Воскресенье, 22 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Детский лепет на лужайке

27 ноября 2014 / Общество / 0
В старом советском фильме «По семейным обстоятельствам» есть эпизод, где герой с дефектом речи, которого играет незабвенный Ролан Быков, разговаривает с другими людьми, а те его не понимают.
«- Вам нужно на улицу Койкого.
- Койкого - это куда? У вас что, подпольный кабинет?
- Почему подфольный кабинет, какой подфольный кабинет? Это поликлиника на улице Койкого.
- Улица имеет имя?
- Имеет. Максима...
- Горького?
- Правильно, улица писателя Максима Койкого».
Сегодня мало в каких железногорских садиках есть ставка логопеда, пожалуй, только в специализированных, куда ходят малыши с нарушением здоровья. В прошлом году в результате оптимизации специалистов в обычных дошкольных учреждениях сократили. Повлияло ли это обстоятельство на увеличение количества детей с речевыми нарушениями? Как ни странно, нет, говорит Татьяна Мельникова, логопед специализированного детсада «Теремок». Возможно, последствия принятого решения проявятся позднее, когда число первоклашек пополнят семилетки, предпочитающие вместо «рыба» говорить «селедка».

Сегодня дефекты речи с успехом исправляются, как у детей, так и у взрослых. Но все-таки, с какого возраста лучше всего обращаться за помощью к специалисту? Рекомендуется показать ребенка логопеду в возрасте двух лет, чтобы не пропустить время, когда можно предотвратить более сложные проблемы. Нарушения речи проявляются и в старшем возрасте. В период 4-5 лет дети много общаются между собой и перенимают друг у друга манеру речи. Иногда дефект произношения звуков зависит от неправильного прикуса, а иногда просто от лени.

Пока ребенок маленький, многие родители часто не задумываются, что речевые нарушения дошкольника вполне могут стать потом препятствием для устройства на работу и навсегда закроют человеку путь к профессии, где умение правильно говорить выше всего ценится. К примеру, в журналистику, педагогику, на сцену. С дефектом речи невозможно стать не только юристом, но и диспетчером такси, продавцом-консультантом. Даже когда речь для профессии не так уж важна, хороший рассказчик и собеседник всегда будет цениться в обществе.

- Желание многих родителей, чтобы ребенок начал изучать английский в раннем возрасте, вполне понятно и оправданно, но нужно сначала обучить малыша красивому родному языку, - уверена Татьяна Мельникова.

В уютном кабинете логопеда детского сада много игрушек и большое зеркало. Оно необходимо, чтобы малыши видели, как правильно нужно ставить свой язычок при произношении тех или иных звуков. В своей работе логопед использует специальные инструменты из хирургической стали – зонды, которыми воздействуют на язык. Занятия с такими инструментами для ребенка абсолютно безболезненны.

Много ли времени требуется, чтобы научится правильно говорить?

По словам Мельниковой, каждый случай индивидуален, главное, чтобы с ребенком занимались еще и дома.
- Заинтересованные родители могут найти в интернете любую информацию, касающуюся логопедии, но вместе с тем предъявляют слишком большие претензии к специалистам. Считают, если отдали дитя с проблемами речи в садик, где есть логопед, то пусть он их и исправляет. Это в корне неправильно, ведь успех зависит только от кропотливой работы специалиста и близких маленького человека.

Сложнее всего с малышами, у которых общее недоразвитие речи при дизартрии. Этот термин и означает нарушение произношения. Логопеды отмечают, что таких детей в последнее время становится больше. Причины возникновения общего недоразвития речи могут быть разными: от неблагополучия в период беременности и сложных родов до социальных, например, родители наркоманы или алкоголики. С дизартриком нужно заниматься долго и упорно, иначе в будущем он обязательно столкнется с серьезными проблемами. Когда у ребенка «каша во рту», его с трудом понимают сверстники, ему трудно учиться читать и писать. Да и школьные педагоги, чего уж греха таить, не особо пытаются понять нечленораздельные звуки. Часто такой человек вырастает замкнутым и несоциализированным.

Встречаются также дети, у которых звукопроизношение вроде бы и в норме, тем не менее, говорят они неправильно. Почему? Если провести глубокое обследование фонематического слуха у таких малышей, то окажется, что один и тот же звук для них может служить заменителем двух или более звуков. Именно поэтому вместо «шапка» ребенок произносит «тяпка». Или отдельные звуки он произносит правильно, но в предложениях их путает. Вместо «столяр строгает доску» говорит «сталял стлагает дошку». Такое нарушение вызвано дефектами восприятия и произношения звуков.

Если вовремя заметить его еще в дошкольном возрасте, то устранить несложно.

Пускать на самотек ситуацию «улица Койкого» не стоит. Нужно срочно искать специалиста. Рассчитывать на то, что ребенок сам с годами научится правильно говорить или его научат в школе, бессмысленно. Современные образовательные программы даже по устным предметам рассчитаны больше на решение тестов, чем на развитие речи. Сегодня многие выпускники школ не умеют внятно выразить свои мысли, почти ничего не читают. Педагогам некогда обращать внимание на ученика, путающего звуки, да и школьных логопедов уже давно нет в помине.

Марина СИНЮТИНА

Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения