12 железногорцев, преступивших закон, носят на щиколотках электронные браслеты, которые позволяют отследить все их перемещения.
Ограничение свободы как наказание, альтернативное лишению свободы, появилось в российском законодательстве в конце 2009 года. Чем же ограничивается свобода в данном случае?
Осужденный не имеет права уходить из дома в определенное время суток, выезжать за пределы территории муниципального образования. Ему нельзя посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в них. Запрещается также изменять место жительства, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за подобным контингентом лиц. Ежемесячно человек обязан являться на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию (УИИ).
Хлопотно и неудобно? Безусловно! Но все равно лучше, чем на зоне. Осужденный отбывает наказание в привычной для себя среде, может продолжить работу, учебу, сохраняет свои связи. Но чтобы решение суда не воспринималось как безнаказанность, необходимо было создать систему мониторинга и обеспечить «клиентов» средствами надзора – электронными браслетами. Для этого потребовалось целых два года.
В 2011 году на семерых горожан, приговоренных к ограничению свободы, впервые надели электронные браслеты. Их закрепляли на ноге и обязали не снимать ни днем, ни ночью. Даже в бане и при купании.
- Всего в местной уголовно-исполнительной инспекции на учет было поставлено 50 осужденных к ограничению свободы, - рассказала начальник железногорского филиала ФКУ УИИ ГУФСОН Светлана Ведерникова. - Из них 32 человека носили неснимаемые «украшения». Не надевали браслеты на осужденных, работавших на режимных предприятиях. Сегодня в электронных браслетах 12 человек. Эти средства контроля позволяют в круглосуточном режиме отслеживать перемещение подучетников. Сигналы от браслетов поступают на систему электронного мониторинга, и инспектор видит все места, где бывает осужденный, во сколько он появляется дома и уходит.
Бывают ли нарушения режима, и какое наказание за это грозит?
- Грубым нарушением считается отсутствие связи в течение 10 минут, такие случаи уже были, - говорит Ведерникова. – Сначала осужденного предупреждают о недопустимости подобного поступка. При злостных нарушениях его могут оштрафовать или заменить вид наказания – отправить в места не столь отдаленные. К слову, подзарядка батареи браслета входит в обязанности его временного владельца. Несоблюдение этого пункта тоже считается серьезным нарушением правил.
Отметим, что зона слежения распространяется только на территорию ЗАТО. Но что делать, если по серьезным причинам нужно выехать из Железногорска - скажем, копать картошку за КПП-3 или поехать на лечение в краевой центр? Если предварительно обратиться за разрешением в УИИ, объясняет Ведерникова, такое отсутствие нарушением считаться не будет.
За хорошее поведение осужденных могут и поощрить – разрешат выходные и праздничные дни и даже отпуск провести за пределами города.
- С недавних пор на электронных браслетах активирована кнопка «SOS», - продолжает Светлана Ведерникова. - Ею можно воспользоваться в экстренных случаях: при резком ухудшении здоровья, пожаре, нападении. Сообщение о ситуации поступает напрямую в дежурную часть ГУФСИН и потом передается службам спасения или в полицию.
Насколько эффективны браслеты с точки зрения профилактики повторной преступности?
Пока в практике сотрудников УИИ Железногорска еще не было случаев, когда обраслеченный совершал преступление - «всевидящее око» все-таки реально является для этих людей стоп-сигналом. Безусловно, спецсредства слежения помогают инспекторам, но бывает, что оказываются полезны и осужденным. Недавно в Иркутске сотрудники УИИ доказали, что их подучетник не имел отношения к ограблению, в котором его подозревали. Согласно данным электронного контроля, в момент совершения преступления этот человек находился дома.