не дадим!» и «не допустим!» Как это произошло вокруг города с чудным названием Дивногорск. Там управляющая компания получила распоряжение: мусор увозить в Красноярск, но поскольку граждане и власти увеличения тарифов не допустили, все «Камазы» с мусором едут до ближайшего куста, там и опорожняются. Поэтому для нас вариант №2 становится вариантом №3, то есть самым крайним. И на повестку выходит тема переработки на месте, то есть строительства своего мусороперерабатывающего завода.

Самый интересный проект нашли в Финляндии. Аналогов ему, говорят специалисты, в России пока нет. Так что если все срастется, Железногорск станет первым. Смысл в том, что финны весь собранный мусор перерабатывают в топливо. Железногорская идея - за счет мусорного отопления восстановить наше зеленое хозяйство. И будут у нас розы из навоза. Сейчас идут переговоры насчет стоимости проектных работ. Логика финской стороны пареной репы проще: если сам заводик стоит примерно 150 млн руб., цена проекта, по общепринятой практике, составит где-то 10 млн. Железногорск пытается уйти в 5 млн, уже заложенных в бюджет-2015. Аргументы нашей стороны: чертежик-то типовой, его просто надо к нашим условиям привязать. А это ведь несколько иная история, нежели проектно-изыскательские работы с нуля на голом месте.

Так что торгуемся пока, признался глава Железногорска Вадим Медведев, которому финская идея безотходного мусороуничтожения страшно нравится:
- Это очень интересный проект. Правда, наше министерство природных ресурсов и экологии ссылается на отсутствие необходимых экспертиз и отечественного опыта внедрения этой финской технологии. И на «попробовать» денег Железногорску вряд ли дадут. Ну и не надо. Или сами найдем, или цену уроним.
 
Татьяна ДОСТАВАЛОВА

Кстати, в Хельсинки около 30% тепла для систем централизованного теплоснабжения добывают благодаря термической утилизации отходов.
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения