Чистенько, но бедненько — вот что приходит на ум уже в вестибюле 47-го училища. На обшарпанных стенах останки оформления времен СССР, видавшая виды мебель в классах, трухлявые рамы в окнах. Это в прежние времена на начальное профессиональное образование денег не жалели — учебные кабинеты и мастерские оснащались намного лучше вузовских, да и общежития всегда были богаче. Сейчас следы былого великолепия производят удручающее впечатление.
Как выяснилось, причины упадка ПУ-47 носят как объективный, так и субъективный характер. Самый мощный удар по училищу нанесли смутные 90-е, когда резко упал престиж рабочих специальностей, канул в Лету госзаказ, а значит, исчез постоянный источник финансирования. Уже в новом тысячелетии образовательное учреждение почти добили внутренние конфликты и частая смена руководства — за три года здесь уже четвертый директор. Безвозвратно упущены возможности, которые могли бы позволить коллективу уверенней смотреть в завтрашний день.
К примеру, лет семь назад имелся реальный шанс заменить давно устаревшее оборудование и приобрести новые технологии. Чтобы получить целевые деньги, нужно было создать программу развития образовательного учреждения и защитить ее в крае. Но о каких программах могла идти речь, когда ПУ-47 до нынешнего года не имело лицензии, его выпускникам выдавали документы о получении профессионального образования от других учреждений.
Новому директору ПУ-47 Сергею Ивченко пришлось прежде всего решать именно юридические вопросы. Сейчас все документы на здания и землю уже оформлены, получена бессрочная лицензия на оказание образовательных услуг по специальностям: автокрановщик, автослесарь, мастер общестроительных работ-сварщик, монтажник, штукатур. Могут готовить здесь и мастеров отделочных работ. С приходом нового руководителя реанимирован учебный процесс и стабилизировалась обстановка в коллективе: штат мастеров производственного обучения и педагогов укомплектован полностью, прекратились жалобы в министерство.
Существующей базы достаточно, чтобы реализовывать учебные программы, считает Ивченко. Оборудование действительно устаревшее, но все оно находится рабочем состоянии, а строительные профессии, которые здесь можно приобрести, всегда востребованы. После занятий в училище сейчас есть чем заняться, к примеру, в кружке археологии. Недавно в ПУ-47 появился Совет самоуправления учащихся. Ребята сами разработали план мероприятий на год и пытаются сделать свою жизнь интереснее. Зачем будущим сварщикам и крановщикам осваивать элементы деловой активности и разбираться в премудростях археологии?
- Наши ученики в основном из малообеспеченных семей, у многих детей трудная судьба. Они варятся только в этом замкнутом коллективе, не знают, что существует и другая жизнь, - рассказал Евгений Синютин, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. - Некоторые ребята способны продолжить свое обучение и после училища, нужно только показать им перспективу.
О положительных изменениях в учебном заведении говорит и начавшийся здесь недавно ремонт. Правда, пока «ямочный», поскольку средства на него - около 2 миллионов — это экономия бюджета за текущий год. Капитального же ремонта не было аж с 1974 года — с момента образования учреждения.
В принципе, 2 миллиона рублей можно было бы выделять на ремонты ежегодно, считает директор, но дело это хлопотное, реально использовать экономию можно только в конце календарного года.
Уже сейчас в училище отремонтированы туалеты, заканчиваются отделочные работы в спортзале, на пол там укладывают новое покрытие. Скоро будут менять окна на первом этаже. То есть свет в конце туннеля перед ПУ-47 все-таки забрезжил? Однако о перспективах Сергей Ивченко говорит очень осторожно: училище жизнеспособно, но радужного настроения ни у кого нет.
–-Все дело в новом законе об образовании, согласно которому понятие «начальное профессиональное образование» исчезло.
Разработчики федерального документа посчитали, что вкладывать средства на восстановление практически разрушенной системы ПУ не имеет смысла. И обоснование нашлось: современные требования, которые предъявляют к рабочим, сегодня приближаются к квалификации специалистов среднего звена. По мнению законодателей, гораздо эффективнее включить профучилища в состав техникумов или колледжей, сделать там отдельную образовательную программу подготовки квалифицированных рабочих. Уже существует практика преобразования училищ в учреждения среднего профессионального образования либо центры профессиональной подготовки. Но там обучают рабочим специальностям только при наличии полного среднего образования. Что же ждет училище №47 в ближайшем будущем?
- Создать здесь центр профессиональной подготовки вряд ли возможно, — считает Ивченко. - Он просто не сможет выжить из-за очень больших финансовых затрат на содержание 8 тысяч квадратных метров площадей: учебного, общественно-бытового корпусов, мастерских плюс пристройки, где находится гараж. Кроме того, в городе невозможно найти необходимое число выпускников 11 классов, имеющих желание получить рабочую профессию. В настоящее время в Красноярском крае идет оптимизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования. В ее рамках вероятно слияние 47 училища и профессионального лицея №10. В некоторых регионах учреждения НПО реорганизуются в учреждения СПО, но этот процесс у нас в городе реализовывать нецелесообразно (в Железногорске уже существует два учреждения с подобными программами), кроме того, есть и кадровая проблема. И самое главное - некого учить...
--Действительно, ажиотажного наплыва желающих приобрести рабочие профессии в Железногорске не наблюдается уже много лет. Все труднее заманить выпускников в стены училищ. Вузы предлагают более сладкие пряники. За деньги открыт доступ к «верхнему» образованию тем, чьи способности ограничиваются только начальной профессиональной программой. Но ведь и раньше многие выпускники наших школ были ориентированы на институты, тем не менее, проблем с набором в училища не существовало...
Дело в том, объясняет Сергей Ивченко, что большинство пэтэушников приезжали в город из окрестных сел, благо, все училища имели свои общежития. А сейчас общежитий нет ни в одном образовательном учреждении города, кроме Школы космонавтики. К примеру, в здании общежития ПУ-47, переданного еще 15 лет назад в муниципальную собственность, теперь располагаются блок начальной школы №93 и классы дополнительного образования.
Именно из-за отсутствия жилья для иногородних училищам приходится рассчитывать лишь на внутренние резервы. А они ограниченные.
Сейчас в 47-м обучаются всего 160 человек. В основном местные подростки. Приезжих единицы - у них в городе живут родственники. И надежд на изменение ситуации никаких. В этом году только 200 выпускников 9 классов не стали продолжать обучение в средней школе. Все они были нарасхват, ведь получить профессию на базе неполного среднего образования теперь можно и в КПК, и в СибГАУ. Любопытно, что информация о количестве выпускников 9 классов 2013 года (тех, кто не пойдет в 10 класс) скрытая. За потенциальными учащимися и студентами уже идет борьба между образовательными учреждениями города, ведь при подушевом финансировании на кону стоит вопрос о самом их существовании.
--Ивченко надеется, что вопрос с общежитиями все же сдвинется с места в связи с созданием на территории ЗАТО инновационного кластера. Но успеют ли их построить до полного коллапса городского начального и среднего профессионального образования?
Туманны также перспективы взаимодействия училища с работодателями. Выпускники ПУ-47 трудятся на всех городских предприятиях, а сварщики вообще на вес золота. Но целевого заказа ПУ-47 по-прежнему не имеет. Градообразующие предприятия предпочитают обучать рабочим специальностям сами. Причем по нескольким десяткам специальностям и на новейшем оборудовании. Получается, что у училища вообще нет шансов?
- Учебное заведение, где обучают строительным специальностям, нужно в городе обязательно сохранить, - считает Людмила Булавчук, заместитель директоров ЦЗН. - Ну не будут же у нас здесь строить гастарбайтеры! Учебный центр — это, конечно, замечательно, но пока он только начинает свою деятельность. Это больше корпоративная подготовка для взрослых людей, уже имеющих профессию и повышающих квалификацию. А куда идти 16-летним подросткам, у кого учиться? Например, выпускникам 179 школы? Однако для того, чтобы училище было востребовано на образовательном рынке, ему нужно повысить качество обучения как минимум до 4 разряда.
Судьба ПУ-47 пока не решена. Ясно одно: статус училища непременно изменится. Но что из него сделают, и насколько новое будет лучше старого, покажет лишь время.
Анастасия ЗЫКОВА