Воскресенье, 22 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Николай ТЕСТОЕДОВ: «В спутникостроении мы не отстали ни на один миллиметр!»

26 декабря 2012 / Общество / 1
О плотном рабочем графике Николая Тестоедова, генерального конструктора и генерального директора ОАО «ИСС» имени академика М.Ф.Решетнева», давно ходят легенды. Но для читателей «ГиГ» сделано приятное исключение – около часа мы беседовали с главой решетневской фирмы, оценивая итоги уходящего года и перспективы ближайшего времени.

- Мы живем в непростое время. Космическая отрасль постоянно на слуху, но не всегда с позитивных позиций, - говорит Николай Алексеевич. - Последние два года космические запуски не все были удачными. Предприятие потеряло шесть спутников - не по своей вине, конечно. И потом эти странные антикоррупционные скандалы, которые сотрясают разные ведомства, в том числе и космические. Мы к ним никакого отношения не имеем, но, тем не менее, звучат страшные слова: банда ГЛОНАСС. Тем самым огромные коллективы – производственные и научные – загоняются под одни кавычки. Но одно дело - когда хочется верить жареным фактам, другое – реальность, которая нас окружает.
ОАО «ИСС» в 2012 году отработало очень хорошо. Мы провели запуск восьми космических аппаратов. Это меньше, чем в последнее время (у нас было и четырнадцать, и десять), но в этом году именно восемь. Почему? Потому что из-за неудачных запусков и работы государственных комиссий ракетчики и космодромы сейчас не справляются с тем количеством аппаратов, которые мы делаем. На сегодняшний день у нас полностью готовы десять спутников, но они будут запускаться в соответствии с готовностью средств выведения и стартовых позиций космодрома. Нам, конечно, жалко и обидно. Мы прежде всего спутникостроители, и главный итог нашей работы – это все-таки запуск космического аппарата.
Если привести цифры, то в 2005 году объем реализации продукции предприятия был 3,2 миллиарда рублей. В прошлом году - 18 миллиардов рублей, в этом выходим на 25 миллиардов.

- Что сейчас находится в работе?

- Мы одновременно изготавливаем пять спутников для ГП «Космическая связь», это крупнейший российский коммерческий оператор. Один спутник уже на орбите, другой на стапелях в цехе. Два будут выполнены для «Газпром – космические системы», два международных аппарата в работе.

- Изготовление международных спутников - это больше имидж или прибыль?

- Конечно, мы не делаем спутники в убыток. Другое дело, что прибыль от международных составляющих очень мала. Сегодня в мире предложений больше, чем спроса. Соответственно, рентабельность не очень высока. В чем важность международных запусков? Во-первых, это диверсификация: нельзя опираться только на военных или только на Роскосмос. Все время надо осваивать несколько направлений.
Второе - это важнейшее признание квалификации самого аппарата, его технических характеристик, надежности, оснащения базы и уровня производства и коллектива. Потому что перед тем, как заказать спутник, любая международная организация проводит тщательный аудит предприятия, технологий, возможностей.

- Недавно летчик-космонавт Георгий Гречко сказал, что России понадобится еще лет десять, чтобы восстановить космическую отрасль…

- На одной из лекций (я до сих пор читаю лекции в университете, правда, теперь пореже) студенты (они же наглый народ!) часто спрашивают, насколько Россия отстает в космической сфере. В спутникостроении мы не отстали ни на один миллиметр! Везде единые решения. У нас та же самая испытательная база, те же элементы, те же характеристики спутника. Да, Россия не лидер в области электронно-компонентной базы, и мы для многих аппаратов, в основном зарубежных, вынуждены покупать много импортной комплектации. Сегодня нет ни одной космической фирмы в мире, которая бы опиралась только на свою, отечественную комплектацию. Все всё закупают.

- Поможет ли в этом глобальном процессе создание госкорпорации «Роскосмос»?

- Во всем мире последние лет 15 идет непрерывная реструктуризация космических отраслей в части укрупнения предприятий. Пять лет назад в агентстве было 105 предприятий, сейчас только 80 с небольшим. Они объединены в 14 вертикально интегрированных структур, и ОАО «ИСС» – одна из них. В нашем составе десять предприятий от Ростова до Красноярска.

- Это эффективная политика?

- Да, и по нескольким причинам. Первое: либо ты маленький и выходишь на международный рынок, самостоятельно участвуешь в тендере. Либо ты крупненький…
Второе - очень сильно разбалансирована промышленность в России. Наряду с предприятиями нашего уровня есть предприятия, честно говоря, архаичные, куда без слез просто зайти невозможно. Например, в наш компьютерный век странно было обнаружить в московском «Кванте», что данные по товарообороту они вписывали в отчетность от руки. Мы, работая с зарубежными фирмами почти 20 лет, интегрировались в западную систему стандартов качества, выстраиваем такую же систему и в кооперации. Что касается дальнейшей судьбы Роскосмоса, то окончательный вариант не определен. Но при любом решении космического агентства ОАО «ИСС» останется самодостаточным предприятием.

- Вот как?

- Наше предприятие – единственное в Роскосмосе, где спутник в процессе его создания никуда не выезжает за пределы своей территории. Даже в солидных московских предприятиях – НПЦ имени Хруничева или «Энергии» - все по-другому: на вакуумные испытания они отправляются в Загорск, а если надо протестировать акустику, едут в Жуковский. У нас все свое. Есть еще одна вещь, почему нас Роскосмос бережет: мы делаем две трети спутниковой группировки в России. И на фоне всех проблем, возникших в последнее время, к нам претензий нет.

- Каковы перспективы разделения функций гендиректора и генконструктора на ОАО «ИСС»?

- Мое отношение к этой тенденции двойственное. Конечно, когда предприятие многопрофильное, как у нас, совмещать функции очень тяжело. Ты решаешь одновременно задачи безопасности, финансов, заказов, и ты должен непрерывно вести техническую политику. Сложный синтез, и на многих предприятиях уже разделены эти функции. По распоряжению Роскосмоса мы тоже будем делить эти должности, только не на двух человек – генерального директора и генерального конструктора. Предполагается, это будут генеральный директор и несколько генеральных конструкторов по отдельным направлениям - навигация, связь, оборонные задачи, геодезия. К весне такие изменения произойдут.

- Каковы ваши подходы к формированию зарплаты?

- Уровень зарплаты на ОАО «ИСС» непрерывно растет. Есть три исходные точки. Первая - инфляция. Есть инфляция бумажная, а есть реальная. Вторая – это заработная плата. Чтобы не ухудшалась жизнь человека в обществе, нужно, чтобы его зарплата росла как минимум наравне с инфляцией. Но зарплата – она зарабатывается. А зарабатывается она выпуском продукции, где играют роль и новое оборудование, и улучшенные условия, и новые технологические приемы. Но самое главное, по Карлу Марксу, это производительность труда. Поэтому те повышения, которые у нас идут ежегодно, происходят по следующему принципу: увеличение заработной платы должно быть выше уровня инфляции, но ниже роста производительности труда. Если производительность труда остается высокой, тогда мы зарабатываем деньги не только на зарплату, но и на различные социальные программы для молодежи, ветеранов, для переоснащения производства, для спорта. И последние шесть лет, что я работаю, мы этого принципа придерживаемся неукоснительно.

- Не зря к вам на предприятие бежит молодежь! А что делать тем, кому за сорок?

- Недавно премьер-министр Дмитрий Медведев призвал не заглядывать при приеме на работу в паспорт. Это правильно. Благодаря, в первую очередь, Альберту Гавриловичу Козлову, который после Михаила Федоровича Решетнева возглавлял предприятие десять лет в провальные для России годы, он смог удержать коллектив. Когда по всей стране идет плач Ярославны (дескать, у нас работают одни ветераны), то у нас кадрового провала нет.
Почему отдаем предпочтение молодым? У нас очень сложные профессии. И, невзирая на всеобщую компьютеризацию, человек становится нормальным конструктором только лет за 8-10. За этот период как раз осуществляется цикл от разработки спутника до его сдачи на орбите. Специалист проходит этот цикл полностью. И когда он делает следующий спутник, то точно знает, где он ошибался восемь лет назад.

- На ОАО «ИСС» активная социальная политика: сегодня весь город завидует вашим сотрудникам не только в части зарплаты, но и в решении их жилищных проблем. Не слишком ли это накладно для предприятия?

- Накладно. Это серьезные расходы. Но мы исходим из того, что если человеку помогли решить три проблемы – жилье, продвижение по службе, совершенствование в науке - то он сможет просто лучше работать. А с другой стороны, все мы вышли из шинели социализма. У меня уже психология (и многих директоров моего уровня), что о людях надо заботиться. Да, это накладно, но это наше будущее.

- Какова роль ядерно-инновационного кластера в нашем общем будущем, на ваш взгляд?

- Вопрос неоднозначный. Было две попытки создания подобных экономических моделей в городе. Сейчас, когда идет новая волна инновационного развития, все это достаточно симпатично выглядит - это и реальные дела, и реальные деньги. Но есть две вещи, которые требуют корректировки. Первое. Большой миф, что можно следовать по пути Дэн Сяо Пина - «Пусть расцветают все цветы». Дескать, мы сейчас все построим, потом придут люди, создадут производства, рабочие места, малый бизнес, средний бизнес, появятся инициатива и активность масс. Ни черта этого не будет! Проходили уже. Кластер может и должен существовать при другой концепции – когда есть базовые предприятия: Горно-химический комбинат со своими потребностям и технологиями, ОАО «ИСС» с потребностями и технологиями. И если они дают для промпарка и кластера заказ, тогда это будет жить. Мы точно знаем, что нам нужно, и мы готовы купить, если это будет соответствовать тому количеству и качеству, которое мы заявили. Нам нужна точная механика: такие-то детали, с какой-то приемкой, в таком-то объеме. Кто хочет – создавай, мы гарантируем, что будем покупать это до 2020 года. Нужно опираться на базовые, якорные, стратегические партнерства, которые создадут и начальный, и основной потоки инвестиций и рынка. А потом примкнут остальные. Есть ли это понимание сегодня?..
Теперь проблема закрытости города. Мы предложили создать совместное предприятие с нашим компаньоном «Thales Alenium Space» по производству приборов полезной нагрузки, которые не изготовляются в России. Два года уговаривали наших партнеров, и сейчас оформляются уставные документы. Но в кластер такое предприятие не войдет! Потому что по закону «О ЗАТО» запрещено создавать совместные предприятия. Никто никогда к нам не поедет, никакого бизнеса с иностранными компаниями не будет, пока существуют сотни преград для приезда сюда зарубежных специалистов. Устаревший закон затормозит любое международное сотрудничество. Совместное предприятие мы, в конце концов, конечно, создадим. Но разместим его в Москве. И столица получит работу, налоги. Иностранный интеллект к нам не придет, а какие-нибудь колеса мы и сами можем изготавливать, без кластера.

- Но ведь даже если и так, инфраструктура города - то самое приближение к европейским стандартам жизни - за счет кластера обновится?

- Я скажу одну крамольную вещь. Если даже не будет построен промпарк, а реализуется остальная часть (дороги, Ледовый дворец, малоэтажное строительство), это будет огромный результат для города, потому что он сработает на улучшение жизни горожан.

- Николай Алексеевич, через несколько дней наступит новый год. По традиции мы все надеемся, что жизнь в следующем году будет лучше. Ваши пожелания читателям «Город и горожане».

- Желаю горожанам, чтобы они оставались самостоятельными, инициативными людьми, которые сами формируют свою судьбу. Какие бы ни происходили события, наши градообразующие предприятия всегда ответственны за своих сотрудников, поддерживают их. Потому что это наши горожане. Я желаю, чтобы эти взаимные положительные тенденции продолжились.

Беседовала Елена ГЛАЗУНОВА
Комментарии
17 ноября 2012 / Тузова М.А.
Добрый день! Газету "ГиГ" не выписываю, но иногда хочется быть в курсе городских событий, поэтому очень хорошо, что есть электронная версия. Сайт, на мой взгляд, удобный и достаточно информативный. Мне понравился.
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения